Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории; рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика; проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям; дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации.
Введение
Сущность собственности, ее место в системе экономических отношений и экономическое содержание собственности
Различия отношения собственности и их правовое оформление:
Право владения
Право пользования
Право распоряжения
Присвоение
Хозяйственное пользование
Экономическая реализация
Формы и виды собственности:
Частная собственность: а) трудовая;
b) нетрудовая;
c) индивидуальная;
d) партнерская;
i) интеллектуальная.
2) Общественная собственность: а) государственная
b) Кооперативная
Формы и разновидности собственности в России
Российская приватизация
Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ
VIII. Заключение
Трудовая частная собственность позволяет владельцу своим трудом осуществлять производство товаров или услуг, от реализации которых собственник-работник получает доход. Этот доход обеспечивает не только личное потребление собственника и его семьи, но и воспроизводственный процесс.
Нетрудовая частная собственность предполагает использование наемного труда. Это более крупная собственность, означающая отчуждение значительной части общества от владения материальными благами и услугами, в том числе и той его части, которая эти блага и условия создает. Она способствует расслоению общества на классы и социальные группы, создает имущественное неравенство, формирует экономическую зависимость наемных работников от собственников.
При внешней общности частной собственности, которая существовала и существует на разных ступенях развития общества, формы ее многообразны, и на каждом новом историческом этапе возникает ее новые модификации. Основные виды частной собственности – это индивидуальная частная собственность, партнерская и корпоративная частные собственности.
Индивидуальная частная собственность является формой, имеющей место на разных уровнях развития общества. Она принадлежит одному владельцу и может быть представлена в виде как мелкого частного хозяйства, так и крупной фирмы. Индивидуальное хозяйство или предприятие может быть семейным и обслуживаться членами семьи, а может иметь наемных работников. В сельском хозяйстве широко
16
распространен наем
рабочей силы сезонного
Собственность партнерская на первый взгляд представляется коллективной собственностью. Однако по существу она не является собственностью коллектива, а, напротив, обладает спецификой, присущей самым разнообразным формам частной собственности. Партнерская собственность представлена в хозяйственной жизни товариществами или партнерствами на паях. Это объединение нескольких людей, которые являются совладельцами предприятия или фирмы, внесшими свой пай в ее создание или покупку. Доля собственности пайщиков определяется размерами паевого взноса. Они не только владеют долей имущества фирмы, но и получают свою долю прибыли, соответствующую размерам их собственности, а также участвуют в управлении фирмой, причем каждый пайщик имеет один голос. Характерным примером могут служить различного рода кооперативы и товарищества, количество которых, начиная с 70-х годов, быстро растет во всем мире.
Корпоративная собственность – собственность группы лиц, однако условия ее формирования весьма своеобразны. Корпоративы – это, прежде всего акционерные общества, капитал которых образуется акционерами. Учредители акционерного общества формируют первичный, стартовый капитал и владеют контрольным пакетом акций. Остальных акционеров правильнее было бы назвать держателями акций. Специфика акционерного общества проявляется в том, что акции не дают их держателям права собственности, они не владеют никакой долей имущества фирмы. Акционеры получают лишь право на доход в виде дивиденда на акцию.
Еще одна форма частной
собственности – интеллектуальн
17
распоряжения знаниями, научной информацией, изобретениями и т.д. Характерным признаком ее является индивидуализм, который делает возможным такую форму реализации интеллектуальной собственности, как «утечка мозгов». В ряде случаев, особенно в сфере естественных наук, возможна индивидуальная коллективная собственность, если изобретение или открытие выполнено группой лиц.
Общественная собственность
Общественная собственность характеризуется тем, что ее субъектами выступает все общество или коллектив, которые ею совместно владеют, используют и распоряжаются.
Общественная собственность, различаясь по уровню обобществления, может быть общенародной в лице государства или коллективной. В обоих случаях устанавливается равенство совместных собственников в отношении к решающим средствам производства и другим материальным благам. При этом в системе распределения результатов общественного труда преобладает два основных принципа:
уравнительное распределение и распределение по труду.
Кооперативная собственность – это форма коллективной, общественной собственности, которая строится на основе паевых взносов членов кооперативов.
Многие современные экономисты
критически относятся к
18
производства, управления
и результатов труда.
Личная собственность
Существует также и личная собственность отдельных лиц на предметы личного потребления. Эта собственность способна удовлетворить личные потребности человека (физические, духовные и т.д.), но не способна стать источником дохода. Покупая одежду, обувь, предметы быта и т.д., человек приобретает право владения, пользования и распоряжения, которые выражают экономическое содержание собственности. Но экономическая реализация этой собственности заключается в том, что она не может быть использована для получения дохода, а лишь удовлетворяет личные потребности.
2.2. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
В современном мире нет ни одной
страны, где бы государство не занималось
активно хозяйственной деятельн
Базой применения государственной формы собственности является те сферы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом
19
централизованном управлении,
осуществлении государственных
инвестиций, в которых ориентация
на прибыльность не является
критерием, достаточным для
В России до недавнего времени в экономической практике преобладало стремление к укрупнению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривают многие экономисты. Общенародная собственность не состоялась потому, что для нее не было объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала и потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу научно-технической революции. Это привело к таким социально-экономическим последствиям, как техническая отсталость промышленности, полуразрушенное сельское хозяйство, всеобщий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, огромное число безработных, скрытых и явных, переселенцев, бомжей, экономическая изолирование от мирового хозяйства.
Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по
20
сравнению с другими формами
собственности, обусловленные
В то же время вне зависимости
от экономического и социального
строя государственная
Что же в последнее время происходило в госсекторе? В подавляющем большинстве стран западного мира предприятия госсектора уступали по эффективности предприятиям частного сектора. Практически повсеместно рос масштаб субсидирования госпредприятий, что неизбежно способствовало росту бюджетного дефицита и внутреннего долга. И именно необходимость решения финансовых проблем стала одним из важных мотивов массовой приватизации как способа приведения в порядок государственного хозяйства.
По примерной оценке, под контролем государства в России находится не менее 50% активов и соответственно около 50% выпуска ВВП. Если это так, то нельзя утверждать, что в России после приватизации преобладающим является частный сектор. Кроме того, учитывая другие каналы влияния государства, о российской экономике можно говорить как о экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.
21
В государственном секторе следует отдельно рассматривать государственные унитарные предприятия (ГУП) и акционерные общества с государственным участием. Для каждого из этих типов организаций существуют свои пути сокращения государственных расходов и снижения государственного участия в экономике.
Государственные унитарные предприятия
На начало 2003 года насчитывалось 9810 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) с числом занятых 3,65 млн. человек и основными фондами в размере 4863,1 млр. руб.
ГУП – переходная форма от советского хозрасчетного предприятия либо к казенному предприятию, либо к одному из типов хозяйственных обществ (ОАО, ЗАО, паевое товарещество и т.д). В силу преходного характера этим предприятиям свойственна неопределенность прав собственности и контроля. Чаще всего ключевую роль здесь играет менеджмент. Контроль над менеджментом осуществляется слабо. Вместе с тем попытки прямого сравнения ГУП и частных предприятий по показателям эффективности не позволяют сделать однозначного вывода о преимуществах тех или других. Обусловлено это многими факторами, в том числе и тем, что, с одной стороны, недавно приватизированные частные предприятиия не прошли реконструцию, не освоили новые методы управления, консолидация контроля зачастую еще не совершена, а с другой – ГУП зачастую пользуются поддержкой своих вышестоящих органов. Тем не менее общая тенденция эффективности частного бизнеса достаточна очевидна. В силу этого естественным решением представляется ликвидация ГУП как самостоятельной формы хозяйственных организаций.
Программной приватизации на 2003 – 2004 гг. предусмотрена продажа 1012 ГУП. В результате слияний , присоединений и ликвидации
22
их число сократится на 1500 единиц. На начало 2004 года должно остаться 7298 ФГУП. Сокращение ФГУП весьма заметно – 25% за два года после периода застоя в 1998 – 2001 гг. И все же представляется, что темпы ликвидации ГУП можно было существенно повысить.
Акционерные
общества с государственным
На 1 января 2003 г. насчитывалось
4606 хозяйственных обществ с
Обычно против продажи госпакетов выдвигаются два основных возражения. Во-первых, произойдет ослабления влияния государства, что может нанести ущерб общественным интересам, так как частные акционеры стремятся только к получению прибыли. Тем самым как бы ограждается право государства нарушать коммерческие интересы бизнеса. Довод несостоятелен, поскольку и на частные предприятия государство оказывает влияние, порой более сильное, чем на принадлежащие ему предприятия. Последние же контролируются государством весьма слабо. Во-вторых, нередко приватизацию предлагают отложить до наступления более благоприятной конъюнктуры.
Наиболее актуальная задача сегодня – модернизация. Если можно продать госпакет за копейки, но с условием инвестиций в реконструкцию или с сохранением рабочих мест, то на это надо идти. Между тем из действующего законодательства о приватизации все упоминания о продажах на конкурсах с соблюдением инвестиционных условий исчезли. Это связано с прошлым негативным опытом, когда государственные органы не хотели или не могли контролировать выполнение условий
23
приватизации. Представляется,
что в настоящее время
Особая проблема в части реорганизации ОАО, как и в случае с ГУП, - стремление региональных и местных властей к захвату собственности, то есть приобретению пакетов акций компаний. Обычно усилия, предпринимаемые в этих целях, мотивируются заботой о поддержке производства и занятости. Но реально речь идет о стремлении чиновников к усилению своей власти, к неэффективному государственному предпринимательству, удобному для бюрократии, поскольку оно позволяет контролировать финансовые потоки. Впредь необходимо законодательно запретить передачу региональным и местным властям федеральных пакетов акций в собственность или в управление.