Экономика переходного периода, её особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Современная экономика развитых государств является открытой. Результатом этого является усиление интеграционных процессов. Экономики различных стран все более переплетаются. Появляется возможность свободного движения ресурсов между государствами. Вместе с этим воспроизводство в каждой стране осуществляется как национальное воспроизводство, поэтому в условиях переходной экономики должна решаться задача формирования открытой экономики и одновременного поиска модели национального воспроизводства.

Файлы: 1 файл

Особенности гос регулирования экономики переходного периода.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

 

Процесс трансформации, который в настоящее время  осуществляют бывшие социалистические страны, а также государства, образовавшиеся после распада СССР, можно охарактеризовать как переходную экономику.

Мировой опыт экономического развития в 20 веке, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить некоторые устойчивые тенденции, которые проявились в экономике.

Рыночная экономика хотя и в значительной мере подверглась преобразованиям в ходе развития, но в современных условиях ее основные элементы и свойства сохранились. Наиболее существенной особенностью является независимое и обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность. Затем рыночная система предполагает наличие многих рынков, которые взаимно дополняют друг друга. И, наконец, рыночная система не может существовать без институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности.

Объективная потребность в сознательном регулировании национальной экономики стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования показывает, что в современных условиях совершенно недостаточным является только воздействие на ход воспроизводства. Необходимо сознательное и постоянное регулирование всех сторон общественного хозяйства.

Развитие экономики в развитых странах во второй пони не 20 в. привело к существенному углублению разделения труда и, как следствие этого, к расширению и возникновению новых форм кооперации. Регулирующее воздействие на экономику оказывают во все большей мере не только государство, но и крупнейшие национальные и международные корпорации. Результатом этого является возникновение и усиление общественных форм хозяйства охватывающих как национальную, так и международную экономику, что, однако, не означает вытеснение и отмирание рыночного механизма.

Новая тенденция возникновения социального регулирования должна быть реализована в переходной экономике.

В последние годы ясно прослеживается тенденция в развитии всех государств с рыночной экономикой в направлении формирования социально ориентированных обществ. Основной чертой таких экономических систем является создание условий для социально устроенного существования всех граждан.

Эта тенденция имеет свою логику развития, которая не сводится только к рыночной эволюции. В современных условиях равнозначным становится и экономическое, и социальное развитие общества. Характерными чертами этого процесса является то, что поступательное движение национальной экономики становится невозможным без воспроизводства человеческого фактора производства, обновления образовательного, культурного и научного потенциала, достойного существования не только работающих, но и неработающих членов общества.

Переходная экономика России (хотя мировым сообществом она уже признана рыночной) не может и не должна оказаться вне исторического пути поиска и реализации общемировой тенденции движения к справедливому социальному устройству, не исключая своего национального своеобразия.

Современная экономика развитых государств является открытой. Результатом этого является усиление интеграционных процессов. Экономики различных стран все более переплетаются. Появляется возможность свободного движения ресурсов между государствами. Вместе с этим воспроизводство в каждой стране осуществляется как национальное воспроизводство, поэтому в условиях переходной экономики должна решаться задача формирования открытой экономики и одновременного поиска модели национального воспроизводства.

 

 

 

 

 

  1. Экономика переходного периода, её особенности в современной России

 

Экономическое развитие общества обязательно связано с переходом экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений является соединение черт и свойств прежних и новых экономических отношений. В этот период происходит изменение основ данной экономической системы.

В связи с этим можно выделить основные черты переходной экономики и ее отличие от сложившихся экономических систем 1.

Во-первых, происходит формирование основы новой экономической системы, которая включает в себя формы хозяйственных связей, а также присущий новой экономической системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то система становится устойчивой и дальнейшее ее развитие происходит на своей собственной основе.

Во-вторых, в этот период существует многоукладность экономики. Это является элементом основы экономической системы. В переходной экономике существует и старая, и новая основа, и новая система связей только формируется. Преодоление многоукладности — одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. В переходный период старые отношения меняются при отсутствии новых институтов, норм и правил. Возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов, происходит столкновение старых и новых экономических интересов. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода. В связи с этим возрастает роль государства в обеспечении стабильности и экономического роста.

В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Это объясняется сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в переходный период. Сложность перехода связана с инерционностью экономических процессов. Нельзя быстро изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру национальной экономики, создать новые политические и экономические институты. Эти преобразования требуют создания особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении.

Процесс трансформации, который в настоящее время осуществляют бывшие социалистические страны, а также государства, образовавшиеся после распада СССР, можно охарактеризовать как переходную экономику.

Экономика России находится в переходном периоде от централизованного планового хозяйства к рыночному хозяйству. Этот переход включает постепенное разрушение и отмирание старого, социалистического уклада и формирование нового, рыночного, частнокапиталистического экономического строя. Так что это достаточно противоречивый период, когда сосуществуют и борются сохраняющиеся, но отживающие элементы старого и нарождающиеся, пока недостаточно окрепшие новые формы.

Как долго может длиться этот переходный период? В 1990 г. широкую известность получила программа, разработанная под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, под лозунгом "Пятьсот дней перехода к рынку". Говорят, что в это время премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер спросили, можно ли за 500 дней ожидать в России перехода к рынку? Она ответила, что если вы перейдете к рынку за смену двух поколений, то будет хорошо.2 В этом ответе таится глубокая мысль: смена социально-экономических формаций — постепенный, достаточно длительный процесс, связанный не только с преобразованием собственно экономического уклада, но и с изменением экономического поведения людей, их "встраиванием" в новую экономическую систему. А для этого действительно нужна смена поколений.

Рыночные реформы в России начались 2 января 1992 г., когда была осуществлена всеобщая реформа либерализации цен. Одновременно была проведена реформа налоговой системы и на рыночную основу переведено государственное регулирование финансовой и денежно-кредитной политики. Было устранено централизованное планирование и материально-техническое снабжение. Несколько месяцев спустя началась массовая приватизация государственной собственности, проводившаяся в основном с помощью ваучеров на полубесплатной, внерыночной основе. Строго говоря, это было, скорее, разгосударствление собственности, чем собственно приватизация, ибо только часть ваучерной приватизированной собственности (даже спустя 10 лет после приватизации — не более половины) стала реальной частнокапиталистической собственностью. Другая половина собственности, сформированная в ходе ваучерной приватизации, оказалась убыточной, неэффективной и фактически подлежит вторичному процессу нормальной, на этот раз рыночной, платной, приватизации либо рыночному банкротству.

В ходе этих крупнейших социально-экономических реформ, затрагивающих основы экономики — отношения собственности и их главный регулятор — цену, были заложены основы решения двух коренных задач этого переходного периода:

- во-первых, формирование рыночного  равновесия в экономике в отличие от централизованной плановой системы с неизбежным наличием дефицита;

- во-вторых, формирование рыночного  механизма как движущей силы развития народного хозяйства.

За 10 прошедших лет мы существенно продвинулись вперед в решении и первой, и второй задач, но и ту и другую смогли решить лишь частично.

Если говорить о первой задаче, то она включает формирование всей системы взаимосвязанных рынков, обеспечивающей в каждый данный момент рыночное равновесие. Равновесие спроса и предложения в области продажи и покупки товаров и услуг по рыночным ценам поддерживается прежде всего колебаниями цен. Это равновесие предполагает, что платежеспособный спрос удовлетворяется имеющимися на рынке товарами и услугами, которые поставляются на рынок отечественными товаропроизводителями или импортерами. В целом эта задача уравновешения спроса и предложения в России, можно сказать, решена. В отличие от ситуации, которая была в централизованной экономике Советского Союза, когда даже рынок потребительских товаров и услуг не был насыщен, всегда чего-то не хватало, многие потребности не удовлетворялись, в рыночной экономике магазины полны товарами с различными потребительскими свойствами. А если чего-нибудь не хватает, это в принципе можно купить и за рубежом.

Но даже и этот самый продвинутый рынок вряд ли может считаться достаточно развитым, ведь еще сохраняются многие административные барьеры, наследуемые из социалистических времен, на пути свободного движения товаров. Это движение затруднено из-за неразвитости инфраструктуры, прежде всего транспортной и складской, административных барьеров, неразвитости рынков; есть и криминальные барьеры. Как следствие, на рынке товаров и услуг России слишком велики ценовые различия по аналогичным товарам даже в соседних регионах. Москва, например, как известно, является без всяких на то оснований одним из самых дорогих городов мира, в то время как уровень цен в России в целом в 2—3 раза ниже уровня цен в развитых странах при их долларовом исчислении. Москва является городом самых высоких цен в значительной мере из-за административных препятствий, которые чинят власти и полукриминальные монополисты московского рынка для свободного доступа на московский рынок дешевых продовольственных товаров, например, недалеко расположенной Белгородской области, где мясомолочные продукты стоят в 2—3 раза дешевле. И даже Подмосковье не может в полной мере продавать свои товары на столичных рынках, которые монополизированы, и вынуждено создавать стихийные рынки в Подмосковье, где мясо, например, стоит в 1,5—2 раза дешевле, чем в Москве.

Равновесие на рынке товаров и услуг поддерживается всей системой рынков. Если спрос удовлетворяется за счет импортного товара, то его подкрепляет валютный рынок. Внутри России он развит хорошо. Но как известно, рубль не является конвертируемой валютой в других странах, что накладывает неизбежно свои ограничения на этот рынок. Если растет спрос на тот или иной товар, а предложение его отстает от спроса в силу производственных возможностей, то включается в действие рынок капитала, который перераспределяется в пользу производства такого товара. А рынок капитала опирается на кредитные инвестиционные рынки, рынок акций, облигаций, перераспределение сбережений в пользу инвестиций и т.д. С этим дело в России обстоит совсем плохо, и можно сказать, что рынка капитала и инвестиций в сколько-нибудь развитой форме пока не существует. Нет настоящей инфраструктуры этого рынка в виде достаточных фондов, накопленных пенсий, страховых, паевых фондов, инвестиционных ресурсов банков, притока иностранных капиталов и т.п.

Рынок акций — фондовый рынок, являющийся эффективным инструментом перераспределения капитала, — в России развит крайне слабо, о чем выше говорилось. А между тем проблема перелива капитала стоит здесь очень остро из-за того, что основные доходы у нас получают экспортные топливно-энергетические, металлургические и другие сырьевые отрасли, а нуждаются в капитале во все большей мере малоэкспортные перерабатывающие отрасли и особенно отрасли высокотехнологичные и наукоемкие. Какого-то существенного механизма перераспределения этих средств у нас практически нет. Мало помогает в этом деле и российская банковская система, где доля инвестиционных кредитов крайне мала. Да и сама банковская система развита совершенно недостаточно для рыночной страны и не удовлетворяет потребности клиентов, особенно крупных, в кредитных средствах. Отсутствует достаточно свободный рынок иностранных инвестиций. Подавляющее большинство предприятий и организаций России лишены доступа на международные финансовые рынки в том числе и потому, что Россия не является членом экономических западных союзов, еще не вступила в ВТО, имеет экономику, лишь недавно признанную рыночной, да и то с разными оговорками.

Но привлечь капитал (даже когда это удается) еще не все. Нужны рынки недвижимости, земли, рабочей силы, текущих финансовых ресурсов, для того чтобы этот капитал сделать работающим и наладить выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом, с высокой прибыльностью. Хотя федеральные законы по земле были приняты, их реализация из-за отсутствия кадастра земли затягивается. Нет настоящего рынка земли — неполноценный рынок недвижимости, стоящей на этой земле.

Информация о работе Экономика переходного периода, её особенности в современной России