Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:20, статья
Данная статья профессора Чикагского университета Гэри Стенли Беккера, основоположника экономической теории преступной и правоохранительной деятельности, лауреата Нобелевской премии по экономике, является записью его выступления перед лидерами американского бизнеса в рамках цикла лекций по экономике, организованного Федеральным резервным банком Ричмонда. В популярной форме Г. Беккер формулирует основные принципы своей теории и использует ее затем для объяснения особой склонности к преступному поведению некоторых социальных групп, а также для выработки рекомендаций в области политики борьбы с преступностью.
Взаимосвязь между уровнем ресурсов, вкладываемых в преступную и правоохранительную деятельность: кривая L - “законодательная реакция”; кривая С - “криминальная реакция” в условиях конкуренции; Сm - “криминальная реакция” в условиях монополии. (Источник: Buchanan J M. Op. cit. P. 407.)
При построении кривой L предполагалось, что “законодательная реакция” зависит от наблюдаемого уровня криминальных ресурсов. При построении же кривой С - “криминальной реакции” (criminal response) - предполагалось, что криминальные ресурсы зависят от уровня наблюдаемой защиты правопорядка. Эта кривая идет сверху вниз. Если нет полиции, уровень преступной активности будет высок. Чем выше затраты на правоохранительную деятельность, тем менее прибыльны инвестиции в преступную деятельность. При некотором относительно высоком уровне правоохранительной деятельности будет достигнут минимальный уровень преступности, и дальнейшее усиление правовой защиты будет давать малый или нулевой эффект.
Уточняя смысл кривой С, автор указывает, что “для любого наблюдаемого уровня усилий по защите правопорядка уровень инвестиций в преступность будет производным. Это результат частного и независимого поведения многих лиц, потенциальных преступников, и здесь не подразумевается, что их поведение сознательно кем-либо контролируется. Следовательно, мы можем определить кривую С как “конкурентную”, если предполагаем, что вступление в криминальную деятельность открыто и что это производство не находится под централизованным контролем, не картелировано, не монополизировано” (с.397).
Рассматривая взаимосвязь
“законодательной реакции” и “криминальной
реакции” в условиях конкуренции, можно
заметить, что система стремится
к положению стабильного
III. Ожидаемые эффекты преступной монополии
Рассмотрев элементарную модель, автор предлагает усложнить ее и проанализировать последствия замены совершенно конкурентного преступного производства монополизированным производством. При этом он считает необходимым различать два вида преступной деятельности.
“Первый... охватывает те виды деятельности, которые считаются “социально вредными” и включают продажу товаров и услуг, рассматриваемых некоторыми потенциальными покупателями как экономические блага” (с. 398). Типичным примером является проституция. Если нет законодательного запрета, такая деятельность представляет собой обычную куплю-продажу по обоюдному согласию вступающих в контрактные отношения партнеров. Это часто называют “преступлением без жертв” (victimless crimes).
“Второй тип криминальной
деятельности не включает такого обоюдного
согласия, даже при полном отсутствии
законодательного запрета” (с. 398). Примером
подобных “преступлений с жертвами”
могут быть кражи со взломом (burglary).
Здесь наблюдается
Как показывает экономический анализ, есть три аргумента в защиту монополизации (или картелирования) криминального производства(3) первого типа и два аргумента - в защиту второго типа.
Рассмотрим первый тип криминального производства. При конкурентной организации производство будет развиваться, пока затраты - цена выпуска (“заработная плата”) - ниже предельной стоимости продукта (marginal value product - MVP). Условие конкурентного равновесия записывается следующим образом:
W = MVP = MPP P,
где W (wage) - “заработная плата”;
MPP (marginal physical product) - предельный физический продукт труда;
Р (price) - цена товара (стоимость выпуска).
Согласно теории ценообразования при замене конкуренции монополией новое условие равновесия принимает следующую форму:
W = MVP = MPP . MR,
где MR (marginal revenue) - предельный доход (с. 398).
Именно предельный доход заменяет цену выпуска как элемент формулы предельной стоимости продукта. Отсюда очевидно, что для монополиста выгодно сокращать общий выпуск до уровня ниже того, который бы наблюдался при конкуренции. Этот эффект цен выпуска (output-price effect) есть первый из трех аргументов в защиту эффективной монополизации первого типа криминального производства.
Данный эффект не может наблюдаться при втором типе преступной деятельности, где нет согласия продавцов и покупателей. Монопольный контроль при втором типе (например, в организации квартирных краж) не пред-полагает повышения цен. “Выпуск” здесь зависит только от ценности украденного. Потенциальный монополист в этом производстве будет в том же положении, что и участник открытой конкурентной структуры (с. 399).
Другой эффект монополизма
- эффект цен затрат (input-price effect) - характерен
для обоих типов криминальной
деятельности, и он также заставляет
монополиста сокращать
Третий аргумент в пользу
монополизации также относится
к обоим типам криминальной деятельности.
Речь идет о способности потенциального
моно-полиста вести себя по отношению
к защитникам правопорядка так, что
результат монополизированного
преступного бизнеса отличается
от результата конкурентного бизнеса.
Когда кривая L стремится к вертикали,
показывая, что “законодательная реакция”
перестает откликаться на изменение
уровня инвестиций в преступность,
монопольная ситуация идентична
конкурентной. Однако при иных конфигурациях
“стратегическое поведение
Для выделения этого эффекта
предположим, что “выпуск” в криминальном
производстве происходит в условиях
полной конкуренции и затраты
осуществляются при постоянных ценах
предложения (т. е. производители являются
ценополучателями на рынках затрат и
выпуска). Следовательно, средние издержки
вступления в преступный бизнес будут
расти с расширением
Рост издержек будет прямо
зависеть от формы кривой L, т. е. от реакции
общества на общий уровень преступности.
“Этот эффект заключается в росте
средних издержек на единицу криминального
выпуска или... в снижении предельной
(и средней) производительности затрат
на преступление. Кривая предложения
в криминальном производстве наклонится
вниз, несмотря на нашу предпосылку
о неизменности цен затрат” (с. 401).
Индивидуальные фирмы при конкурентной
организации производства не учитывают
этого влияния роста
Именно в существовании этой вызванной защитой правопорядка экстернальной неэкономичности заключен третий аргумент в защиту монополизации. “Замена конкуренции монополией влияет на интернализацию неэкономичности. Монополист может учитывать взаимосвязь среднего производственного выпуска и ожидаемой “законодательной реакции”, и он может регулировать весь производственный выпуск таким образом, чтобы [получаемая им] прибыль была выше, чем при конкуренции” (с. 401).
Оба эффекта - вызванный ценой
(price-induced) и вызванный защитой
правопорядка (enforcement-induced) - действуют
в одном направлении и
На рисунке монопольный выпуск (как функция от усилий по защите порядка) показан кривой Сm, которая лежит ниже кривой С. Состояние равновесия при монопольном контроле над криминальным производством показано точкой Zm. Положение Zm, несомненно, предпочтительнее для общества, чем положение Z. Уровень преступности ниже, и это должно оцениваться положительно. Более того, при Zm совокупные усилия на защиту порядка ниже, чем при Z. Ресурсы, отвлекаемые ранее на правоохранительную деятельность, теперь могут быть высвобождены для производства других товаров и услуг.
IV. Возможные возражения против криминальных монополий
После перечисления аргументов “за” монополизацию криминального производства Дж. Бьюкенен переходит к анализу аргументов “против”. “Существуют ли эффекты монополизации, - формулирует он проблему, - которые социально нежелательны и которые были в нашем анализе оставлены в тени, без внимания?” (с. 402).
Сначала автор рассматривает
“распределительный”
“Второе возможное возражение
базируется на предполагаемой взаимозависимости
различных типов криминальной деятельности”
(с. 403). Автор, однако, исходит из допущения,
что отдельные криминальные производства
независимы друг от друга. Если предполагается,
что потенциальные преступники
образуют обособленную от общества группу
лиц, не конкурирующих друг с другом,
то монополизация одних сфер преступной
деятельности может усилить предложение
ресурсов, идущих в неорганизованную
преступную деятельность. Но в конце
концов монополизация будет
Третье возможное возражение
кажется автору наиболее серьезным.
Ранее предполагалось, что затраты
ресурсов трансформируются в криминальный
выпуск товаров и услуг с одинаковой
эффективностью как при конкурентной,
так и при монополистической
организации. На это можно возразить,
что (по крайней мере, при некоторых
обстоятельствах) монополизированное,
или картелированное, преступное производство
более эффективно, чем конкурентное;
для данного выпуска монополия
может тратить меньше ресурсов. В
таком случае нельзя быть уверенным,
что кривая монопольной реакции
будет лежать ниже кривой конкурентной
реакции. Но даже если мы принимаем
эту гипотезу, преимущества (с точки
зрения общества) конкурентной организации
вовсе не ясны. Пусть, например, для
одинакового выпуска
Не стоит интерпретировать
исследование Дж. Бьюкенена так, будто
его единственный вывод в том,
что правительство должно идти на
сговор с преступными синдикатами,
приспосабливаться к
Дж. Бьюкенен указывает, что
он вовсе не предлагает “приспосабливаться”
к существующим или потенциальным
криминальным синдикатам. Если же это
произойдет, то решением системы на
рисунке должна быть не точка Zm, а
область ниже и левее этой точки,
соответствующая более низкому
криминальному выпуску и более
низким правоохранительным усилиям; “выгоды
от торговли” (gains from trade) между монопольным
синдикатом и обществом могут
смещать рыночное равновесие именно
в этом направлении. Против этого
предложения могут быть выдвинуты
возражения. Прежде всего, даже если можно
идентифицировать лиц, которые потенциально
могли бы контролировать криминальную
деятельность, и заключить с ними
сделку, правительственная организация,
ведущая борьбу с преступностью,
может решить, что ставшее объектом
торга решение лежит вне кривой
L. Это может вызвать желание
политиков разорвать