Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 09:32, контрольная работа
Современная экономика развитых государств является открытой. Результатом этого является усиление интеграционных процессов. Экономики различных стран все более переплетаются. Появляется возможность свободного движения ресурсов между государствами. Вместе с этим воспроизводство в каждой стране осуществляется как национальное воспроизводство, поэтому в условиях переходной экономики должна решаться задача формирования открытой экономики и одновременного поиска модели национального воспроизводства.
Еще хуже с рынком рабочей силы. Российские граждане буквально прикреплены к местам жительства, поскольку отсутствует ипотека и трудно из-за этого продать жилье в старом месте и купить его в новом. Поэтому подвижность нашего населения относительно невысока. Этой мобильности препятствуют и административные преграды в виде правдами и неправдами сохраняющейся как пережиток прописки по месту жительства. Поэтому на территориях даже близких регионов в России имеют место огромные необоснованные различия в оплате труда и пенсий. Скажем, в г. Иваново, находящемся в нескольких часах езды от Москвы, работники получают в 3—4 раза меньшую заработную плату в сравнении с Москвой, но ивановцы не могут переехать в Москву из-за указанных выше причин. Дело усугубляет недавно принятый драконовский Закон о мигрантах, ставящий многочисленные препятствия на пути привлечения русскоязычного населения из других стран СНГ в Россию. В Послании Федеральному Собранию в мае 2003 г. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу устранить эти недостатки.
Если все обобщить, то речь идет о создании цивилизованной рыночной конкурентной среды, предполагающей равные условия конкуренции для всех, а значит, свободное движение в обществе товаров, денег, рабочей силы, капитала и т.п.
Как видно, до развитого рыночного равновесия нам еще далеко. Из 40 шагов на пути к нему мы прошли, наверное, только 20. Перед нами еще стоят крупнейшие задачи формирования финансовой инфраструктуры для инвестиций, создания рынка капитала, развитого фондового рынка, открытия международного финансового рынка для предприятий и организаций, развития более свободного и существенного рынка иностранных инвестиций. Поставлена задача международной конвертируемости рубля. Не меньше предстоит сделать по формированию рынка земли как объекта частной собственности и соединению этого рынка с рынком недвижимости. Предстоит запустить ипотеку, устранить административные и другие преграды на пути создания нормального рынка рабочей силы. И заслоном на пути всему этому стоит 40%-й барьер убыточных предприятий и организаций, которые фактически во многом выведены из рынка, работают на бартере, не платят по своим обязательствам и налогам. К этому рынку примыкает и огромный, в значительной мере неэффективный сектор предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, где приватизация еще далеко не завершена.
Впрочем, этот сектор неэффективной собственности и гипертрофированной госсобственности во многом определяет и незавершенность процесса создания рыночного механизма. Проблема движущей силы экономического строя той или иной социально-экономической формации является фундаментальной проблемой. В централизованном хозяйстве побудителем развития был сам план, который устанавливал задание и ориентиры по всем направлениям деятельности. Теперь такого централизованного плана никто для предприятий и организаций не устанавливает, они работают на началах саморазвития.
Что заставляет производителей осваивать новую продукцию, тратя на это большие средства и лишая себя значительной части уже полученного дохода? что побуждает их улучшать качество, повышать эффективность, снижать затраты, а это также требует немалых средств? что толкает одни отрасли быстро двигаться вперед, а другие, наоборот, сокращать производство, использовать высвобождающийся капитал в других сферах? какой рыночный механизм должен сформироваться, чтобы экономика не просто росла, а развивалась и количественно, и качественно?
Определенные основы такого механизма в России заложены в виде развившегося нового, частнокапиталистического сектора хозяйства, который, как говорилось, возник на базе новых коммерческих структур и на базе успешно развившихся приватизированных предприятий и организаций. Однако этот сектор рыночной экономики в лучшем случае охватывает пока только половину народного хозяйства, в то время как другую половину занимает сектор неэффективной собственности и плохо управляемой государственной собственности, где нет нормальных частнокапиталистических стимулов развития.
Да и внешняя среда, в которой существует формирующийся сектор частнокапиталистической собственности, плохо ориентирует его на качественное развитие, ибо не дает в его распоряжение действенных инструментов этого развития в виде капитала, конкурентных стимулов, материальной заинтересованности работников в высокоэффективном труде и т.п. Картина очень мозаична. Так, существуют целые сферы экономики, практически выведенные из конкурентной среды. Это прежде всего сохраняющиеся так называемые естественные монополии — Газпром, РАО "ЕЭС", МПС, "Ростелеком" и некоторые другие. Реформа отдельных гигантов монополизации намечена (РАО "ЕЭС" и МПС). Что касается, например, Газпрома и "Ростелекома", не ясна даже перспектива. Другие сектора благодаря искусственным государственным ограничениям во многом ограждены от нормальной конкуренции, например производство легковых автомашин в России. При нормальной конкуренции автомобильные компании, чтобы не потерять долю своей продукции на рынке, вынуждены осваивать новые модели, рынки, удешевлять производство автомобилей, улучшая их качество. В России не так. Волжский автозавод, например, практически давно не осваивает новых моделей, решает свои задачи путем систематического повышения цен и на этом зарабатывает прибыль, а не на реальном развитии.
Негативно влияют сохранившиеся неравные возможности конкуренции, как, например, в нашей банковской сфере, где гигантский Сбербанк благодаря наличию государственных гарантий, имея даже более низкие ставки по депозитам, привлекает более двух третей всех вкладов населения. Он работает не очень эффективно, по старым технологиям и имеет как монополист превосходную прибыль. Есть и деформированный государственным вмешательством рынок, вхождение и функционирование на котором стоит слишком дорого из-за препятствий госорганов (необходимость многоступенчатых согласований, многочисленных лицензий и т.п.)- Примером такого рынка является рынок Интернета в России, о чем уже говорилось.
Наконец, есть рыночные секторы с нормальной конкуренцией, как, например, рынок сотовой связи. На этом рынке достаточно острая конкуренция, в том числе и ценовая, в результате чего, несмотря на молодость рынка сотовой связи в России, здесь установились нормальные в сравнении с другими странами относительно невысокие уровни цен. Эта конкуренция способствовала и высокой рыночной капитализации основных участников этого рынка. Рыночная капитализация МТС и "Вымпелкома" находится примерно на уровне капитализации других сотовых операторов в западных странах, что является счастливым исключением для России, где рыночная капитализация основных компаний в 3—5, а иногда и в 10 раз ниже их зарубежных аналогов.
Большая проблема в рыночном механизме России — отсутствие условий и стимулов инновационной деятельности. Высокотехнологичные отрасли, научно-технические разработки не только не имеют действенных льгот и привилегий, которые бы обеспечивали им преимущество в развитии, но и, напротив, встречают дополнительные препятствия для своего развития из-за отсутствия нормального законодательства об интеллектуальной собственности, венчурных фондов или какой-нибудь другой системы финансирования высокорисковых технологических нововведений, отторжения науки от бизнеса.
Очень слабо работают в России социальные стимулы, что связано прежде всего с низкой заработной платой работников, которая ведет к низкой заинтересованности в результатах труда, стимулирует работника в рабочее время заниматься другими делами, дающими дополнительный доход. Сохраняющиеся еще от социализма система льгот, структура доходов и расходов граждан, слабое развитие кредитования граждан -все это тоже дестимулирует работника.
С учетом всего сказанного и деформация собственности, и отсутствие рынка капитала, и отсутствие нормальной конкурентной среды, и слабость социальных стимулов, и многое, многое другое означают несовершенство рыночного механизма развития экономики, его слабую действенность. Так что из 60 шагов, которые предстоит пройти по пути создания эффективного рыночного механизма — двигателя экономики, мы в лучшем случае прошли 15 шагов, и основные реформы здесь еще впереди. Речь идет о реформах собственности, о создании благоприятных условий для малого бизнеса, за счет которого получается до половины прироста общественного производства. Предстоит создать высококонкурентную экономическую среду с равными возможностями конкуренции, устранить административный гнет, задействовать стимулы и создать условия для инновационного развития, провести в целом систему социальных реформ для формирования рыночной материальной заинтересованности работников в результатах труда.
В настоящее время в связи с устойчивым положением России, огромными финансовыми резервами, которые есть в стране из-за рекордно высоких экспортных цен на продукцию, поставляемую Россией в другие страны, существует благоприятный фон для проведения крупных рыночных реформ.
В демократическом гражданском обществе, а именно к такому обществу должна двигаться Россия, государство выражает общие интересы народа и содействует их наилучшей реализации. В социально-экономической области эти общие интересы, как было показано выше, означают достижение передовых в мире рубежей по уровню экономического развития, прежде всего по эффективности общественного производства, качеству жизни населения, его благосостоянию. Решение этих задач позволит России войти в авангард стран мира, определяющих прогресс цивилизации.
Все согласны с тем, что в социально-экономической жизни современного общества государство играет важную роль. Это со всей очевидностью подтверждено многолетней практикой развития национальных экономик всех рыночных стран. Ограничимся несколькими примерами.
Вспомним, что в период продолжительного подъема 20-х гг. XX в. распространение получила точка зрения, согласно которой, чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше, тем успешнее она растет. И казалось, интенсивный подъем в самой экономически свободной стране капиталистического мира — США, которая быстро выдвинулась на первое место в мире, со всей убедительностью подтверждает этот вывод. И вдруг неожиданно в период расцвета именно эту главную цитадель свободного капитализма поразила небывалая экономическая катастрофа — глубочайший кризис 1929— 1933 гг., когда ВВП сократился почти в 1,5 раза (до 70% докризисного уровня), произошли массовые банкротства, особенно в банковском секторе, численность безработных превысила 12 млн. человек, резко снизился уровень жизни, полностью были дезорганизованы финансово-банковская система, деятельность предприятий и организаций. И вся надежда на стабилизацию положения, выход из кризиса была связана с государством. Новый президент США Ф. Рузвельт выдвинул программу выхода из кризиса с помощью государства. По инициативе государства фактически была создана новая банковская система во главе с Федеральной резервной системой, были созданы стимулы для стабилизации и оживления экономической жизни, организованы общественные работы для безработных, им была оказана социальная помощь и т.п.
Другой пример — послевоенное развитие европейских стран и Японии, подъем азиатских "тигров" — Южной Кореи, Тайваня и др. И здесь, бесспорно, ключевая роль принадлежала государству. Достаточно вспомнить государственный план Маршалла для возрождения Германии или плодотворную деятельность Министерства промышленности и внешней торговли Японии, оказавшую огромное влияние на быстрый и продолжительный подъем хозяйства этой страны, опирающийся на научно-технические достижения и внешнеэкономическую экспансию.
Сильное и эффективное государство — непременное условие успешного социально-экономического развития рыночной страны. Мы не найдем в современных условиях быстро развивающейся национальной экономики, где это развитие шло как бы само по себе, при самоустранении государства. Возьмем недавние примеры развития Ирландии, где значительное снижение доли государства в ВВП и создание офшорной зоны по электронному бизнесу привели к долговременному подъему. Об этом же свидетельствуют и успехи в развитии Китая, где государство оказывает определяющее влияние на ход проводимых реформ, формирование свободных зон, регулирование курса юаня, вызывающего повышенный приток капитала в страну, и т.п. Успехи Индии в быстром развитии экспорта готовой продукции, в небывалом подъеме информационных технологий тоже дело рук государства.
Позитивный опыт синергетического развития в Западной Европе на основе объединения все большего числа стран в Европейский Экономический Союз с углублением этой интеграции тоже является рукотворным делом европейских государств, преодолевших инерцию к национальной ограниченности. Классический пример — валютная интеграция, отказ крупнейших стран Европы от собственных валют и переход на единую валюту — евро.
Поэтому тезис о необходимости сформировать в России сильное и эффективное государство для обеспечения ускоренного социально-экономического развития страны представляется не просто правильным, но и неотложным. Лишь сильное государство может обеспечить не только принятие законов, необходимых для развития, но и их реализацию. Пока же дело в России происходит в соответствии с известным афоризмом о том, что "строгость российских законов преодолевается их неисполнением". Это отнюдь не свидетельствует о силе государства. Взять факты массовой неуплаты налогов, ухода "в тень" 25—30% продукции, 40% финансовых потоков. Если взять все денежные доходы населения, с которых нужно платить подоходный налог, то сумма собранного налога с физических лиц составит только 5,2% к этим доходам, в то время как налоговая норма — 13%. А массовая неоплата жилья или коммунальных услуг? Все это говорит об экономическом бессилии государства, о его слабости.
Сильное и эффективное государство в рыночной экономике — это не государственная диктатура, не административный гнет, не подчинение бизнеса государственной власти, не огосударствление всего и вся, не вмешательство государства в экономическую жизнь граждан. Ведь речь идет о рыночной экономике, об экономике с преобладанием частной капиталистической собственности, сильными механизмами саморазвития и саморегулирования.
Но это саморазвитие и саморегулирование в экономической области будет успешно, если оно развивается по общим правилам. Одно из ключевых правил — равные возможности конкуренции, равноудаленность частного бизнеса от государства. Так что усилия государства в рыночной экономике направляются не напрямую на руководство экономической жизнью, бизнесом, не на расширение государственной собственности, а на создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса. При этом руководством и развитием бизнеса в основном должны заниматься частные собственники, предприниматели и бизнесмены.
Информация о работе Экономика переходного периода, её особенности в современной России