Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Содержание работы

Введение.
Понятие местного самоуправления и его экономические основы.
Экономический потенциал Солигаличского района.
Экономическая основа местного самоуправления – норма
2.1. Теоретические и правовые основы формирования и использования местных бюджетов.
2.2. Теоретически и правовые основы формирования и использования муниципального имущества.
3. Экономически основы местного самоуправления – реальность.
3.1. Местный бюджет и исполнение полномочий по решению вопросов местного бюджета.
3.2. Проблемы формирования местного бюджета.
3.3. Проблемы использования муниципальной собственности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

 

Тема : «Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность»

Содержание.

Введение.

  1. Понятие местного самоуправления и его экономические основы.
    1. Экономический потенциал Солигаличского района.
  2. Экономическая основа местного самоуправления – норма

2.1. Теоретические и правовые основы формирования и использования местных бюджетов.

2.2. Теоретически и правовые основы формирования и использования муниципального имущества.

     3. Экономически основы  местного самоуправления – реальность.

3.1. Местный  бюджет и исполнение полномочий  по решению  вопросов местного  бюджета.

3.2. Проблемы  формирования местного бюджета.

3.3. Проблемы  использования муниципальной собственности.

Заключение.

Список литературы.

         

 

 

 

 

Введние. 

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных  интересов и интересов каждого  отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы  местного значения, создавать условия  для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и  гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную  жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной  власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной  власти от "текучки", позволяет  сконцентрироваться на решении общегосударственных  проблем, способствует оптимизации  государственного управления.

Органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную  для осуществления своих функций  и полномочий экономическую и  финансовую базу. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении  этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления  материальные и финансовые средства. Главой 8 Федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ” уточняют данное положение Конституции РФ. Из этого  следует, что признание и гарантированность  государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства  со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок  для развития местного самоуправления.

Конституционное закрепление  финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы. Не случайно в Европейской хартии местное самоуправление самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление. Эти положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику любого государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в законодательстве.

В РФ процесс становления  и развития местного самоуправления протекает с большими трудностями. Не всегда этот процесс идет поступательно  в соответствии с вышеуказанными принципами и целями. Есть множество  причин и проблем, в том числе  и проблем финансирования, замедляющих  и не способствующих развитию местного самоуправления в РФ.

 

1.Понятие местного самоуправления и его экономические основы.

Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как следует из определения, "самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают  в качестве управляемых одни и  те же лица". Соответственно, органы местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть  государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные начала.

Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям.

Органы муниципальных  образований могут выступать  в имущественном обороте в  качестве самостоятельных юридических  лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества  – денежными средствами - они  будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника — муниципального образования  — они получают возможность в  той или иной мере распоряжаться  имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его  казну. Именно имущество казны, в  первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут  принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Анализ положений нормативных  правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере  позволяет распределить их на две  группы:

общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения  о структуре финансовых органов  местного самоуправления);

специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).

В своей нормотворческой  деятельности органы муниципальной  власти обязаны руководствоваться  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой  степени ограничивает их самостоятельность.

Финансово-экономические  основы, обеспечивая хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных  образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

    1. Экономический потенциал.

Бюджет муниципального образования зависит от его экономического потенциала. Экономический потенциал - совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Рассмотрим его на примере Солигаличского района за 8 месяцев 2011 года.

На территории района зарегистрировано 411 хозяйствующих субъектов, в том  числе 177 юридических лиц и 234 индивидуальных предпринимателя. Численность постоянного  населения района составляет 10097 человек.

 

Промышленность.

На территории района работает 11 промышленных предприятий.

В структуре промышленного производства наибольший удельный вес составляет производство прочих неметаллических  минеральных продуктов – 70,1%, затем  идет пищевая промышленность – 14,1%, обработка древесины и производство изделий из дерева составляет  - 12,7%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 2,1%, производство обуви  – 1,0%.

Предприятиями промышленности за 8 месяцев 2011 года отгружено товаров собственного производства, работ, услуг, выполненных  собственными силами в фактических  ценах в размере 351,0 млн.руб. или 128,3% к соответствующему периоду 2010 года.

С ростом сработали предприятия  по производству обуви – рост составил 13,8%; предприятия по обработке древесины  и производству изделий из дерева – рост 18,6%; по производству прочих неметаллических минеральных продуктов  – рост составил 40,3%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – рост 14,8%.

Спад производства за 8 месяцев 2011 года произошел по предприятиям, занимающимся производством пищевых продуктов  на 3,1% к соответствующему периоду 2010 года (ООО «Солигаличский гормаслосырзавод»  спад на 11,4%, ООО «Солигаличский консервный завод» спад на 0,9%).

В отрасли лесозаготовки отгружено  товаров собственного производства, работ, услуг, выполненных собственными силами в фактических ценах 51,1 млн.руб. или 109,3% к аналогичному периоду 2010 года.

Агропромышленный  комплекс.

Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 12 сельскохозяйственных предприятий, 3 индивидуальных предпринимателя, занято в сельхозпроизводстве 309 человек экономически активного  населения.

По состоянию на 01.09.2011 года поголовье  крупного рогатого скота составило 2203 головы или 91% к соответствующему периоду 2010 года, в том числе коров 900 голов (93% к уровню 2010 года). Среднемесячная заработная плата работников сельского  хозяйства по состоянию на 01.09.2011 года составляет 7694 рубля – это 109,7 к соответствующему периоду 2010 года.

Произведено мяса 152,8 тонны – 117,4% к  соответствующему периоду 2010 года, молока – 1869,5 тонны – это 88,7% к соответствующему периоду прошлого года.

На сегодняшний день убрано зерновых 2402 га или 94% к плану, намолочено 3335 тонн зерновых при средней урожайности 15,8 ц/га.

Не убраны зерновые в колхозе  «Большевик» и СПК «Новая Заря» (из-за плохой погоды).

В 2011 году сельскохозяйственными предприятиями  была приобретена сельскохозяйственная техника на сумму 1581,6 тыс.руб. Колхоз «Красный маяк» приобрел охладитель для молока на сумму 258,6 тыс.руб. ООО  «Согласие» приобрело трактор МТЗ-82, грабли и пресс-подборщик на сумму 1323,0 тыс.руб.

Сельскохозяйственными предприятиями  района было заготовлено кормов по 22,2 ц кормовых единиц на условную голову скота, что составляет 104% потребности.

Малое предпринимательство.

В районе работает 272 субъекта малого предпринимательства, из них 38 малых  предприятия и 234 индивидуальных предпринимателя. Всего в малом бизнесе занято 1716 человек, что составляет 33,1% от числа  занятых в экономике района.

Потребительский рынок.

На территории района имеется 140 торговых точек, в том числе 101 в городе и 39 на селе.

Оборот розничной торговли за 8 месяцев 2011 года составил 388,9 млн.руб., рост к аналогичному периоду 2010 года – 117,6%.

Объем платных услуг за 8 месяцев 2011 года возрос по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года на 118,4% и составил 35,7 млн.руб. Преобладают услуги: коммунальные, санаторно-оздоровительные, транспортные, бытовые.

Инвестиции

Одним из основных направлений работы является привлечение инвестиций для  развития материального производства и социальной сферы района. В районе разработаны документы перспективного социально-экономического развития района, имеется нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционный процесс.

За 8 месяцев 2011 года объем инвестиций в основной капитал составил 13,9 млн.руб. – это 51,6% к соответствующему периоду  прошлого года.

В общем объеме инвестиций доля собственных  средств предприятий – 49%, привлеченных – 51%.

За 8 месяцев 2011 года построено 4 индивидуальных жилых домов, 2 квартиры, 1 реконструкция, общей площадью 572 кв. м.  В стадии строительства  находятся 74  индивидуальных жилых дома.

На сегодняшний день продолжают реализацию 4  инвестиционных проекта  развития  предприятий лесопромышленного  комплекса, одобренные Советом по инвестициям  при губернаторе Костромской  области (ООО «Солилес», ООО «Лесресурс», ИП Веселов С.М., ИП Ершова Т.Б.).

Информация о работе Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность