Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – проанализировать основные экономические функции государства.
Для достижения этой цели нужно выполнить следующие задачи:
изучить литературу по исследуемому вопросу;
раскрыть понятия государства и функций государства;
рассмотреть основные экономические функции государства;
выявить цели и методы государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государство и его функции……………………………………..5
1.1. Сущность государства…………………………………………5
1.2. Функции государства………………………………………….7
Глава 2. Экономические функции государства………………………...11
2.1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, антимонопольное регулирование……………………………………….16
2.2. Защита и поддержка конкуренции…………………………..18
2.3. Распределительная функция…………………………………20
2.4. Корректирование распределения ресурсов…………………22
2.5. Стабилизационная функция государства…………………...24
Глава 3. Государственное регулирование экономики
3.1. Цель государственного регулирования экономики………...26
3.2. Методы государственного регулирования экономики……..29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Стабилизационная функция государства

 

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

1) разработать и принять  специальное антимонопольное законодательство;

2) сформировать системы  органов, осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих  соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики  в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная  конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь  свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3. Государственное регулирование экономики

  3.1. Цель государственного регулирования  экономики

 

 

Государственное регулирование экономики — это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора — основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская  теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.

    Важнейшим  направлением воздействия государства  на экономику является формирование  эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего  расширение производства и предложения  товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

     Кейнсианские  воззрения на экономическую роль  государства легли в основу  многочисленных практических разработок  и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.8

     Согласно  теории монетаризма активное  вмешательство государства в  экономику оказывает на нее  отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства — создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

     Исходя  из ориентации на те или  иные теоретические положения,  правительства разных стран и  выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

 Объекты государственного регулирования — это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически. Объектами государственного регулирования являются:

    • экономический цикл;
    • отраслевая и региональная структура экономики;
    • условия накопления капитала;
    • занятость и цены;
    • денежное обращение;
    • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
    • условия конкуренции;
    • состояние окружающей среды;
    • внешнеэкономические связи и т.д.

 

     Цель государственного регулирования — поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Методы  государственного регулирования

 

 

 Методы государственного  регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

     Разграничение  методов государственного регулирования  на административные и экономические  до некоторой степени условно,  поскольку, чтобы задействовать  экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

     Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда и т.п.

 Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

     Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

          Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении. Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику.

     Наряду  с краткосрочным — государство  осуществляет долгосрочное регулирование  — программирование. Экономическое программирование — разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования. Государственные программы могут быть:

  1. целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);
  2. общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);
  3. чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

     Во  всех странах существуют специальные  государственные органы, ответственные  за разработку программ и их  осуществление.

Государственному  воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное  распределение и использование  ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

  1. ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;
  2. несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
  3. наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
  4. неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
  5. наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться  фиаско государства. Поэтому, осуществляя  те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

Цель деятельности государства в рыночной экономике — не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга.

 

Заключение 

 

 

Государство – это суверенная политико-территориальная функция управления обществом с использованием правовых средств через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, распологающая в этих целях слоем профессионально подготовленных людей, обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучию. Социальное назначение государства и в целом его роль в общественной жизни наиболее выпукло проявляются в его функциях. Функции государства — это основные направления его деятельности. Экономические функции выражаются в определенной деятельности государства в сфере экономики.

В своей работе я выполнила поставленные передо мной задачи:

  1. Изучила литературу по исследуемому вопросу;
  2. Раскрыла понятия государства и функций государства;
  3. Рассмотрела основные экономические функции государства;
  4. Выявила цели и методы государственного регулирования экономики.

Итак, цель деятельности государства в экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма, компенсировать «провалы» рынка. Основные его функции: создание правовой базы, антимонопольное регулирование, поддержка конкуренции, перераспределение доходов, ресурсов, стабилизация экономики. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

Информация о работе Экономические функции государства