Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 4). Совпадение интересов покупателей на нашем графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения, по традиции обозначаемая буквой О. Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену Р0 и количество Q0 называют равновесной ценой и равновесным количеством.
Р
Р1
Р0
Р2
Итак, равновесие
на рынке достигается при
P0 = PS = PD,
где PS - цена предложения; PD – цена спроса.
При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и / или услуг:
Q0 = QS = QD,
где QS – объем предложения; QD – объем спроса.
Напротив, при любом ином уровне
цен объемы предложения и
Функции равновесной цены
Равновесная цена, формирующаяся
в результате действия
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Либерализация цен и начало функционирования механизма рыночного равновесия в России.
В плановой экономике цена жестко устанавливалась государством и не была связана с объемом спроса и предложения. Так, спрос на колбасу значительно превышал ее предложение. За этим культовым товаром советской эпохи постоянно выстраивались дикие очереди. Более того, люди из провинции приезжали за колбасой за многие сотни километров в Москву, где снабжение было получше. И несмотря на это она продолжала стоить знаменитые 2 руб.20коп. – смешную сумму, доступную любому бедняку.
Либерализация цен стала одной из наиболее значимых вех в реформировании российской экономики из плановой в рыночную. 2 января 1992 г. предприятия получили право по своему усмотрению устанавливать цены на свою продукцию, что повлекло за собой радикальную перестройку всей экономики. Первоначально было либерализовано 80% оптовых и 90% розничных цен. Не были «отпущены» только цены на товары первой необходимости (хлеб, молоко, лекарства), а также на важнейшие ресурсы (энергоносители и транспорт), резкий скачок которых дезорганизовал бы промышленность. Однако и эти островки жестко закрепленных цен быстро разрушились: в марте 1992 г. были либерализованы цены оставшихся потребительских товаров, в мае – цены на нефть.
Дольше всего регулированию подвергалась цена труда – заработная плата. Сначала она индексировалась (т.е. увеличивалась для компенсации инфляции) особыми решениями правительства. Затем был введен специальный налог на сверхнормативную заработную плату, который буквально разорял предприятия, решавшиеся платить своим людям больше, чем было определено государством. Относительная либерализация зарплаты завершилась лишь к 1996 г., однако и сейчас зарплата бюджетников устанавливается государством, что сравнительно сильно влияет на общий уровень трудовых заработков в стране.
С момента либерализации цены стали устанавливаться в зависимости от спроса и предложения на данный товар. Теперь на рынке появилось все. Дефицит остался только в деньгах. И цены товаров начали направлять потоки спроса потребителей и предприятий. Новая роль цены буквально вынудила субъектов экономических отношений переориентироваться с модели поведения на основе плановых сигналов к поведению на основе сигналов рыночных.
Излишки потребителя и производителя
Обратимся еще к графикам
Р
Рmax
PAD
P0
PAS
Pmin
QA Q0 Q
Рис. 5. Излишки потребителя и производителя
Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене PAD> P0 , а производители продать по цене PAS < P0. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т.е. покупатели QA –го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.
Другими словами, рис. 5 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от P0 до Рmax), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от P0 до Pmin). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.
Вместе с тем наряду с
Проблема устойчивости равновесия
Очевидно, что продажные (фактические
рыночные) цены не всегда совпадают
с равновесными, т.е. рынок далеко
не всегда находится в
Однако рынок тяготеет к
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса
Реакция покупателей и
Общее понятие эластичности
Для характеристики степени
Данное понятие весьма важно
с практической точки зрения.
Так, проведение разумной
Так, фраза: «Увеличение цены колбасы на 5 руб. вызвало сокращение ее продаж на 12 т», без дополнительных разъяснений почти бессмысленна. Велико ли было изменение цен ? Если дело происходило в 1997 г. и она стоила 25000 руб., то конечно, невелико. А если в начале 1998 г. при исходной цене 25 руб., то его вполне можно признать значительным. Столь же неясно, насколько катастрофично снижение продаж. Одно дело, если первоначальный уровень составлял 50 т и совсем другое, если – 500 т.
Коэффициент эластичности
Оценка эластичности в
Эластичность спроса по цене
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичность спроса по цене4, или ценовой эластичностью. Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:
Величина эластичности спроса
Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы:
Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1); при неэластичном спросе, напротив, ED < 1; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1 (от которого, собственно, и пошло название единичная эластичность).
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, черной икры и т.п., и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. неэластичен спрос на товары первой необходимости относительно низкими ценами – на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.
Давая графическую
Р E<1
1000
100
10
1
1 10 100 1000 Q
рис. 6 Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Кроме рассмотренных
трех случаев эластичности
Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения.