Экономический механизм спроса и предложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ  И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3

1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3

1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10

1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14

ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19

2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19

2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24

ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27

3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27

3.2. Введение налогов  и предоставление субсидий…………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса и  предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способность моментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также как они изменяются с течением времени.

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

        Логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы: спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

        Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (или предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики. В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение такого: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

        Спрос и предложение в известном  смысле являются рыночной заменой  (или рыночным эквивалентом) того  механизма регулирования, который  был характерен для плановой  экономики, когда предполагалось, что все разнообразие экономической информации известно центральному планирующему органу. И если плановики лишь пытались на основе собственной «всеобъемлющей» информированности вырабатывать наиболее рациональные пути достижения социально-экономических целей и определить направления действий всех лиц, участвующих в экономических процессах, то механизм спроса и предложения действительно реализует все эти цели в рыночной экономике.

1.1. Закон спроса

        Спрос покупателей на те или  иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:

  • его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяются климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);
  • его семьи и близкого окружения (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);
  • той социальной, национальной, религиозной и другой общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).

        При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует «платежеспособный спрос». Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

         Закон спроса

          Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный – к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.

        Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка этого закона: закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

        Закон спроса – один из фундаментальных законов рыночной экономики. Глубинные причины его существования коренятся в самой природе стоимости и цен. Перечислим непосредственные предпосылки его возникновения:

  1. уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным;
  2. один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. В экономической литературе это явление принято называть эффектом дохода, поскольку снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя;
  3. подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление имеет особое название – эффект замещения.

        Спрос и цена

         Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной1 экономике спрос в большей степени определяется ценой. Не случайно, если не принимать в расчет экстремальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен (вспомним, как мы рассуждаем, например, о такой важнейшей характеристике, как качество: дорогой автомобиль, но он своих денег стоит).

        Зависимость между ценой и  спросом на него можно представить  табличным, графическим и функциональным  способами. Допустим, нам известно, сколько килограммов колбасы может бать продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы.

 

Таблица 1. условный пример связи размера спроса на колбасу с ее ценой

Цена, руб.

Объем спроса, кг

10

250

20

200

30

150

40

100

50

50


     

        Эта зависимость может быть  представлена в виде графика  в координатах цен на колбасу  (Р – независимая переменная) и количества купленной колбасы (Q – зависимая переменная2) (рис. 1). Для построения графика используем данные нашего гипотетического примера (табл. 1).

        Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели:

  1. при каждом данном уровне цен;

б)  в конкретный период времени;

в)  при неизменных прочих факторах.

        Другими словами, движение вдоль  кривой спроса (от одной точки  к другой) отражает изменение  в количестве товара, на которое  потребители предъявляют спрос,  происходящее в результате изменения цены товара.

        Функциональная  зависимость между объемом спроса  (QD) и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т.е. в виде формулы

QD = f (Р).

Впрочем, в такой общей  форме она не отражает обратной зависимости  между спросом и ценой, и при практическом применении формулу необходимо конкретизировать. Например, если зависимость линейная, она примет вид:

QD = а – bР,

Где a, b – численные коэффициенты. В нашем условном примере она будет выглядеть следующим образом:

QD = 300 – 5Р.

                      Р


                     50


                     40

                     30

                     20                                D

                     10                                                 Q

                               50  100  150  200  250   

                          Рис. 1. Зависимость спроса от цены

         Индивидуальный и рыночный спрос

          В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qIj индивидуальный спрос на i-й товар j-го покупателя, то рыночный спрос можно выразить как                                      

                                                                          n

Qi =Σqij,

       j=1

где Qi – рыночный спрос,  n – число покупателей на рынке.

        Кривая индивидуального спроса, имея, как и кривая рыночного  спроса, отрицательный наклон, т.е.  отражая уже описанную обратную зависимость между спросом и ценой, не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид.

        Чтобы побудить человека, скажем, купить две пачки масла вместо  одной, недостаточно небольшого  снижения цены по сравнению  с обычным уровнем. То есть если вместо 10 руб. (московская цена начала 1999 г.) она будет стоить 9 руб.80коп., затем 9руб.60коп., далее 9руб.40коп., то все эти изменения, скорее всего, не заставят одного конкретного покупателя удвоить объем покупки. Но в какой-то момент (допустим, при цене 8 руб.) он отреагирует повышением закупаемого продукта. На графике возникает скачок спроса, «ступенька». Поскольку уже «порог чувствительности»у потребителей разный, то, суммируясь, ступенчатые кривые индивидуального спроса сгладят друг друга и в итоге создадут плавную кривую рыночного спроса.

       Неценовые факторы спроса

          Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:

  • доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;
  • цены на другие товары (Ра……Рn), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;
  • вкусы покупателей (Т), на которые влияет множество факторов – от изменчивой моды до национальных традиций;
  • общее число покупателей или размер рынка (N);
  • ожидания покупателей, включая инфляционные (W);
  • прочие факторы (В).

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить  в следующем виде:    QD = f (P, I, Pa …Рn, Т, N, W, B).

Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения.