Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Р
D
а)
рис. 7 Экстремальные случаи эластичности спроса:
а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 7а) – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражается в вертикальную прямую (рис. 7б).
В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютному неэластичному, можно указать на ситуацию с некоторыми медикаментами. Например, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек может умереть, а при правильном приеме нормально доживает до старости). Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.
Особенно важны экстремальные
случаи эластичности как
Эластичность спроса и объем выручки
Изменение объема продаж, к которому мы апеллировали, давая определение эластичности спроса по цене, влияет на объем выручки и финансовое положение продавца. Ведь зная размеры спроса, можно легко вычислить объем выручки. Проанализируем ситуацию с объемом выручки при различных вариантах эластичности:
Факторы эластичности спроса
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие:
Эластичность спроса по доходу
Кроме эластичности спроса по
цене, важный экономический смысл
имеет также эластичность
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (ЕI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (ЕI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Но возможна и противоположная ситуация, когда значение ЕI отрицательно (ЕI < 1). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т.п.), т.е. товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.
Перекрестная эластичность
Как мы уже отмечали, реакция
потребителей на изменение
^ QА/QА
E cross = ^ PВ/ PВ ,
где QА – объем спроса на товар А; PВ – цена товара В.
Перекрестная эластичность
Если E cross < 0, т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты.
Наконец, товары могут быть индифферентны друг к другу (E cross = 0), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.
2.2. Эластичность предложения
Понятие эластичности предложения
Чувствительность объема
Коэффициент эластичности предложения
Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (ES) имеет вид:
Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:
Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.
Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию. На рис. 8 представлены различные варианты эластичности кривой предложения.
Р S1 E<1 P S1 E=0
S2 E=1
S3
а)
Рис. 8 Кривые предложения с разной степенью эластичности
На рис. 8а S1 – неэластичное предложение (E<1); S2 – предложение единичной эластичности (E=1); S3 – эластичное предложение (E>1).
На рис. 8б S1 – абсолютно неэластичное предложение (E=0); S2 – абсолютно эластичное предложение (E=∞).
Факторы эластичности
На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной и др.
Фактор времени
Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:
Рассмотрим как
В кратчайшем рыночном периоде изменение спроса не вызовет реакции в объеме предложения. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично. Рост же цен будет строго соответствовать увеличению спроса. Масштабный пример того же рода – сельскохозяйственная продукция. Сколько собрано урожая, столько собрано. Увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года не удастся.
В коротком и длительном
Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. Реакцией на рост спроса становится большое увеличение производства при весьма умеренном росте цен. Возможно даже, что цена останется постоянной, т.е. реализуется абсолютно эластичная кривая предложения.
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО
Рыночное ценообразование по
законам спроса и предложения,
формирование на этой основе
равновесных рыночных цен
Реальности современной
Рассмотрим оба направления
3.1. Государственный контроль над ценами
Установившиеся равновесные
Такие фиксированные цены
Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения.