Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:51, курсовая работа
Цель данной работы – показать проблему дефицита в экономике, и методы преодоления данного явления.
Объект исследования – экономика государства.
Задачами данной работы являются:
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Проблема дефицита в условиях командно-административной системы………………………………………………………………………….5
Плановая экономика как причина возникновения дефицита (Модель Корнаи)……………………………………………………………………... 5
Формы дефицита…………………………………………………………...10
Проблема товарного дефицита в экономике (на примере СССР) ………12
Глава 2. Дефицит в условиях рыночной экономики, его причины и последствия……………………………………………………………………. 22
Глава3. Методы регулирования дефицита………………………………….. …27
3.1 Управление дефицитом.………………………………………………….. 27
3.2 Расстановка приоритетов…………………………………………………. 29
3.3 Формула управления дефицитом………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………
Авторы работы «Народное благосостояние. Тенденции и перспективы» на основе социологического анализа приходят к выводам, что уровень удовлетворенности покупателей качеством товаров зависит от дефицитности данного товара, соответственно, чем выше степень дефицитности товарной группы (ткани, чулки, трикотаж, меха), тем больше доволен качеством товара покупатель. Эта взаимосвязь объясняется, по мнению авторов, не абсолютно идеальным качеством дефицитной продукции, а отсутствием ассортимента, т. е. невозможностью сравнить покупаемую вещь с лучшими образцами, поступающими в продажу. И наоборот, чем шире ассортимент, тем больше внимания и претензий к качеству товара. К выводам о неактуальности вопроса качества товаров при дефиците также приходит Ю.А. Беляев, но он рассматривает несколько иной аспект проблемы, рассуждая о незаинтересованности производителя в повышении качества дефицитных продуктов, так как понятия «дефицит» и «высокое качество» исключают друг друга.
В целом исследователи, рассуждающие о социальных реалиях 1980-х годов, сходятся в том, что население, при официально низких государственных ценах и высоких зарплатах, тратило колоссальный объем времени на обеспечение семьи элементарными продуктами и товарами, не всегда высокого качества. Проблема дефицита, безусловно, существовала, и связана она была с системой распределения и отсутствием ассортимента товаров, а главное - с ростом потребностей населения.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в целом проблема дефицита товаров в СССР в 1980-е годы довольно активно обсуждается в литературе, и за последнее десятилетие вышло достаточно большое количество работ, посвященных данной проблематике или косвенно затрагивающих ее. Авторы рассматривают проблему с разных точек зрения, привлекая материалы обследования семейных бюджетов, статистические данные, результаты социологических опросов. Тем не менее, различные аспекты проблемы исследованы не одинаково. В большей степени изучены аспекты ценовой политики, ее влияния на дефицит, социально и географически неравномерного распределения товаров. Гораздо менее изученными, на наш взгляд, являются следующие моменты. Во-первых, проблема качества советских товаров. Объективного сравнительного анализа товаров советских и нынешних российских в литературе нет, как нет и исследований о соответствии товаров в СССР ГОСТам и их эталонным качествам. Также авторами фактически не изучена проблема сравнения качества товаров СССР и США, других зарубежных стран. Во-вторых, недостаточно отражена в работах проблема ассортимента товаров по регионам СССР.
В целом, помимо рассмотрения аспектов отдельных проблем, отсутствуют обобщающие работы, посвященные дефициту в СССР в 1980-е годы, как в масштабах всей страны, так и по регионам. Необходимы дальнейшие исследования по данной проблеме, в изучении которой еще имеется достаточно много «белых пятен».
2.ДЕФИЦИТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
По статистике, дефицит товара является одной из самых острых проблем и продавца, и покупателя и часто оценивается примерно в 8% от общего оборота. По другой, не менее печальной статистике, в крупных магазинах излишек товара (часто называемый "неликвид") составляет до 20% всего ассортимента.
Дефицит - превышение спроса над предложением. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.
Дефицит может носить временный или постоянный характер. Но в любом случае его последствия вполне очевидны - компания недополучает прибыль. Однако не все так просто. Если дефицит носит постоянный затяжной характер, то последствия могут быть печальнее, чем, кажется на первый взгляд:
Недополучение прибыли по причине слишком низкой цены;
Прямые убытки вследствие отсутствия продаж;
Ухудшение имиджа магазина в глазах покупателей: "Здесь никогда не бывает нужных продуктов";
Потеря потенциальных и реальных клиентов;
Пустота на полках магазинов, незаполненные прилавки;
Рост продаж у конкурентов, у которых есть такой товар;
Издержки из-за действий, направленных на устранение дефицита - перемещение товара на полках, срочный поиск товара-заменителя;
Напрасно потраченные деньги на рекламную кампанию или дегустацию;
Стресс у сотрудников и как следствие, их демотивация.
Последствия дефицита больше касаются внешней среды магазина и особенно опасны для компании, которая находится в стадии роста и развития, когда завоевание покупателей и их лояльности является стратегической целью.
Рассмотрим возможные факторы, по которым мы имеем недовольных покупателей, нервных продавцов и отсутствие товара на складе:
1. Несбалансированная цена (спрос
опережает предложение). Обычно дефицит
свидетельствует о низком
Что делать? Поднять цену.
2. Ошибки в планировании закупок
и анализе продаж. Как правило,
эта причина кроется в людях,
которые по каким-то причинам
плохо делают свою работу. Возможно,
не обучены, возможно, не видят
связи между закупленным и
проданным товаром. Так или иначе,
без серьезного анализа продаж
и без точного планирования
компания быстро получает
Что делать? Научить закупщиков планированию, разобраться, почему анализ показывает не всю картину. Может, дело в неправильном учете позиций - когда "в компьютере есть", а на складе нет?
3. Изменение текущей ситуации
на рынке (появление новой моды,
тенденции, закона). Знакомая картина,
не правда ли? Еще вчера дырочка
на джинсах казалась
Что делать? Реагировать на запросы покупателей и на новые законы своевременно, держать руку на пульсе, сделать изучение рынка своей прямой обязанностью. Или дождаться окончания действия закона…
4. Активная рекламная или PR кампания.
Случай из жизни: "У нас обычный
магазин, продающий множество продуктов
от разных производителей. Вдруг
покупатели начинают активно
спрашивать "тот йогурт, что в
рекламе". У нас он никогда
так активно не продавался! Начинаем
разбираться, и видим, что производитель
запустил активную рекламу на
телевидении и в семейных
Что делать? Воспитывать поставщиков, объясняя им, какие последствия бывают от такой деятельности. Перед любой акцией увеличивать заказы согласно планируемому росту спроса.
5. Логистические проблемы. Товар
может быть правильно заказан.
На него может быть
Что делать? Работать с теми поставщиками и транспортными компаниями, которые берут на себя ответственность за задержку груза. Или не работать с теми, кто постоянно подводит. В конце концов, это Ваши деньги.
6. Товар заказывается без учета
комплексности. Есть товар, продажи
которого влияют на продажи
другого - например, шампанское и
конфеты, мука и дрожжи, зеленый
горошек и майонез. В таком
случае квалификация менеджера,
который составляет заказ на
закупку товаров, может иметь
решающее значение. "В нашей
компании заказы на пиво
Что делать? Разобраться с квалификацией и мотивацией своего персонала. Или разобраться с категориями товаров - кто за что отвечает. Достаточно ли закупщики мотивированы на такой результат, как продажа товаров?
7. Социальные и экологические
факторы. Погода, экология, эпидемии
могут спровоцировать
3.МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
3.1 Управление дефицитом.
Все известные маркетинговые инструменты ориентированы на решение задач по увеличению продаж, прибыли, доли рынка и т. д. Но до сих пор отсутствуют обоснованные и проверенные методики работы по «управлению дефицитом» — когда выросший спрос превышает производственные возможности.
Верна ли стратегия?
В ряде динамично развивающихся отраслей современной российской экономики периодически возникает дефицит той или иной продукции, связанный, как правило, со скачком спроса или его плавающей сезонностью. Возможности управления этими процессами чрезвычайно узки. Так, в промышленном маркетинге не всегда можно регулировать спрос повышением или понижением цены. Сложно также четко спланировать объемы продаж, так как при среднем цикле реализации товара от двух месяцев до года эластичность спроса достаточно низка. Рассмотрим схему сделки в строительной отрасли. При продвижении продукции на строительный объект необходимо добиться согласования на нескольких уровнях: с заказчиком, проектировщиком, подрядчиком. При этом с каждым потребуется встретиться только в строго определенный момент, не раньше и не позже. И, так как на крупных объектах в ходе строительства проектные решения могут меняться, не исключено, что всю эту цепочку придется пройти не один раз. К тому же завершение сделки и непосредственная закупка продукции в значительной степени зависят от финансирования объекта.
И вот, наконец, когда вся большая согласовательная работа проведена: продукция внесена в проектную документацию, подрядчик размещает заказ, перечисляет деньги, — внезапно выясняется, что изготовители загружены такими заказами на два-три месяца вперед и поставки не могут быть обеспечены в сроки, устраивающие строителей. Это достаточно типичная ситуация, которую можно разрешить следующим образом:
1) выполнить заказ вне очереди;
2) отказаться от выполнения
Очевидно, что первый вариант решения проблемы — самый целесообразный, но в условиях дефицита невозможно выполнить обязательства сразу перед всеми заказчиками. Придется выбирать между ними. По какому принципу делается этот выбор — разговор особый. Необходимо помнить, что дефицит — явление временное и спрос на отсутствующую на рынке продукцию будет удовлетворен или производителем, или его конкурентами, или c появлением альтернативной продукции. С точки зрения интересов продавца и производителя превышение спроса над предложением — благоприятный фактор, но требует особого стратегического подхода. Необходимо заглянуть в будущее и решить, с какими заказчиками выгоднее иметь дело. При этом кем-то придется поступиться, а кого-то отложить на перспективу. Так или иначе, подобная ситуация заставляет задуматься, в том числе, и о том, есть ли у компании грамотная стратегия и как ее скорректировать.