Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – проанализировать основные экономические функции государства.
Для достижения этой цели нужно выполнить следующие задачи:
изучить литературу по исследуемому вопросу;
раскрыть понятия государства и функций государства;
рассмотреть основные экономические функции государства;
выявить цели и методы государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государство и его функции……………………………………..5
1.1. Сущность государства…………………………………………5
1.2. Функции государства………………………………………….7
Глава 2. Экономические функции государства………………………...11
2.1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, антимонопольное регулирование……………………………………….16
2.2. Защита и поддержка конкуренции…………………………..18
2.3. Распределительная функция…………………………………20
2.4. Корректирование распределения ресурсов…………………22
2.5. Стабилизационная функция государства…………………...24
Глава 3. Государственное регулирование экономики
3.1. Цель государственного регулирования экономики………...26
3.2. Методы государственного регулирования экономики……..29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

 Экономических функций государства много и они настолько разнообразны, что трудно составить их исчерпывающий перечень. Ермишин П.Г. придерживается такой классификации:

    1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.

    2. Защита конкуренции.

    3. Перераспределение доходов и богатства.

    4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

  5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.5

Кушлин В.И. к числу экономических функций государства относит:

  1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области – поддержка права собственности.
  2. Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений.
  3. Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора.
  4. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).
  5. Производство так называемых общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности. Таковы продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура.
  6. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимают издержки эксплуатации экономической системы.
  7. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса.
  8. Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике возникают некие внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме и рынок на них в целом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например, загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Это может касаться случаев распространения результатов целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом.
  9. Поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее.
  10. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.
  11. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Поддержка конкурентоспособности отечественной экономики.6

 Лоскутов В.И. рассматривает следующие экономические функции:

1. Обеспечение  правовой базы и общественной  атмосферы, способствующих эффективному  функционированию экономической системы.

2. Создание благоприятных  условий для развития добросовестной  конкуренции и преследование  недобросовестных конкурентов. Контроль  за деятельностью монополий.

3. Перераспределение  дохода.

4. Перераспределение  ресурсов с целью изменения  структуры национального продукта.

5. Стабилизация  экономики посредством стимулирования  экономического роста, а также  сокращения безработицы и инфляции, порождаемых колебаниями рыночной  конъюнктуры.

6. Производство  общественно необходимых материальных  благ и услуг, которое не приносит прибыли и поэтому не может быть осуществлено на рыночной основе.

7. Охрана природы.7

Итак, мы рассмотрели  несколько классификаций и увидели, что экономических функций государства много и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить список его экономических функций. Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующие два важнейших вида деятельности правительства:

1. Обеспечение правовой  базы и общественной атмосферы, антимонопольное регулирование;

2. Защита и поддержка конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает  и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

 3. Перераспределение дохода и богатства (распределительная);

4. Корректирование распределения  ресурсов с целью изменить  структуру национальной продукции;

5. Стабилизация экономики,  то есть контроль за уровнем  занятости и инфляции, порождаемых  колебаниями экономической конъюнктуры,  а также стимулирование экономического  роста (стабилизирующая).

Рассмотрим  эти функции государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, антимонопольное регулирование

 

Прежде всего, на государстве  лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

История развития монополий  является одновременно и историей борьбы с ними. Накопленный опыт и научные  обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название антимонопольной. Антимонопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Можно выделить три направления  антимонопольной политики.

    1. борьба с монополизацией.
    2. предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
    3. запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей.

Можно сказать, что антимонопольная  политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Защита и поддержка конкуренции

 

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической  экономике. Это та сила, которая подчиняет  производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов.  Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становимся столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. В Соединенных Штатах правительство пыталось установить контроль над монополиями преимущественно двумя способами. В первом случае, в отношении "естественных монополий", то есть тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию. На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. Однако во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. Поэтому федеральное правительство провело ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Даже при обеспечении правовой основы для капиталистических институтов и защиты конкуренции все еще существует необходимость в выполнении правительством ряда других экономических функций. Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи погрешности и недостатки, вынуждающие правительство стимулировать и модифицировать ее функционирование.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Распределительная функция

 

Распределение богатства зависит от распределения  права наследования богатства и  накопления богатства на протяжении всей жизни индивида, а распределение  дохода зависит начального распределения  квалификаций, последующего обучения и рыночной оценки этих квалификаций.

Результат распределения  доходов, богатства и благосостояния может не соответствовать тому, что  общество ожидает и считает справедливым. Рынок представляет собой бесчувственную машину. Возникающее на его основе распределение доходов и благосостояния может привести к появлению большего неравенства, чем это желательно обществу. Более крупные доходы получают те лица, которые владеют значительным капиталом и земельными площадями, либо те, чей труд высоко оплачивается, благодаря природным способностям (таланту) и высокой квалификации. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, имеют скромное образование и квалификацию. Эти люди, в большинстве своём, не унаследовали никаких материальных благ. Их доходы очень малы. Причём такие члены общества, как престарелые, люди с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми зарабатывают очень мало или вообще не имеют доходов в рамках рыночной системы.  Одним из наиболее ярких рыночных недостатков является значительное неравенство в распределении денежного дохода и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

Проблема, которая стоит  перед обществом, заключается в  том, чтобы решить, что оно (общество) больше всего предпочитает в распределении доходов и благосостояния, и затем рассматривать альтернативные меры, которые смогут превратить существующее распределение в наиболее предпочитаемое. Установление наиболее предпочитаемого распределения доходов и благосостояния является, очевидно, сложной проблемой.  Государство находится в лучшем положении, чтобы заниматься политикой координации и перераспределения. А, так как государство обладает возможностями обязательного налогообложения, то оно лучше перераспределяет доходы в больших масштабах. Кроме того, государство может решать проблемы (связанные с распределением доходов), которые являются результатом несовершенства на рынках факторов, например, оценка факторов производства монополией. 

Государство взяло на себя задачу по уменьшению неравенства доходов в обществе. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия безработным, остронуждающимся и инвалидам. Программы социального обеспечения оказывают финансовую помощь больным пенсионерам и престарелым. Государство передаёт доходы тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вообще его не имели. Во-вторых, государство изменяет распределение доходов и путём рыночного вмешательства (модификация цен, установленных рыночным механизмом). Гарантирование цен и законодательство о минимальных заработных платах являются примерами того, как государство  фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения.

Многоукладность экономики  и развитие рыночных отношений требуют  разработки принципиально новой модели пенсионного обеспечения, адаптированной к изменяющимся социально-экономическим условиям и гарантирующей конституционные права граждан. Целью реформирования станет достижение финансовой устойчивости государственной пенсионной системы и создание условий для развития дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, что даст возможность перехода к более высоким стандартам материального обеспечения в старости.

 

 

 

2.4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национальной продукции

 

Утверждение, что  одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо  при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

     Между  тем, при производстве и потреблении  товаров и услуг могут возникать  побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

     Действие  правительства по обеспечению  рационального распределения и  использования ресурсов реализуется  через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Информация о работе Экономические функции государства