Экономическая природа дефицита и методы его регулирования. Рынок в условиях дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать проблему дефицита в экономике, и методы преодоления данного явления.
Объект исследования – экономика государства.
Задачами данной работы являются:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Проблема дефицита в условиях командно-административной системы………………………………………………………………………….5
Плановая экономика как причина возникновения дефицита (Модель Корнаи)……………………………………………………………………... 5
Формы дефицита…………………………………………………………...10
Проблема товарного дефицита в экономике (на примере СССР) ………12
Глава 2. Дефицит в условиях рыночной экономики, его причины и последствия……………………………………………………………………. 22
Глава3. Методы регулирования дефицита………………………………….. …27
3.1 Управление дефицитом.………………………………………………….. 27
3.2 Расстановка приоритетов…………………………………………………. 29
3.3 Формула управления дефицитом………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.27 Кб (Скачать файл)

Что хорошо для акционеров… 

Именно управленческие решения помогут справиться с дефицитом продукции на рынке.

Довольно часто при появлении дефицита в качестве основы управленческих решений избирается финансовый подход.

Суть его состоит в том, чтобы производить и поставлять необходимую продукцию нужным клиентам, используя те каналы сбыта, которые приносят максимальную прибыль. Это — самая простая, понятная и хорошо воспринимаемая акционерами тактика. Вместе с тем это и чрезвычайно недальновидная политика, имеющая краткосрочную перспективу.

Известен пример, когда одна уважаемая зарубежная фирма оказалась в положении резко возросшего спроса на ее продукцию в Западной Европе. Она вынуждена была отказаться от поставок постоянным клиентам, которые использовали ее продукцию в собственном производстве. Это был сложный сегмент, который требовал затрат на систему сбыта, сервис и научные разработки. Для клиентов отказ от поставок фирмы был очень болезненным, так как найти замену и отладить заново производственный процесс было сложно. Фирма же избрала вариант максимизации прибыли, отдав предпочтение сегменту частных потребителей, которым можно было поставлять стандартную продукцию, пожертвовав постоянным и надежным производственным клиентом. Однако ажиотаж в данном сегменте длился не вечно. Частные потребители подверглись активной атаке производителей-конкурентов, выпускающих продукт-заменитель по более низкой цене. Прибыли и продажи фирмы в этом сегменте упали. И тогда она снова обратила свое внимание на прежних клиентов. Но вернуть их оказалось непросто. После разрыва связей «старые» потребители, пережившие долгий и болезненный переход на продукцию других изготовителей, не собирались возвращаться к прежнему поставщику. Фирме понадобилось 25 лет для того, чтобы восстановить свои позиции в этом сегменте рынка.

 

3.2 Расстановка приоритетов.

 

Можно привести множество примеров из опыта фирм, работающих в B2B-секторе, когда в ситуации дефицита производитель просто квотирует поставки своим дилерам и тем самым решает проблему приоритетов. Это самый простой и прозрачный подход, предоставляющий партнерам определенные гарантии. Однако он имеет ряд серьезных недостатков:

1. При решении вопросов поставок  продукции конечным потребителям  дилер расставляет приоритеты  по собственному усмотрению.

2. Производитель теряет контроль  над процессом формирования спроса.

3. Квотирование поставок снижает  активность дилеров.

4. Поставщики широкого ассортимента  продукции переводят наиболее  эффективных сотрудников с квотируемого  направления на развивающиеся.

Учитывая это, в условиях дефицита продукции руководителям рекомендуется пересмотреть сегментацию рынка. Для сегментации рынка промышленной и строительной продукции можно использовать следующие основные переменные:

1. Отрасли. Акцент — на приоритетных  отраслях.

2. Объем потребителя. Определение  объема приоритетного потребителя.

3. Географический охват. Выбор территориальных  приоритетов.

4. Тип собственности потребителя. Определение приоритетов для  государственных, акционерных, частных, иностранных предприятий.

5. Статус потребителя. Поддержка  старых клиентов и/или развитие  отношений с новыми потребителями.

6. Сервисное обслуживание. Определение  уровня сервисного обслуживания  потребителей: интенсивное или минимальное.

7. Подход к снабжению. Акцент  на сотрудничестве с компаниями, предпочитающими долгосрочные договоренности или тендерные отношения.

8. Подход к совершению покупки. Продажи компаниям, с которыми  налажены прочные связи, или акцент  на наиболее привлекательных  потребителях.

9. Критерий совершения покупки. Определение приоритетов критериев  покупки: качество/сервис/цена.

10. Скорость доставки. Акцент —  на компаниях, нуждающихся в быстрой  или плановой доставке товара/услуги.

11. Размер заказа. Фокусирование  на крупных или небольших заказах.

12. Общность продавца и покупателя. Фокусирование на покупателях, чье  восприятие и система ценностей  близки продавцу.

13. Отношение к рынку. Приоритет  рисковым или консервативным  потребителям.

14. Лояльность. Приоритет потребителям, лояльно относящимся к поставкам.

Для того чтобы правильно распределить приоритеты данных переменных, необходимо изучить привлекательность различных сегментов рынка и собственные возможности участия в конкурентной борьбе в данном сегменте в долгосрочной перспективе. Основные параметры:

1. Привлекательность потребителей.

2. Размер сегмента.

3. Темп роста сегмента.

4. Доходность сегмента.

5. Интенсивность конкуренции.

6. Затраты на развитие продукции.

7. Затраты на систему сбыта  и сервиса.

Далее нужно оценить конкурентные преимущества компании в данном сегменте, исходя из следующих характеристик:

1. Производственный уровень и  технологические возможности.

2. Организационная структура.

3. Эффективность системы сбыта.

4. Финансовые ресурсы.

5. Опыт работы на рынке.

6. Восприятие клиентами компании.

7. Характер конкуренции в данном  сегменте.

8. Возможная реакция на попытку  завоевать данный сегмент.

Важно не просто стратегически верно произвести сегментирование покупателей, но и иметь силу воли отказаться от некоторых клиентов. Иногда целесообразно сохранять частичное присутствие в неприоритетных сегментах.

Неверный подход к сегментации приводит к рассредоточению активности компании, ее уязвимости перед узко фокусированными конкурентами, потере доверия потребителей. Выбор компанией приоритетных потребителей должен основываться на учете двух простых факторов:

1. Привлекательность рассматриваемой  группы потребителей.

2. Способность превзойти конкурентов  в этом секторе.

Безусловно, необходимо точно оценить перспективы развития своего бизнеса. Если бизнес будет узко локализован, то, как показывает опыт других стран, при насыщении рынка данным видом продукции можно будет конкурировать лишь на территории 200—300 км от места расположения производства. Например, имея завод в Москве, отправлять львиную долю продукции в Нижний Новгород, оголяя московский рынок, нелогично. Правильная разметка границ деятельности — один из шагов, способствующих успеху конкурентной стратегии.

Неумение правильно расставить приоритеты приводит к размыванию целей, распылению ресурсов и ослаблению конкурентоспособности. Ошибки при расчетах границ деятельности ведут к тому, что могут быть упущены перспективные потребители, недооценены возможности конкурентов, не учтены тенденции рынка.

Безусловно, для каждого предприятия возможны свои собственные построения, связанные со спецификой производства, условий, планов развития и т.д.

 

3.3 Формула управления дефицитом.

 

Таким образом, можно сформулировать принцип управления дефицитом с позиции трех маркетинговых “P”:

1. Placing — дистрибуции.

2. Product — продукта.

3. Price — цены.

Однако при этом нельзя забывать о людях (People) и продвижении (Promotion).

В условиях дефицита продукции снижается мотивация сотрудников сбытовых подразделений. В этом случае необходимо проведение специальных мероприятий, в частности по корректировке системы выплат бонусов в соответствии с новыми приоритетами по переключению активности персонала на перспективные направления или захвату приоритетных сегментов. В круг задач по продвижению продукции должны включаться меры по коммуникации с рынком, в том числе коррекция последствий недопоставок продукции и укрепление имиджа производителя как надежного поставщика. В отдельных случаях в сегментах, где спрос носит инерционный или отложенный характер, возможно применение различных инструментов для симуляции присутствия продукции.

Дефицит становится фактором, разрушающим надежные связи, отлаженные маркетинговые схемы, приводящим к потере мотивации производителей и дилеров. Масштаб проблемы управления дефицитом требует мобилизации управленческого и творческого потенциала компании. Ибо, как показывает практика, управление дефицитом — это не наука, а искусство.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема товарного дефицита достаточно многопланова.

Наиболее лаконичное определение понятия дефицит - это нехватка чего-либо, товар, которого нет на рынке. Но в современной экономической литературе встречается более полное определение, в котором под дефицитом понимается ситуация, когда при данной цене спрос на рынке превышает предложение.

Дефицит – это то явление, с которым надо бороться и стараться его избегать, т.к. оно вызывает перекосы в экономике государства или данного региона, вызывает социальную напряженность, позволяет производить и сбывать некачественный товар. Исторический опыт показывает, что дефицит продуктов питания, приводил к вымиранию десятков и сотен тысяч людей (голод в Поволжье в 20-е годы XX столетья), что парализовывало волю и вынуждало людей быть покорными. Но с другой стороны, дефицит может вызвать всплеск политической и социальной активности и акты гражданского неповиновения, что само по себе дестабилизирует обстановку и этим опасно для нормальной жизни государства.

Таким образом, дефицит - это не только временное отсутствие какого-либо товара на рынке, но и мощный инструмент для манипулирования поведением людей. В мировых масштабах с помощью дефицита товаров одни государства диктуют свои условия другим государствам, стараясь навязать свою политику. Поэтому, дефицит - это явление не только экономическое, но и политическое, и социальное.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Кудров В. «Так что погубило советскую экономику?», «Вопросы экономики», №7, 1998
    2. Причины кризиса командно-административной системы и ее противоречие, «Вопросы Экономики», №1, 1992
    3. Воробьев В.А., Бондарь А.В. « Макроэкономика» учебное пособие – Минск: 2006. – 543 с.
    4. Шрайбфедер Дж. «Эффективное управление запасами» - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
    5. Лайсонс К., Джиллингем М. «Управление закупочной деятельностью и цепью поставок.» - М.: Инфра-М, 2005.
    6. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика". Под редакцией П.Г.Никитенко и др., - Мн.: Равноденствие, 2004.
    7. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. «Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001гг.» - М.: Изд-во Эксмо, 2003
    8. Боутеллир Р., Корстен Д. «Стратегия и организация снабжения» - М.: КИА Центр, 2006.
    9. Агапова Т.А. Серенена С.Ф. «Макроэкономика» – Москва: Издательство Инфра-М,2004г
    10. Корнаи Я. Дефицит. М.,1990

 

 


Информация о работе Экономическая природа дефицита и методы его регулирования. Рынок в условиях дефицита