КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Экономические функции государства»
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государство и его функции……………………………………..5
1.1. Сущность государства…………………………………………5
1.2. Функции государства………………………………………….7
Глава 2. Экономические функции государства………………………...11
2.1. Обеспечение правовой базы
и общественной атмосферы, антимонопольное
регулирование……………………………………….16
2.2. Защита и поддержка конкуренции…………………………..18
2.3. Распределительная функция…………………………………20
2.4. Корректирование распределения ресурсов…………………22
2.5. Стабилизационная функция государства…………………...24
Глава 3. Государственное
регулирование экономики
3.1. Цель государственного
регулирования экономики………...26
3.2. Методы государственного
регулирования экономики……..29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………34
Приложение
Введение
Происходящие изменения в нашем обществе,
связанные с переходом к рыночной экономике,
требуют системного анализа целей и задач
государственной деятельности. В связи
с этим особую актуальность приобретают
исследования функций государства, особенно
экономической. Посредством реализации
вопроса о функциях государства решаются
наиболее важные социальные, политические,
экономические задачи; через функции государства
осуществляется его целенаправленное
воздействие на общественные отношения.
Актуальность данной
темы в современных условиях обусловлено
тем, что сущность государства, его
социальное назначение проявляется именно в
его функциях. Поэтому познание функций
служит предпосылкой познания главного
и определяющего в государстве. А также
структура государства определяется его
функциями, изменение функций ведет к
изменению структуры. Тема актуальна и
тем, что перед Россией стоят новые задачи
и цели, государство приобретает новые
функции. Вопрос о функциях государства
остается и к настоящему времени дискуссионным.
Существуют различные подходы к их определению
и классификации.
Государство на протяжении всей истории своего существования
наряду с задачами поддержания порядка,
законности, организации национальной
обороны выполняло функции и в сфере
экономики. Многообразие задач, которые
стоят перед государством в рыночной экономике
определяют выполняемые государством
экономические функции. Государственное
регулирование экономики имеет важное
значение для экономического и социального
развития страны. Государство во все времена
и во всех странах оказывало ключевое
влияние на функционирование экономики,
и вследствие этого, на развитие общества
в целом. Таким образом, экономические
функции государства являются важной
частью функционирования экономики и,
поэтому, заслуживают внимания.
Проблема функций государства
в отечественном правоведении и
государствоведении была достаточно разработана
и отражена в исследованиях М.Н.Марченко,
Л.А.Морозовой, Г.А.Борисова и других. Вопросы
экономической функции государства и
проблемы государственно-правового регулирования
экономических отношений представлены
работами В.И.Кушлина, А.И.Добрынина, В.И.Лоскутова
и других. Значительные достижения в исследовании
рассматриваемой проблемы, тем не менее,
не снижают ее актуальности. В отечественной
литературе до сих пор не выработано единого
подхода, относительно состава и структуры
функций государства в рыночной экономике,
особенностей их реализации в экономике
России. До сих пор ведутся дискуссии о
границах государственного вмешательства
в рыночную экономику.
Итак, цель моей курсовой
работы – проанализировать основные экономические функции государства.
Для достижения этой цели
нужно выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по исследуемому вопросу;
- раскрыть понятия государства и функций государства;
- рассмотреть основные экономические функции государства;
- выявить цели и методы государственного регулирования экономики.
Функциональный подход
к деятельности государства помогает
раскрыть понятие государства, увидеть его историческое
предназначение, дает возможность очертить
содержание деятельности государства
и его механизм в конкретных исторических
условиях.
1 глава. Государство
и его функции
1.1. Сущность государства
Вопросы о
государстве, его понятии, сущности
и роли в обществе с давних пор
относятся к числу основополагающих. Рожденное обществом, его
противоречиями, государство само неизбежно
становится противоречивым, противоречивы
его деятельность и социальная роль. Как
форма организации общества, призванная
обеспечивать его целостность и управляемость,
государство выполняет функции, обусловленные
потребностями общества, а, следовательно,
служит его интересам. Без государства
невозможны общественный прогресс, существование
и развитие цивилизованного общества.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность,
многосторонние грани, свойства и черты
государства - задача чрезвычайно трудная.1
Государство
характеризуется особого рода организацией
политической власти. Но государство
качественно отличается от других организаций
общества следующими показателями:
1. Государство
– единственная организация,
которая официально представляет
все общество, тогда как другие организации
представляют корпоративные интересы
социальных слоев и групп населения, конфессиональные,
территориальные, национальных общностей
и др.
2. Государство
характеризуется всеобъемлимостью
влияния, обусловленной фактором
рождения, получения, приобретения гражданства.
Другие организации основаны на добровольном
членстве и объединябт не все население
страны.
3. Наличием
аппарата, системы органов, должностных
лиц, материальных атрибутов,
а у других организаций есть только
штатные работники.
4. Способностью
принимать общеобязательные правила
поведения и доводить их до
исполнения.
5. Обладание
свойством суверенитета государственной
власти: самостоятельностью, независимостью,
непрерывностью, верховенством и т.д. (см. приложение
1).
Итак, государство определяется как суверенная
политико-территориальная функция управления
обществом с использованием правовых
средств (форм) через обеспечение интересов
господствующего меньшинства населения
либо большей его части, распологающая
в этих целях слоем профессионально подготовленных
людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию
задач классовой диктатуры либо приведения
общества к компромиссам, равновесию и
благополучию.2
С понятием и
сущностью государства тесно
связан также вопрос о социальном
назначении и функциях государства. Сущность
государства, как и сущность любого явления,
всегда имеет внешнее выражение. Сущность
государства проявляется в его деятельности,
в том, какую роль оно играет в общественной
жизни, какие функции выполняет. Социальное
назначение государства предопределено
его сущностью и говорит о том, для чего
возникло и существует государство, в
чем его предназначение, в то время как
социальная роль выражает не только предназначение
государства, но и другие стороны его деятельности,
которые не предопределены сущностью
государства, а обусловлены какими-то
иными факторами.
1.2. Функции государства
Социальное назначение
государства и в целом его
роль в общественной жизни наиболее
выпукло проявляются в его функциях. Функции государства
— это основные направления его
деятельности, выражающие сущность и социальное
назначение, цели и задачи государства
по управлению обществом в присущих ему
формах и присущими ему методами.3
Вопрос об
основаниях классификации функций
государства не имеет в науке однозначного
решения. Предлагаются самые различные
основания классификации. Причем одни
категорически отвергаются, другие, наоборот,
поддерживаются. Не заостряя более на
этом вопросе внимания, считаю возможным
рассмотреть классификацию функций государства
по следующим основаниям: по значимости,
по направленности (сфере распространения),
по сферам общественной жизни, по характеру,
по продолжительности осуществления. 4
По
значимости функции государства можно
подразделить на основные и неосновные. Основные функции - это наиболее важные, главные
направления деятельности государства.
Они связаны с решением первоочередных
задач, стоящих перед тем или иным государством
на определенном этапе его существования.
Государство, решая эти задачи, мобилизует
весь свой потенциал, реализуя его в выполнении
соответствующих функций. Неосновные функции - это уже менее важные направления
государственной деятельности. Они не
связаны с решением первоочередных задач,
но тем не менее государство осуществляет
подобного рода функции, поскольку в своей
деятельности нередко решает те или иные
второстепенные задачи (например, задачи
по ликвидации последствий какого-либо
стихийного бедствия или катастрофы).
По
направленности (сфере распространения)
функции государства традиционно подразделяют
на внутренние и внешние. Внутренние -
это функции, которые государство осуществляет
внутри страны, т.е. в пределах своей территории,
а внешние - это функции, которые государство
осуществляет в отношении других стран.
По
сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические,
социальные и идеологические функции государства. Экономические функции выражаются в определенной
деятельности государства в сфере экономики.
Эта деятельность может быть самой минимальной,
когда государство почти не вмешивается
в экономическую жизнь страны и, наоборот,
чрезмерной, когда происходит огосударствление
экономики. Политические функции проявляются в сфере политики.
Выполняя эти функции, государство соответствующим
образом воздействует на политические
отношения в стране и за ее пределами.
Осуществление социальных функций связано с решением социальных
проблем прежде всего внутри страны (оказание
различных социальных услуг, борьба с
безработицей, поддержка беднейших слоев
населения и т.д.). На международной арене
эти функции могут выражаться, например,
в оказании гуманитарной помощи тем или
иным странам. Идеологические функции - это разнообразная деятельность
государства в духовной (идеологической)
сфере (развитие культуры, воспитательная
деятельность, развитие образования и
т.д.).
По
характеру функции государства могут
быть подразделены на общесоциальные и сословно-классовые. Государство как орган социального
управления всегда выполняет те или иные
функции по организации и поддержанию
в обществе порядка. Эти функции осуществляются,
как правило, в интересах всего населения,
всего общества и носят общесоциальный
характер. Правда, удельный вес такого
рода функций у государств разных исторических
эпох различен. Наибольшее распространение
общесоциальные функции имеют в современных
демократических государствах, в то время
как в государствах прошлого (например,
в рабовладельческих или феодальных) удельный
вес этих функций весьма незначителен.
Наряду с общесоциальными государство
может выполнять (и очень часто выполняет)
сословно-классовые функции. Это связано
с тем, что государство как орган социального
управления нередко подчиняется интересам
каких-либо классов или социальных слоев
и превращается в орудие классового или
сословного господства. Сословно-классовые
функции особенно характерны для государств
прошлых исторических эпох и современных
антидемократических государств.
Наконец, по продолжительности
осуществления функции государства подразделяются
на постоянные и временные. Постоянные - это функции, которые государство
осуществляет практически всегда и в течение
неопределенного времени. Посредством
этих функций государство решает задачи,
которые постоянно стоят перед обществом
(например, обеспечение общественного
порядка). Временные - это функции, которые государство
осуществляет в течение только определенного
времени. Выполнение таких функций связано
с реализацией каких-либо временных задач
(например, осуществление некоторых функций
в условиях военного времени).
Это основные функции государства,
этой классификации придерживаются многие.
Признаки функций:
1. функции
носят объективный характер;
2. функции
носят систематический, постоянный
характер;
3. в функциях
выражается сущность и социальное
назначение государства, реализуется деятельность
государства;
4. функции
возникают и развиваются в
соответствии с задачами и
целями государства;
5. функции
осуществляются всем государством,
механизмом государства в целом
(например, функция обороны осуществляется
как органами государства - Министерством
обороны, Советом Безопасности, так и материальными
средствами - вооруженными силами). Функции
государства в целом надо отличать от
функций его отдельных органов. Функции
органов государства представляют собой
реализацию компетенции, прав и обязанностей
отдельных органов в соответствии с их
местом и назначением в государственном
механизме и политической системе общества.
6. функции
государства осуществляются в
определенных формах и определенными
методами.
В зависимости
от условий деятельности государства,
внутренних и внешних факторов зависят
приоритеты, которые получает та или иная
функция.
2 глава. Экономические функции государства
Многообразие задач, которые
стоят перед государством в рыночной
экономике определяют выполняемые государством
экономические функции. Для решения задач,
стоящих перед государством в процессе
выполнения этих функций в распоряжении
государства имеется ряд инструментов,
к важнейшим из которых относятся: фискальная
и денежная политика; социальная политика
и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая
политика и другие.