Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:26, реферат
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках.
Ценообразование на рынке сглаживается в зависимости от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики.
По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении.
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
1.Введение
2. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса
3. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
4. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
5. Модели равновесия Вальраса и Маршалла, их характеристика
6. Эластичность спроса и предложения
7. Вывод
Содержание:
1.Введение
2. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса
3. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
4. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
5. Модели равновесия Вальраса и Маршалла, их характеристика
6. Эластичность спроса и предложения
7. Вывод
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями
Ценообразование на рынке сглаживается в зависимости от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики.
По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении.
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
За последние 15 лет количество потребителей и предприятий, владеющих персональными компьютерами, достигло невиданной высоты. Цена на нефть колебалась от 3 до 40 долл. за баррель, следуя за взлетами и падениями нефтяных картелей, революциями, эмбарго, войнами цен и просто войнами. Цены на жилье росли все 1980-е годы и затем снизились во многих частях страны. До 1990 годы рынок рабочих мест был благоприятным для людей с высшим образованием, а затем после 1990 г., во время спада, стал очень жестким.
У экономики есть очень действенный
инструмент для объяснения этих и
многих других изменений в экономическом
окружении. Он называется теорией спроса
и предложения. Эта теория показывает,
как потребительские
Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, мы увидим, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спроса.
Спрос и факторы, на него
влияющие. Закон спроса
Спрос - это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос -- это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос - это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.
Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос -- это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос -- это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.
Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).
Отрицательный спрос -- это спрос, возникающий
в тех случаях, когда потребители
«недолюбливают» товар и
Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени.
На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:
цена предлагаемого товара;
качественные характеристики товара;
уровень доходов потребителей;
изменение доходов потребителей -- обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;
изменение цен на взаимозаменяемые товары;
изменение цен на взаимодополняемые товары;
изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;
изменение количества потребителей на
рынке и демографическая
политические факторы;
социально-культурные факторы;
насыщенность рынка;
общеэкономические показатели -- например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.
Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.
Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
Предложение -- это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.
Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение -- это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.
Точно так же как надо разграничивать
понятия «спрос» и «величина
спроса», надо разграничивать понятия
«предложение» и «величина
Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие группы:
внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг:
социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;
культурные и этнические;
политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.;
конкуренция -- в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров;
цена товара, сложившаяся на рынке.
внутренние факторы, влияние которых
может контролироваться непосредственно
производителями товаров и
объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия;
уровень конкурентоспособности
уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;
ценовая политика предприятия;
величина издержек производства.
Объем предложения у каждого
конкретного производителя
Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.
Таким образом, предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, то они предложат рынку большой объем товара, так как, во-первых, продавцы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, а во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так как для внедрения резервов для увеличения производства {имеющееся оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения.
Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
Рыночное равновесие спроса и предложения -- это равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе говоря это совпадение планов покупателей и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения. Различают следующие виды рыночного равновесия:
стабильное -- равновесие, колебания которого незначительны и отклонение от которого приводит к возвращению в то же состояние;
неустойчивое -- равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее состояние;
мгновенное -- равновесие, которое создается в ситуации, если спрос на какой-то товар вдруг вырос, а предложение осталось прежним;
краткосрочное -- равновесие, которое
создается в ситуации, когда число
предприятий на данном рынке не меняется,
а предложение несколько
длительное -- равновесие, при котором
предложение полностью
В результате взаимодействия спроса
и предложения устанавливается
рыночная цена. Если изобразить графики
изменения спроса и предложения
в зависимости от цены, то рыночная
цена фиксируется в точке
При прочих равных условиях равновесная цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, таким образом, равновесная цена имеет уравновешивающую функцию. Она обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе. Если увеличится предложение при неизменном спросе, то равновесная цена станет более низкой при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится более высокая равновесная цена с меньшим количеством продаж товаров. Такие изменения равновесной цены происходят под воздействием рыночных механизмов, но рыночному механизму установления равновесной цены могут мешать административное регулирование цен и монополизм производителя или потребителя, который позволяет удерживать монопольную цену.
Государственное вмешательство в
рыночное ценообразование чаще всего
сводится к принудительному установлению
цены более низкой, чем равновесная
цена. Мотивацией такого вмешательства
выступают, как правило, социальные
проблемы, поэтому поведение государства
понятно, но, к сожалению, ни одну социальную
или экономическую проблему нельзя
решить методом вмешательства в
механизм ценообразования. Любой контроль
над ценами разрушает рыночную систему
и часто приводит к тотальному
дефициту абсолютно всех видов товаров,
а также к другим отрицательным
эффектам в социальной и экономической
сфере: сокращению производства, возникновению
теневой экономики в различных
сферах и, как следствие, социальной
напряженности и всеобщему