Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Содержание работы

Введение.
Понятие местного самоуправления и его экономические основы.
Экономический потенциал Солигаличского района.
Экономическая основа местного самоуправления – норма
2.1. Теоретические и правовые основы формирования и использования местных бюджетов.
2.2. Теоретически и правовые основы формирования и использования муниципального имущества.
3. Экономически основы местного самоуправления – реальность.
3.1. Местный бюджет и исполнение полномочий по решению вопросов местного бюджета.
3.2. Проблемы формирования местного бюджета.
3.3. Проблемы использования муниципальной собственности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

Социальная  сфера

На территории района работает 21 образовательное  учреждение (12 общеобразовательных  школ, 6 дошкольных учреждений, Дом детского творчества, Детская школа искусств, ГОУ Солигаличская специальная  коррекционная школа-интернат 8 вида).

Количество учащихся в общеобразовательных  учреждениях – 1255 человек.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную  услугу составляет 374 человека.

Система здравоохранения района состоит  из поликлиники на 150 посещений в  смену, стационар на 45 коек, 12 ФАПов  и 1 врачебная амбулатория. По прежнему в районе остро стоит кадровый вопрос по врачам.

Трудовые  ресурсы, занятость и оплата труда.

Среднесписочная численность работающих составила 3373 человека, к аналогичному периоду 2010 года сокращение на 0,6%.

Среднемесячная заработная плата  работающих в районе по отчитывающемуся  кругу предприятий составила  – 12581,3 рублей и увеличилась к  соответствующему периоду 2010 года на 113,4%.

По состоянию на 01.09.2011 года численных  безработных, зарегистрированных в  службе занятости составляет 109 человек, уровень безработицы – 2,02%, коэффициент  напряженности на рынке труда  – 1,2 единицы, что значительно ниже показателей, отмеченных центром занятости  в зимний и весенний периоды, но выше летних.

За 8 месяцев 2011 года в рамках реализации мероприятий по содействию самозанятости  населения и государственной  поддержке создания и развития субъектов  малого и среднего предпринимательства 8 предпринимателей открыли собственное  дело и создали 5 новых рабочих  мест.

Прошли стажировку на предприятиях и в организациях района 9 человек, опережающее обучение 2 человека.

За 8 месяцев 2011 года молодежной биржей труда совместно с ОГУ «Центр занятости населения» Солигаличского района трудоустроено 102 подростка.

 

  1. Экономическая основа местного самоуправления – норма.

Согласно Конституции  РФ, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения  повседневных потребностей населения  – это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами  – права на достойную жизнь. Таким  образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной  власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной  власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных  проблем, способствует оптимизации  государственного управления. 

К компетенции местного самоуправления относятся все вопросы, решение  которых затрагивает специфические  коллективные интересы местного сообщества. Она ограничивается с одной стороны  пределами территории, с другой, к компетенции местного самоуправления относятся вопросы, решение которых  носит общественную значимость для  всех членов местного сообщества. В  экономической области: это планирование социально-экономического развития территории; содействие развитию предпринимательства; местные финансы; муниципальная  собственность, земля, земельные отношения. В местном хозяйстве - эксплуатация технических систем (водопровод, канализация, утилизация отходов, энергетика и иные системы жизнеобеспечения); содержание улиц и транспортных путей; общественный транспорт, зеленое строительство; муниципальное и частное жилье. В социальное сфере - социальная помощь, общественное призрение, дошкольное и  школьное образование, учреждения здравоохранения, историко-культурные ценности; санитарный надзор, экология, охрана труда, гостиницы  и пр.

Если исходить из интересов  людей, то государство должно обеспечить потребности каждого гражданина России через его труд, личную инициативу и индивидуальные способности. Но есть немало проблем, которые каждый в  отдельности решить не может. Для  их решения жители создают органы управления, наделяют их необходимыми средствами, которые отчисляют в  виде налогов от своих доходов. В  эти органы избирают депутатов, которые  от их имени участвуют в решении  многих вопросов и контролируют их эффективность. Такая форма народовластия  обеспечивает населению возможность  самостоятельно и под свою ответственность  решать вопросы местного значения.

 

2.1. Теоретические  и  правовые основы формирования  и использования местных бюджетов.

Финансовой базой местных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.1(1 Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2007. – с. 189.)

Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением который осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они  выполняют следующие функции:2(2 Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Академия, 2009. – с. 214.)

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные  бюджеты в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным  образованиям минимальные местные  бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы  местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 

Доходная часть минимальных  местных бюджетов формируется путем  закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным  законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки  местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. Представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

Правовые акты представительных органов  местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое  законодательство в пределах компетенции  органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового  года, должны приниматься до утверждения  местного бюджета на очередной финансовый год.

В случае необходимости, население  муниципального образования может  непосредственно принимать решения  о разовых добровольных сборах средств  граждан в соответствии с уставом  муниципального образования. Собранные  средства могут использоваться исключительно  по целевому назначению. Органы местного самоуправления обязаны информировать  население муниципального образования  об использовании собранных средств.

Несмотря на большое число местных  доходов, их, однако, нельзя считать  взаимозаменяемыми. Можно выделить следующие основные принципы их использования:1то же  самое

  • по мере возможности, для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат;
  • для капитальных затрат целесообразно использовать, субсидии, займы, налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

В соответствии с законодательством  России обязательными для муниципальных  образований являются только такие  расходы, которые в таком качестве определяет закон (но не подзаконные  акты), а также расходы, необходимые  для оплаты и обслуживания долгов и задолженности, появляющихся из договорных обязательств и судебных решений. Разнообразные расходы местных бюджетов отражают разделение компетенции между территориальными уровнями государственной власти.1

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.1то же самое

 

 

2.2. Теоретические и правовые  основы формирования и использования  муниципального имущества.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям.

Органы муниципальных  образований могут выступать  в имущественном обороте в  качестве самостоятельных юридических  лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества  – денежными средствами - они  будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника — муниципального образования  — они получают возможность в  той или иной мере распоряжаться  имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

Согласно ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальному имуществу относится:

1. В собственности муниципальных  образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 статьи 50  имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования.

2. В собственности поселений  могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги  общего пользования, мосты и  иные транспортные инженерные  сооружения в границах населенных  пунктов поселения, за исключением  автомобильных дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных  инженерных сооружений федерального  и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

Информация о работе Экономические основы местного самоуправления: норма и реальность