Экономика переходного периода, её особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Современная экономика развитых государств является открытой. Результатом этого является усиление интеграционных процессов. Экономики различных стран все более переплетаются. Появляется возможность свободного движения ресурсов между государствами. Вместе с этим воспроизводство в каждой стране осуществляется как национальное воспроизводство, поэтому в условиях переходной экономики должна решаться задача формирования открытой экономики и одновременного поиска модели национального воспроизводства.

Файлы: 1 файл

Особенности гос регулирования экономики переходного периода.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку государство представляет интересы всего населения, то его особая забота — о благе этого населения. Государство регулирует частную жизнь в рыночной экономике таким образом, чтобы содействовать повышению уровня жизни, укреплению здоровья нации, широкому доступу к образованию и культуре, обеспечению безопасности людей, благоприятных экологических условий жизни. Особая забота — социальная помощь обездоленным людям.

Одно из важных положений эффективного развития рыночной экономики заключается в том, чтобы сузить сферу государственной собственности применительно к предприятиям и организациям, занятым бизнесом, т.е. коммерческой деятельностью. Это связано с тем, что государство как собственник в большинстве случаев является недостаточно эффективным хозяином. Частный собственник, как правило, получает лучшие конечные результаты. Причина недостаточной эффективности государственной собственности заключается в отсутствии у представителей государства частного интереса и материальной ответственности. Государственные чиновники, контролирующие функционирование государственной собственности, материально не отвечают за свои действия. Ограничусь простым примером.

Если директором магазина является частный собственник, то продаваемый товар принадлежит ему. Он куплен на собственные или заемные деньги. У такого директора кровный интерес в ускорении оборачиваемости средств, и поэтому он будет ограничивать цены, чтобы заинтересовать потребителей в покупке этих товаров. И есть глубокая закономерность в том, что крупнейшая товарная империя мира — Wall-mark — вышла на идею продажи товаров партиями по сниженным ценам. А если директор магазина — ставленник государства и продаваемые товары являются государственной собственностью, то подход директора будем другим. Он никак не заинтересован в ускорении оборачиваемости средств и в типичном случае повысит цены, чтобы снять дополнительную прибыль с каждой единицы товара. И это, как известно, пагубно сказалось на первых порах либерализации цен в 1992 г., когда она осуществлялась на базе госторговли — госмагазинов, которые устроили гонку в повышении цен, даже невзирая на некоторое затоваривание.

Все это не значит, что нужно немедленно все приватизировать. Приватизация государственной собственности — сложное и тонкое дело, его нельзя превращать, как это было у нас, в очередную скоротечную кампанию. Собственность надо готовить к продаже: найти достойного покупателя, который готов купить на взаимовыгодных условиях, взяв на себя обязательство по вложению средств в модернизацию собственности, а также социальные обязательства и др.

Есть общенациональные объекты собственности, которые в настоящее время целесообразно сохранить за государством. Это в первую очередь крупные инфраструктурные объекты, такие как единая энергосистема страны, единые трубопроводные системы, единая сеть железных дорог, сеть важнейших автомобильных дорог и др. К государственной собственности логично отнести и объекты национальной безопасности, связанные с работой ядерных реакторов, деятельностью крупных оборонных заводов, и т.п.

В масштабах использования государственной собственности разные рыночные страны имеют свою специфику. Но обычно в государственной собственности сосредоточено только 10—20% всей собственности, и в национальных экономиках рыночных стран преобладает частнокапиталистическая собственность. Этого пока мы не можем сказать о России, где удельный вес государственной собственности, используемой крайне неэффективно, составляет около 50%.

Наибольший удельный вес государственной собственности — во Франции и Италии. Время от времени государство здесь покрывает убытки (обычно большие) своих собственников из своего бюджета. Недавно, например, Франция оказала помощь убыточной компании "Эйр-франс". Шаг за шагом в этой и в других странах идет приватизация государственной собственности, и ее доля почти повсеместно сокращается.

Наименьший удельный вес государственной собственности — в США, но здесь государство через систему заказов определенным образом воздействует и контролирует частных производителей вооружений, некоторых средств энергетики, охраны окружающей среды и т.д. Так что роль государства в экономике не только не сводится к владению собственностью, более того — это в его экономической деятельности даже не является главным.

Главенствующей является роль государства в принятии и применении законов, по которым работает бизнес. Здесь особая забота государства о защите собственности, недопущении монополий, беспрепятственном движении товаров, труда и капитала. Ключевая роль государства — в формировании налоговой системы, которая является не только основой госбюджета, но и важнейшей системой для стимулирования и физических, и юридических лиц. Около 2/3 американских семей имеют собственные дома во многом благодаря тому, что гражданину предоставляется льгота по подоходному налогу, если он выплачивает ипотечный кредит за недвижимость, а аренда жилья, напротив, не имеет налоговых льгот и поэтому обычно менее выгодна. Американский президент Рейган, как известно, вошел в экономическую историю своей "рейганомикой", нацеленной на стимулирование оживления и подъема американского хозяйства за счет снижения налоговых ставок, и новшеством в амортизационной политике государства, стимулирующей обновление машин и оборудования. Дж. Буш, нынешний президент США, также идет по этому пути, взяв беспрецедентный курс на сокращение налогов, и в первую очередь капитального налога, что будет также стимулировать людей вкладывать свои сбережения в приобретение акций, а это создаст дополнительные финансовые источники для экономического роста.

Государство принимает специальные меры по реализации законодательства о труде, в том числе об обязательном повсеместном применении установленной государством минимальной оплаты труда, размер которой время от времени увеличивается, и подталкивает бизнес повышать зарплату работникам, а не односторонне направлять свои доходы на получение прибыли.

В интересах общества государство регулирует использование природных ресурсов в стране, в том числе земли, например, не допуская, чтобы земля сельскохозяйственного назначения использовалась для других целей. Разработка месторождений в развитых рыночных странах обычно регулируется так, чтобы побудить частного производителя полнее извлечь полезные богатства и поделиться природной рентой с обществом.

Особая забота государства — регулирование внешнеэкономической деятельности. Здесь и установление таможенных пошлин, и регулирование валютного курса, и правила общего валютного регулирования, технические сертификаты, нетарифное регулирование и т.п. В последнее время все большее значение приобретают экологические нормы и другие нормативы для предотвращения загрязнения и создания благоприятной окружающей среды, государственное регулирование интеллектуальной собственности, создание стимулов для ее приумножения, привлечения в страну, защиты, эффективного использования и т.д.

Но пожалуй, наибольшее значение после регулирования налогов имеют финансовые рычаги воздействия государства на бизнес. Речь идет о банковском законодательстве, а в более широком плане — вообще о финансовом законодательстве.

Огромное влияние на экономику оказывает, например, установление центральными банками рыночных стран (в США -Федеральной резервной системой) учетной ставки, которая стимулирует или дестимулирует капитальные вложения, определяет "цену" государственных ценных бумаг, влияет на курс акций, ипотеку и многое другое.

В развитых странах государство взаимодействует с профессиональными бизнес-ассоциациями, постепенно перекладывая на них часть функций по регулированию бизнеса. Огромную роль играют здесь, например, ассоциации, регулирующие фондовый рынок. Или более близкий мне пример — Ассоциация по бизнес-образованию, которая аккредитует бизнес-школы, их программы, например программу Master business administration (MBA). Аккредитация, присужденный рейтинг впрямую влияют (причем существенно) не только на престиж этого учебного заведения, но и на трудоустройство выпускников и уровень их зарплаты.

Если проследить тенденции государственного регулирования социально-экономической жизни общества, то ясно виден все больший крен государства в сторону регулирования социальной сферы. Государство за счет средств бюджета обеспечивает помощь обездоленным — инвалидам, безработным, престарелым — главным образом на адресной основе. В то же время оно содействует развитию малого бизнеса, предоставляя налоговые, финансовые льготы, создавая государственные центры его поддержки, обучая этому бизнесу домохозяек и т.п. Расширение малого бизнеса дает дополнительный доход семье, улучшает ее жизнь, является мощнейшим средством борьбы с бедностью.

Обеспечивая бесплатность всеобщего среднего образования, государство делает его доступным для всех. Доступность лечения — тоже забота государства. В странах с платной медициной это достигается путем льготного страхования малоимущих слоев населения. В ряде капиталистических стран реализовано бесплатное здравоохранение, что предполагает высокие налоги с населения (до 40—50% от доходов).

В интересах общества государство обычно достаточно жестко регулирует миграцию, и там, где есть нехватка рабочей силы, стимулирует ее. Почти повсеместно стимулируется привлечение в страну людей с капиталом или специалистов по дефицитным интеллектуальным видам деятельности (ученых, специалистов по информационным технологиям и т.п.).

До сих пор мы подчеркивали роль государства в развитых рыночных странах. Рыночная система формируется и в России, но пока мы находимся в переходном периоде к рынку, и в это сложное время роль государства еще более значительна, ибо именно по его инициативе разрушается старый, социалистический уклад и формируется новый, частнокапиталистический. Возникающему новому нужна серьезная государственная поддержка. По мере становления рыночной экономики эта сфера деятельности нашего государства постепенно будет сокращаться.

Системной основой воздействия государства на развитие национальной экономики является его социально-экономическая политика, формируемая Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

 

Заключение

 

Современное состояние экономики России вызвано действием разнонаправленных факторов и тенденций; в ней нетрудно обнаружить параметры, свидетельствующие как об углублении кризиса, так и об его замедлении. Противоречивость обусловлена в том числе сильным влиянием факторов, далеких от экономики, носящих преимущественно политический характер. Усиливающаяся криминализация экономики, бартерные сделки, натурализация труда, неплатежи, теневой оборот товаров, услуг и капитала скрывают объем производства, прибыли и сокращают налоговые выплаты. Однако беспрецедентная острота кризисности экономики налицо. Ее основными характеристиками являются:

  • невиданные масштабы падения, приближающиеся к порогу саморазрушения экономического комплекса и необратимости процессов;
  • сворачивание инвестиций, деиндустриализация и примитивизация структуры производства, превращающие Россию в сырьевой придаток;
  • нарастающая социальная поляризация общества, достигшая уровня примитивных укладов в прошлом;
  • преобладание нециклических кризисных признаков, охватывающих многие сферы жизни, что проявляется в распаде традиционных ценностей, поведенческих отношений, общей усталости, разочаровании, апатии, потере смысла жизни, идеологическом вакууме.

В целом речь идет о трансформационном кризисе, таящем такие симптомы болезни общества, которые свидетельствуют о возникновении и действии механизма саморазрушения, ослабляющем самозащиту. Это проявляется:

  • в обширном поле физически обнищавших (треть населения по статистическим данным);
  • в неспособности самой модели преобразований разрешить сложный комплекс проблем социально-экономического развития в рамках средств и в нынешнем составе правящих сил;
  • в культурном и идеологическом расслоении;
  • в нарастании конфронтационности общества.

Положение в экономике крайне неустойчиво, не исключены сбои, «черные вторники» в разных хозяйственным сферах, чередование в них негативных тенденций, вызванных, например, инфляцией или общей хозяйственной конъюнктурой, непредвиденные расходы, обострение политической борьбы и др.

Поэтому в условиях перехода России к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни приходится оценивать и решать по новому. Более того, появляются проблемы, к решению которых Россия приступит впервые. Сегодня в стране лишь создаются предпосылки для рыночного хозяйствования.

Становление рыночных отношений в России требует, в первую очередь, формирования нового регулирующего механизма, в котором важнейшая роль отводится государству. Такой механизм должен сориентировать экономическую политику на повышение эффективности производственного процесса, структурную перестройку экономики, формирование региональных структур регулирования экономики.

 

Список литературы

 

  1. www. gks.ru // Государственный комитет статистики // 07.10.06
  2. Аганбекян А.Г. Социально-экономическое развитие России. ― М.: Дело, 2004.
  3. Бункина М.К. Национальная экономика, 1997.
  4. Веду Е.Н. Государственная экономическая стратегия, 1998.
  5. Виноградов В.В. Экономика России, 2002.
  6. Государственное регулирование экономики. Теоретические основы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие / М.М. Есаков, Г.В. Есакова,                     О.П. Суковатова; РГТА, Рязань, 2003.
  7. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  8. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  9. Градов А.Г. Национальная экономика России. Потенциалы, комплексы, экономическая безопасность, 2000.
  10. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. // М.: Финстатинформ, 2002.
  11. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. // М.: Экономистъ, 2004.
  12. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие.— М.: ИНФРА-М, 2002.
  13. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. // М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  14. Радаев В. Закономерности и альтернативы переходной экономики // Российский экономический журнал. - 1995. - № 10.
  15. Россия в цифрах. 2005.// М.: Госкомстат России, 2005.

Информация о работе Экономика переходного периода, её особенности в современной России