Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа
Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия.[1] До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели
Введение.
Общее понятие экономической безопасности.
Экономика России с точки зрения экономической безопасности.
Военно-экономическая безопасность.
Внутриэкономическая безопасность.
Внешнеэкономическая безопасность.
Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.
Заключение.
Список литературы.
В связи с этим тезис, что государство
постепенно должно «уйти» из сферы
экономики, является явно необоснованным.
Для нашей страны с её обширной
территорией и большими межрегиональными
различиями необходимо, наоборот, сохранение
координирующей роли государства. Оно
обеспечивает согласованное экономическое
поведение хозяйствующих
В общих чертах структура формирования региональной экономической безопасности России – это прежде всего комплекс экономических, геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:
Предпосылки для её выживания и сохранения её региональных структур в условиях кризиса и будущего развития.
Защиту жизненно важных интересов страны и её территорий в отношении ресурсного потенциала.
Создание внутреннего
Конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны.
Условия и образ жизни, достойные
цивилизованного человека и возможности
устойчивого и нормального
Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития.[17]
В этом году правительство приняло
проект «Основных направлений
Авторы «Направлений»
Системообразующие отрасли и структуры.
Макроэкономические показатели.
Первая группа индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, её способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важными здесь считаются пороговые значения по общему объёму производства. Принята следующая величина пороговых значений: объём ВВП в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семёрки», на душу населения – 50% от среднего по «семёрке», и 100% – от среднемирового показателя ВВП.
По размерам ВВП Россия занимала
в 1999 году 14 место после США, Китая,
Японии, Германии, Индии, Франции, Великобритании,
Италии, Бразилии, Мексики, Канады, Испании
и Южной Кореи. По паритету покупательной
способности ВВП составлял
По мнению некоторых экономистов
росту ВВП необоснованно
Пороговые значения для индикаторов,
характеризующих структуру
После кризиса 1998 года доля обрабатывающей промышленности возросла до 53 – 54%, а машиностроения – до 17 – 18%, доля импорта упала, но в данный момент наблюдается тенденция к увеличению импорта в связи с укреплением рубля. В целом за год импорт оценивается в 49 – 50 млрд. долларов (на 10 – 11% больше прошлого года).
Инвестиции в производство росли до июня 2000 года, и за 1999 год составили 26% ВВП при пороговом показателе 25%, однако впоследствии произошло замедление роста инвестиций, и начиная с сентября 2000 года начался спад.[20]
Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. О коэффициентах Джини и разницы в доходах упоминалось выше, а вот пороговые индикаторы продолжительности жизни – 70 лет, показателя безработицы – 7%.
По данным Госкомстата за 1999 год
средняя продолжительность
Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния:
Пороговый объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (сейчас примерно 17% ВВП);
Пороговый объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (сейчас примерно 54% ВВП);
Дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5% (на данный момент наблюдается устойчивый профицит примерно в 2% от ВВП);
Пороговое значение объёма иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей – 25% (более 100% на сегодняшний день);
Пороговое значение денежной массы (М2) в процентах к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).
Наибольшую угрозу экономической безопасности России в настоящий момент представляют показатели денежной массы и внешнего долга.
В России сохраняется крайне низкая монетизация экономики, в то время, как в промышленно развитых странах этот показатель нередко превышает 100%. Рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, это является одной из причин значительной долларизации денежного обращения.
На 2003 – 2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней задолженности государства, составляющие 14 и 17 млрд. долларов соответственно, что составляет порядка 33% и 41% федерального бюджета. Это очень тяжёлая нагрузка на Россию, особенно в свете предстоящего падения цен на нефть и металлы на мировом рынке.
Правительство решило использовать часть профицита бюджета на создание накопительного фонда для выплаты внешней задолженности, однако правильнее было бы не замораживать эти средства на счёте а вложить их в виде инвестиций в российскую экономику.
Системообразующие отрасли.
По размеру и протяжённости территории Россия занимает первое место в мире. Три оставшихся монополиста связывают воедино всю страну. Три естественные монополии – МПС России, «Газпром» и РАО «ЕЭС» присутствуют практически во всех регионах РФ и существенно влияют на экономическую ситуацию в стране. Генри Кессинджер когда-то сказал, что Россию не победить, не разорвав её энергетическую и транспортную сеть. Так как РАО «ЕЭС» существенно зависит от «Газпрома», то его также можно включить в этот список. Правительство намерено реформировать все три отрасли, и от результата реформирования будет напрямую зависеть вопрос жизнеспособности России как единого государства.
МПС России.
Железнодорожный транспорт представляет
собой единый производственно-
Единство и целостность сети
железнодорожных дорог создаёт
условия для гибкого
В 1991 году съём продукции с одного
километра пути был в 4 раза выше,
а себестоимость перевозок –
вдвое ниже, чем на железных дорогах
США. [21] Правительственным проектом «Концепций
реформирования железнодорожного транспорта
РФ» (существовавшим в 1998 году), предусматривается
расчленение единой производственно-
Реформа нацелена на выполнение требования МВФ и ЕБРР. В общем, предлагается сделать всё то, что было сделано с автомобильным, морским и воздушным транспортом.
С учётом финансовых результатов подсобно-
При реформировании железных дорог
выдвигаются ложные предпосылки, что
они не испытывают конкуренции со
стороны других видов транспорта.
Это не так. При перевозке малогабаритных
грузов на небольшие расстояния с
железной дорогой конкурирует
Дробление вагонного парка приведёт к ухудшению его использования, увеличением затрат на его содержание и обновление.
Что касается широкого доступа пользователей
транспорта к инфраструктуре железных
дорог, то уже сегодня тысячи грузоперевозчиков
(отечественных и зарубежных) через
сотни транспортно-
Взглянув на состояние других видов
транспорта видно, что будет после
реорганизации с
«Газпром».
Европа, не способная в течение
трёх последних десятилетий
Западные аналитики нередко
в сердцах называют «Газпром»
министерством, а не компанией. Это
по сути дела и есть Министерство газовой
промышленности СССР, в конце 80-х
годов переименованное в
Судя по регулярно появляющимся сообщениям, из «Газпрома» постоянно выводятся активы. Чего стоит одна печально известная компания «Итера».
Однако вопрос об активах – это лишь аспект гораздо более широкой проблемы. В 90-е годы существовало негласное соглашение между государством и «Газпромом». «Газпром» субсидировал российскую экономику, а государство не вмешивалось в дела компании. Сейчас государство хочет усилить свою роль в компании. С целью перестройки «Газпрома» Рэм Иванович Вяхирев был отправлен на заслуженный отдых «в связи с окончанием срока действия трудового контракта». Новым руководителем «Газпрома» был назначен заместитель министра энергетики Алексей Миллер, год до этого проработавший в Министерстве атомной промышленности, малозаметный госчиновник второго эшелона, экономист по образованию.
Есть две причины данной рокировки
в руководстве крупнейшего
Необходимость реорганизации «Газпрома», создания конкурентного газового рынка в России (как это перекликается с повышением конкурентоспособности МПС и РАО «ЕЭС России»).
Вторая причина не так очевидна, но вполне вероятна. Давление со стороны европейских партнёров, начавших с конца 1998 года требовать понижения цен по заключённым долгосрочным контрактам на поставки газа, заставили Рэма Ивановича Вяхирева обратиться к идее «газового ОПЕКа» с тем, чтобы хоть как-то противостоять напору европейцев. Благо возможности для этого существовали – газ в Европу поставляют всего четыре страны: Норвегия, Россия, Саудовская Аравия и Алжир. Возможно, что страны ЕС, в лице Германии проллобировали отстранение «неудобного» Вяхирева.
Как бы то ни было, существует серьёзная
угроза, что довольно скоро крупнейший
мировой концерн будет
РАО «ЕЭС России».
Руководство РАО «ЕЭС России» давно громогласно заявляло о необходимости реструктуризации отрасли, о необходимости огромных инвестиций в переоборудование отрасли в ближайшие несколько лет. При отсутствии таковых, 40% оборудования должно выйти из строя к 2005 году. И тогда Россия, со своей растущей экономикой, превратится из энергоизбыточной страны в энергодефицитную. По версии менеджмента РАО России необходимо 30-60 млрд. долларов капитальных вложений в течение 10 следующих лет, по версии других источников – 7–15 млрд.[24] Точных данных, основанных на проверке и тестировании оборудования нет ни у кого, поскольку серьёзной инвентаризации состояния основных фондов в энергетике не проводилось уже много лет.