Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и методологию экономической теории, раскрыть то, какие теоретические основы могут быть использованы в анализе хозяйственной практики. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Проследить основные этапы развития экономической науки;
Определить предмет экономической теории;
Рассмотреть школы экономической теории;
Изучить методологию экономической теории;
Рассмотреть, как используются основы экономической теории в анализе хозяйственной деятельности предприятий.
Ввeдeниe.............................................................................................................3
Прeдмeт экoнoмичeскoй тeoрии.......................................................................5
Вoзникнoвeниe и oснoвныe этaпы рaзвития экoнoмичeскoй нaуки............................................................................................................5
Прeдмeт иccледования экoнoмичeскoй тeории…...................................9
шкoлы экoнoмичeскoй тeoрии................................................................12
Метoдология эконoмической теoрии…………………………………..........18
2.1 Мeтодoлoгия, кaк нaука экономическoй теoрии………................18
2.2 Экономические модели ………………………...…………………..27
Эконoмическая теoрия в анализе хoзяйственной деятeльности прeдприятий…………………………………………………………………...29
Зaключение........................................................................................................34
Список литературы..........................................................................................36
При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.
Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Вопрос что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить — все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Полностью
загруженная экономика при
Полное
использование
Разрешение проблемы как производить товары связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, который зависит от цен на ресурсы и технологий.
Решение вопроса о том, как производить продукты, связано не только с технологическим выбором, но и с особенностью организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут стать предприятия частные или государственные, крупные или мелкие.
Решение третьего фундаментального вопроса — для кого производить — зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?
Проблема
распределения общественного
Способы решения трех фундаментальных экономических проблем являются критериями для выделения разных типов экономических организаций.
1.3 школы экономической теории
До эпохи развития капитализма экономическая наука не существовала как таковая, а экономические исследования носили периодический фрагментарный характер, касаясь в основном анализа хозяйственной практической деятельности, изредка затрагивая современные экономические законы и теорий. Это являлось следствием того, что экономика носила натуральный характер с элементами товарно-денежных отношений.
Начало развития капиталистических
экономических отношений в
Открытие новых территорий («Эпоха великих географических открытий») и колонизация стран ускорило процесс первоначального накопления капитала, что в свою очередь послужило предпосылкой исследования закономерностей в сфере товарно-денежного обращения.
Меркантилизм. Зарождение первой экономической
школы происходило в Англии, Франции, Италии
и других странах, где зарождался капитализм.
Эта школа в последствии получило название меркантилизм (от mercante – купец, торговец).
Меркантилисты дали экономической
науке ряд важных положений. Основой богатства
нации они видели не в преумножении, а
в накоплении национального дохода. Источником
накопления национального дохода является
прибыль от внешней торговли и добыча
благородных металлов. Прирост богатств
таким способом был очевиден: товары покупались
в одной стране по более низкой цене и
продавались в другую по более высокой.
Отсюда можно сделать вывод, что только
труд, занятый в сфере внешней торговли
и добычи благородных металлов являлся
производительным и результативным для
формирования национального дохода страны,
а труд, занятый в сфере товарно-денежных
отношений на внутреннем рынке страны
не приносил никакой пользы для национального
дохода.
В эпоху меркантилизма принято различать ранний (конец XV – середина XVI вв.) и поздний (вторая половина XVI - XVII вв.) меркантилизм.
Ранний меркантилизм ставил перед собой задачу сохранения денежных средств и благородных металлов в стране и привлечение дополнительных средств из-за границы. В этих целях купцам запрещалось вывозить драгоценные металлы из страны, а вырученные денежные средства за границей государство обязывало тратить на территории своей страны. То есть при раннем меркантилизме денежные средства в страну привлекались административными методами.
С приходом позднего меркантилизма задачи немного изменились. Поздние меркантилисты отменили запрет на вывоз денег из страны, т.к. это препятствовало развитию внешней торговли, но выступали за достижение активного торгового баланса, т.е. превышения экспорта над импортом товаров. Иными словами поздние меркантилисты стремились привлекать денежные средства в страну экономическими методами.
Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. С появлением в 1615 году “Трактата о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать, мало покупать”.
Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар – деньги, но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а, защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала. Ими был выдвинут тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе за границу приносят прибыль.
В отличие от европейских меркантилистов, первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства.
Эпоха меркантилизма завершилась с развитием индустриальной стадии производства, и на смену торговому капиталу пришел промышленный.
Классическая школа. Классическая школа считается более состоятельной школой в экономической науке, нежели меркантилизм. Классикам удалось доказать несостоятельность школы меркантилизма в силу того, что представляемые ими теории были безжизненными в современном индустриальном обществе.
Классическая школа разбилась на два течения – французское (физиократы) и английскую классическую школу политэкономии.
Французская школа зародилась
в XVIII в. Ее основал и впоследствии
возглавил Франсуа Кенэ. Его теория
заключалась в следующем: самой
продуктивной отраслью экономики он считал
сельское хозяйство, т.к. человек не занимается
созданием продукции напрямую, а лишь
создает необходимые условия для ее получения,
всю остальную работу за него выполняет
природа.
Английская классическая политическая
экономия развивалась в XVII – XVIII в.в. и
наиболее яркими ее представителями были
Адам Смит, Вильям Петти и Давид Рикардо.
Мыслители английской классической школы полагали, что стоимость создается не только в сельском хозяйстве, а во всех отраслях экономике, где присутствует труд человека, который, по их мнению, является главным условием создания стоимости товара, которая выражается в деньгах. А. Смит и Д. Рикардо полагали, что рабочие создают стоимость товара, которая лишь частично возвращается к ним в виде заработной платы, остальную часть стоимости присваивают работодатели, которые расплачиваются за аренду земли, банковский процент и получают прибыль.
Неоклассическая школа. В последней третьи XIX века зарождается новое направление в экономической теории – неоклассическая школа, являющееся продолжением английской классической школы, но имеющая ряд отличительных черт. В частности она развивала теорию предельной полезности и теорию предельной производительности труда и капитала. Данное направление в экономической теории основали профессора Венского университета Карл Менгер, Евгений Бём-Баверк и Фридрих фон Визер.
Одной из важнейших теорий,
предложенных австрийскими учеными, была
теория «предельной полезности». Ученые
пришли к заключению, что каждый индивид
сам для себя определяет степень полезности
(необходимости) данного товара. Причем,
субъективная ценность товара, а, следовательно,
и его рыночная цена зависит только от
желания удовлетворения потребности и
степени его насыщения. К примеру, для
человека, испытывающего сильную жажду
первый стакан воды имеет высокую степень
полезности, последующие будут постепенно
терять свою степень полезности по мере
насыщения потребности в воде. Наименьшую
пользу в данном примере будет приносить
последний стакан воды, являющийся «предельно
полезным». Следовательно, под «предельной
полезностью» принято понимать единицу
продукции, наименее удовлетворяющую
потребность индивида в данной продукции.
Одним из выдающихся представителей неоклассиков
был руководитель кафедры политической
экономии Кембриджского университета
профессор Альфред Маршалл. В своих работах
он проанализировал взаимодействие спроса
и предложения на рынке, предложил свою
теорию формирования цены и ввел новое
понятие эластичности спроса.
Формирование цены на рынке, по мнению Альфреда Маршалла, протекает следующим образом: «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой» [1]
Кейнсианская экономическая школа. В XX веке в экономике индустриальных стран произошли изменения – производство становилось массовым, стали появляться монопольные объединения предприятий, диктующие свою ценовую политику на рынке, свободная конкуренция постепенно вытеснялась. Результатом всего этого стал разразившийся мировой экономический кризис 1929 – 1933г.г. Методы преодоления глубокого кризиса были предложены английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом.
Методы, предложенные Кейнсом, заключались в следующем:
Кейнс полагал, что рыночная система не склонна к саморегулированию и эту функцию должно выполнять государство, однако, на примерах мировой истории, мы видим, что, хотя государство и может оказывать влияние на экономическое развитие страны, но оно не в состоянии полностью предотвратить экономические кризисы.
Неокейнсианская экономическая школа. Современные сподвижники Кейнса дополнили и конкретизировали труды своего учителя. Одна из важнейших работ неокейнсианского течения заключалась в создании модели экономического роста. В данном направлении работали Е. Домар и Р. Харрод.
Они исходили из двух постулатов:
Главная идея модели экономического
роста Е. Домара заключается в
том, что только постоянный прирост
инвестиций в масштабе национальной
экономики обеспечивает равновесие совокупного
спроса и предложения.
В основу модели экономического роста
Р. Харрода положена теория акселератора
(ускорителя), которая показывает зависимость
прироста инвестиций от прироста дохода.
Суть модели заключается в том, что увеличение спроса воздействует как ускоритель на рост инвестиций, направляемых в основной капитал.
Монетаризм. В экономике начала 70-х – начала 80-х годов ситуация резко изменилась: на смену высокому уровню безработицы пришла инфляция с высокими темпами роста, впоследствии получившая название «стагфляция». Прежние методы регулирования рыночных отношений действовали не эффективно, поэтому было необходимо искать новые «лекарства» для лечения экономики.
Большой вклад в реконструкцию экономики внесли монетаристы, в частности их лидер, американец Милтон Фридмен. Они провели исследования механизма влияния денежной массы на товародвижение и выявили денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.