Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Содержание работы

Введение.
Понятие местного самоуправления и его экономические основы.
Экономический потенциал Солигаличского района.
Экономическая основа местного самоуправления – норма
2.1. Теоретические и правовые основы формирования и использования местных бюджетов.
2.2. Теоретически и правовые основы формирования и использования муниципального имущества.
3. Экономически основы местного самоуправления – реальность.
3.1. Местный бюджет и исполнение полномочий по решению вопросов местного бюджета.
3.2. Проблемы формирования местного бюджета.
3.3. Проблемы использования муниципальной собственности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

3) жилищный фонд социального  использования для обеспечения  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  жилыми помещениями на условиях  договора социального найма, а  также имущество, необходимое  для содержания муниципального  жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт  и другое имущество, предназначенные  для транспортного обслуживания  населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное  для предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное  оборудование и снаряжение, предназначенные  для обеспечения первичных мер  по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное  для организации досуга и обеспечения  жителей поселения услугами организаций  культуры;

9) объекты культурного  наследия (памятники истории и  культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное  для развития на территории  поселения массовой физической  культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное  для сбора и вывоза бытовых  отходов и мусора;

13) имущество, включая  земельные участки, предназначенные  для организации ритуальных услуг  и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное  для официального опубликования  (обнародования) муниципальных правовых  актов, иной официальной информации;

15) земельные участки,  отнесенные к муниципальной собственности  поселения в соответствии с  федеральными законами;

16) обособленные водные объекты  на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах  населенных пунктов поселения.

3. В собственности  муниципальных районов могут  находиться:

1) имущество, предназначенное для  электро- и газоснабжения поселений  в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего  пользования между населенными  пунктами, мосты и иные транспортные  инженерные сооружения вне границ  населенных пунктов в границах  муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое  имущество, предназначенные для  транспортного обслуживания населения  между поселениями на территории  муниципального района;

4) имущество, предназначенное для  организации и осуществления  экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для  организации охраны общественного  порядка на территории муниципального  района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для  обеспечения общедоступного и  бесплатного дошкольного, начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,  а также предоставления дополнительного  образования и организации отдыха  детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для  оказания на территории муниципального  района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи  в амбулаторно-поликлинических и  больничных учреждениях, медицинской  помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для  утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе  кадастр землеустроительной и  градостроительной документации, а  также имущество, предназначенное  для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные  участки, предназначенное для  содержания на территории муниципального  района межпоселенческих мест  захоронения и организации ритуальных  услуг;

12) межпоселенческие библиотеки  и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для  официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов,  иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  муниципального района в соответствии  с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

4. В собственности городских  округов могут находиться все  виды имущества, перечисленные  в частях 2 и 3 настоящей статьи.  

Однако, в случаях возникновения  у муниципальных образований  права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, согласно п. 2 и п. 3 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом РФ. 

 

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом регулируются ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

1. Органы местного самоуправления  от имени муниципального образования  самостоятельно владеют, пользуются  и распоряжаются муниципальным  имуществом в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами и принимаемыми  в соответствии с ними нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации  муниципального имущества определяются  нормативными правовыми актами  органов местного самоуправления  в соответствии с федеральными  законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают  в местные бюджеты.

4. Органы местного самоуправления  могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ,  в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов  местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и  учреждений, утверждают их уставы, назначают  на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают  отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования  субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном  федеральным законом РФ.

 

  1. Экономические основы местного самоуправления – реальность.

 

3.1. Местный бюджет и исполнение  полномочий  по решению вопросов  местного значения. 

Под муниципальной собственностью в большинстве изученных нами источников понимают муниципальное  имущество и муниципальные финансы.

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью является население  муниципального образования. Органы местного самоуправления являются второстепенными  субъектами права муниципальной  собственности. Таковыми являются: глава  муниципального образования; представительный орган муниципального образования; структурные органы и подразделения  местной администрации; орган управления муниципальным хозяйством; муниципальные  унитарные предприятия и муниципальные  учреждения; другие организации с  правом управления муниципальной собственностью.

Как было обозначено выше, муниципальная  собственность наряду с местными финансами составляет экономическую  основу местного самоуправления, в  связи с чем вопросы формирования системы муниципальной собственности  являются наиболее приоритетными в  сфере местного самоуправления. Этим обусловлена необходимость совершенствования  на федеральном и муниципальном  уровнях нормативно-правовой базы в  сфере управления муниципальной  собственностью.

Итак, финансово-экономической  основой муниципального самоуправления является муниципальная собственность, под которой понимается публичная  собственность населения каждого  отдельного муниципального образования. Органы муниципального образования, имеющие  соответствующие полномочия управляют  и распоряжаются этой собственностью от имени населения. В настоящее  время понятие муниципальной  собственности на законодательном  уровне является недостаточно четко сформулированным, что говорит о необходимости совершенствования правовых актов, регулирующих данную область местного самоуправления.

 

 

    1. Проблемы формирования местного бюджета.

 

 

    1. Проблемы использования муниципальной собственности.

Для осуществления полномочий местными органами власти необходима определенная материальная и финансовая база. На уровне муниципального образования  такую основу составляет муниципальная  собственность, которая включает в  себя муниципальное имущество и  муниципальные финансы.

 Проблемной стороной в области управления муниципальной собственностью в настоящее время является система налогообложения в муниципальных финансах. Так, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы выплачивается юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории города. Данный налог устанавливается муниципальными властями и не может превышать 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг). Из сумм налога вычитаются расходы по содержанию объектов ЖКХ находящихся на балансе предприятия. Данный способ налогообложения на практике оказывается не эффективным.

В связи с чем необходимо пересмотреть на федеральном и муниципальном  уровнях систему местного налогообложения. Конкретные шаги в данном направлении уже были сделаны в связи с вступлением в силу Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» Федеральный закон от 5.008.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" // Консультант Плюс., когда был отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.                                            Суммы, получаемые от сборов налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, как правило, занимают в доходной части муниципальных бюджетов довольно весомую часть. В связи с этим налог на содержание жилищного фонда и налог с продаж целесообразней было бы заменить на налог на прибыль с предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым муниципальными органами власти в размере не выше 5 процентов.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность