Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:41, курсовая работа
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.
Введение.
Понятие местного самоуправления и его экономические основы.
Экономический потенциал Солигаличского района.
Экономическая основа местного самоуправления – норма
2.1. Теоретические и правовые основы формирования и использования местных бюджетов.
2.2. Теоретически и правовые основы формирования и использования муниципального имущества.
3. Экономически основы местного самоуправления – реальность.
3.1. Местный бюджет и исполнение полномочий по решению вопросов местного бюджета.
3.2. Проблемы формирования местного бюджета.
3.3. Проблемы использования муниципальной собственности.
Заключение.
Список литературы.
Тема : «Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность»
Содержание.
Введение.
2.1. Теоретические и правовые основы формирования и использования местных бюджетов.
2.2. Теоретически и правовые основы формирования и использования муниципального имущества.
3. Экономически основы
местного самоуправления –
3.1. Местный
бюджет и исполнение
3.2. Проблемы формирования местного бюджета.
3.3. Проблемы
использования муниципальной
Заключение.
Список литературы.
Введние.
Местное самоуправление является
важнейшим элементом
Органы местного самоуправления
должны иметь право на достаточную
для осуществления своих
Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы. Не случайно в Европейской хартии местное самоуправление самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление. Эти положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику любого государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в законодательстве.
В РФ процесс становления и развития местного самоуправления протекает с большими трудностями. Не всегда этот процесс идет поступательно в соответствии с вышеуказанными принципами и целями. Есть множество причин и проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в РФ.
1.Понятие местного самоуправления и его экономические основы.
Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как следует из определения, "самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица". Соответственно, органы местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные начала.
Муниципальную собственность,
согласно законодательству РФ составляют
средства местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, а также
муниципальные земли и другие
природные ресурсы, находящиеся
в муниципальной собственности,
муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки
и другие финансово-кредитные
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям.
Органы муниципальных
образований могут выступать
в имущественном обороте в
качестве самостоятельных юридических
лиц — муниципальных
Органы местного самоуправления
осуществляют деятельность по планомерному
и целенаправленному
Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:
общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);
специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).
В своей нормотворческой
деятельности органы муниципальной
власти обязаны руководствоваться
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, нормативными актами
федеральных органов
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Бюджет муниципального образования зависит от его экономического потенциала. Экономический потенциал - совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Рассмотрим его на примере Солигаличского района за 8 месяцев 2011 года.
На территории района зарегистрировано 411 хозяйствующих субъектов, в том числе 177 юридических лиц и 234 индивидуальных предпринимателя. Численность постоянного населения района составляет 10097 человек.
Промышленность.
На территории района работает 11 промышленных предприятий.
В структуре промышленного
Предприятиями промышленности за 8 месяцев 2011 года отгружено товаров собственного производства, работ, услуг, выполненных собственными силами в фактических ценах в размере 351,0 млн.руб. или 128,3% к соответствующему периоду 2010 года.
С ростом сработали предприятия
по производству обуви – рост составил
13,8%; предприятия по обработке древесины
и производству изделий из дерева
– рост 18,6%; по производству прочих
неметаллических минеральных
Спад производства за 8 месяцев 2011
года произошел по предприятиям, занимающимся
производством пищевых
В отрасли лесозаготовки
Агропромышленный комплекс.
Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 12 сельскохозяйственных предприятий, 3 индивидуальных предпринимателя, занято в сельхозпроизводстве 309 человек экономически активного населения.
По состоянию на 01.09.2011 года поголовье крупного рогатого скота составило 2203 головы или 91% к соответствующему периоду 2010 года, в том числе коров 900 голов (93% к уровню 2010 года). Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства по состоянию на 01.09.2011 года составляет 7694 рубля – это 109,7 к соответствующему периоду 2010 года.
Произведено мяса 152,8 тонны – 117,4% к соответствующему периоду 2010 года, молока – 1869,5 тонны – это 88,7% к соответствующему периоду прошлого года.
На сегодняшний день убрано зерновых 2402 га или 94% к плану, намолочено 3335 тонн зерновых при средней урожайности 15,8 ц/га.
Не убраны зерновые в колхозе «Большевик» и СПК «Новая Заря» (из-за плохой погоды).
В 2011 году сельскохозяйственными
Сельскохозяйственными предприятиями района было заготовлено кормов по 22,2 ц кормовых единиц на условную голову скота, что составляет 104% потребности.
Малое предпринимательство.
В районе работает 272 субъекта малого предпринимательства, из них 38 малых предприятия и 234 индивидуальных предпринимателя. Всего в малом бизнесе занято 1716 человек, что составляет 33,1% от числа занятых в экономике района.
Потребительский рынок.
На территории района имеется 140 торговых точек, в том числе 101 в городе и 39 на селе.
Оборот розничной торговли за 8 месяцев 2011 года составил 388,9 млн.руб., рост к аналогичному периоду 2010 года – 117,6%.
Объем платных услуг за 8 месяцев 2011 года возрос по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 118,4% и составил 35,7 млн.руб. Преобладают услуги: коммунальные, санаторно-оздоровительные, транспортные, бытовые.
Инвестиции
Одним из основных направлений работы
является привлечение инвестиций для
развития материального производства
и социальной сферы района. В районе
разработаны документы
За 8 месяцев 2011 года объем инвестиций в основной капитал составил 13,9 млн.руб. – это 51,6% к соответствующему периоду прошлого года.
В общем объеме инвестиций доля собственных средств предприятий – 49%, привлеченных – 51%.
За 8 месяцев 2011 года построено 4 индивидуальных жилых домов, 2 квартиры, 1 реконструкция, общей площадью 572 кв. м. В стадии строительства находятся 74 индивидуальных жилых дома.
На сегодняшний день продолжают реализацию 4 инвестиционных проекта развития предприятий лесопромышленного комплекса, одобренные Советом по инвестициям при губернаторе Костромской области (ООО «Солилес», ООО «Лесресурс», ИП Веселов С.М., ИП Ершова Т.Б.).
Информация о работе Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность