Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории; рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика; проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям; дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации.
Введение
Сущность собственности, ее место в системе экономических отношений и экономическое содержание собственности
Различия отношения собственности и их правовое оформление:
Право владения
Право пользования
Право распоряжения
Присвоение
Хозяйственное пользование
Экономическая реализация
Формы и виды собственности:
Частная собственность: а) трудовая;
b) нетрудовая;
c) индивидуальная;
d) партнерская;
i) интеллектуальная.
2) Общественная собственность: а) государственная
b) Кооперативная
Формы и разновидности собственности в России
Российская приватизация
Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ
VIII. Заключение
Другие формы собственности
Достаточно долгое время в России господствовала общественная собственность. Она существовала в двух основных формах:
В настоящее
время в России выделяют два
вида общенародной
24
Муниципальная собственность формируется путем передачи (безвозмездно или за выкуп) права собственности или распоряжения имуществом органам местного самоуправления.
Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. Ее объектами являются школы, больницы, вузы, техникумы и т.д. Уровень обобществления муниципальной собственности – региональный.
Разновидностью собственности
Личная собственность характеризуется следующими чертами:
Объектами личной собственности являются жилые дома, мебель, одежда, утварь, предметы культурно-бытового значения, сбережения и т.д. В связи с тем, что доходы различных социальных групп различны, то неодинаковы размеры личной собственности у отдельных членов общества.
25
2.3. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ
В период реформирования перед Россией стояла важная задача – создать рынок, но советская экономика была огосударствленной и монополизированной. Становление рынка – это развитие конкуренции, которое было осуществлено через демонополизацию путем разгосударствления (коммерциализации деятельности госпредприятий) и приватизации госсобственности.
С известной долей условности можно выделить два основных этапа изменения системы прав собственности в России.
Этап 1. Номенклатурная приватизация (1987 – 1991). На этом этапе за основу рынка номенклатура пытается взять старый «бюрократический рынок», где позиция участников определяется его чином, административным весом, а не умением извлекать настоящие денежные доходы. Эта цель достигается на данном этапе за счет размывания государственной собственности. Разгосударствование пробретает форму «спонтанной» приватизации в виде передачи имущества предприятиям на основе права полного хозяйственного ведения: директора вносили свои паи во вновь созданные предприятия из средств госпредприятий. При этом, чем выше был ранг директора или номенклатурного работника, тем большими полномочиями он обладал в процессе растаскивания собственности.
Другим
видом «спонтанной»
26
Итак, эволюцию
системы власти-собственности
Таким образом, наряду с действительно рыночными процессами становления частной собственности просматривается и параллельный процесс модификации власти-собственности. Бюрократия использовала собственность ослабевшего государства в целях личного обогащения. Именно эти группы аккумулировали первые крупные капиталы и начали создавать предприятия в самых выгодных нишах постсоветского рынка с помощью уже рыночных механизмов.
Этап 2. Попытка создания системы частной собственности. Ограниченность номенклатурно-государственного капитала попытались снять на втором этапе при помощи радикальных рыночных реформ и в первую очередь массовой ваучерной приватизации. Администрация президента Б.Ельцина решила сделать процесс приватизации формальным и массовым. В соответствии с программой приватизации, принятой в конце 1992 года, de facto собственники должны были формализовать свои права собственности, а любой желающий, обладающий достаточным капиталом, мог приобрести имущество в частную собственность.
Главная цель этого этапа, по мнению идеологов, состояла в создании институциональных условий для становления и развития системы частной собственности по образцу западных демократий. Приватизация рассматривалась как шаг, дающий мощный стимул к углублению либерализованных и стабилизованных мер. Но, к сожалению, при помощи импорта западных институтов собственности прикрывалось российское содержание процесса приватизации.
К тому же следует учесть, что в подобной приватизации не менее других были заинтересованы теневые владельцы номенклатурно-государственного капитала («новые старые собственники»). Ведь в условиях размытости старой и неупорядоченности новой системы прав
27
собственности над
ними постоянно витала угроза
экспроприации приобретенной
Формальный итог – к 2011 году 80% всей собственности в российской промышленности перешло в частные руки (см. рис 2, Приложение). Приватизация государственной и муниципальной собственности затронула все без исключения отрасли экономики. В результате государство как собственник и производитель стало занимать подчиненное место.
С юридической точки зрения, приватизация — по закону РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" — это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" под приватизацией понимается "возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц".
Цели приватизации:
1) исходная — создание слоя частных собственников (через ваучеризацию в РФ);
2) аккумулирование средств в госбюджет — основной мотив в странах с рыночной экономикой;
3) обеспечение экономической и
имущественной
4) повышение эффективности
Способы приватизации:
28
2. Продажа предприятий, не
3. Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу.
4. Продажа имущества действующих,
5. Выкуп имущества, сданного в аренду;
6. Продажа долей, принадлежащих государству.
Способ приватизации выбирает трудовой коллектив, но при соблюдении условия: при приватизации мелких предприятий с балансовой стоимостью основных фондов на 1 июля 1992 года не более 1 млн. рублей трудовой коллектив мог избрать метод продажи — на аукционе или по инвестиционному конкурсу без ограничения состава участников, все остальные предприятия могли избрать любой из 6 способов приватизации.
Так приватизация выглядела на бумаге, что же происходило на практике? Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. Первые законодательные акты о приватизации появились в 1991 году. Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока".
В чем же заключались особенности российской приватизации?
Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами
29
или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.
В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.
Государственная собственность сосредоточилась у отдельных групп, которые получили огромный капитал, в то время как основная масса населения была отторжена от реального государственного имущества.
Результаты приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий приватизировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования — 31%, продажи — 69%, общей стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний день контрольный пакет акций остался у государства в 4,1% предприятий.
Перспективы приватизации:
1.Уточнение законодательства, исправление выявившихся несоответствий.
2. Продолжение продажи
30
народное акционерное предприятие с уставным капиталом в размере полученных при акционировании акций предприятия трудовым коллективом.
4. Отладка инвестиционных торгов,
привлечение иностранных
5. Помощь приватизированным
Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на явные изменения в структуре собственности, государство еще не распродало принадлежащие ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству. (таблица 2.3.1.)
31
Таблица 2.3.1.
Распределение предприятий и организаций по формам
собственности (на 1 января 2006 года), тыс. ед.
Показатель |
1996 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего организаций |
2249,5 |
3346,5 |
3593,8 |
3845,3 |
4199,8 |
4417,1 |
В том числе по формам собственности: | ||||||
частная |
1425,5 |
2509,6 |
2725,9 |
2956,8 |
3237,7 |
3499,2 |
государственная |
322,2 |
150,8 |
155,1 |
157,1 |
161,3 |
159,2 |
муниципальная |
197,8 |
216,6 |
231 |
239,3 |
246,1 |
248,2 |
Финансовые результаты приватизации в РФ | ||||||
Поступило средств от приватизации государственного и муниципального имущества, млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.) |
3815 |
41609 |
16756 |
22857 |
88673 |
90143 |
В том числе находившегося в собственности: | ||||||
федеральной |
1994 |
37927 |
12772 |
14719 |
72543 |
67919 |
региональной (субъекта РФ) |
354 |
2199 |
1886 |
4444 |
10295 |
13798 |
муниципальной |
1467 |
1483 |
2098 |
3694 |
5835 |
8426 |