Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения и спроса, теоретическое и практическое использование данной концепции.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность эластичности спроса и предложения;
2. Рассмотреть основные виды эластичности;
3. Выявить факторы, влияющие на эластичность спроса;
4. Изучить факторы, определяющие эластичность предложения.
Ведение
Эластичность – одна из
самых важных категорий экономической
науки. Впервые она была введена в экономическую
теорию А. Маршаллом и представляет собой
выраженное в процентах изменение одной
переменной в ответ на выраженное в процентах
изменение другой переменной. Понятие
эластичности позволяет выяснить, как
происходит адаптация рынка к изменениям
его факторов. Обычно предполагается,
что фирма, повышая цену на свою продукцию,
имеет возможность увеличить выручку
от ее продажи. Однако в действительности
так бывает не всегда: возможна ситуация,
когда повышение цены приведет не к росту,
а наоборот, к снижению выручки в силу
уменьшения спроса и соответствующего
сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное
значение для производителей товаров,
т.к. дает ответ на вопрос о том на какую
величину изменится объем спроса и предложения
при изменении цены. Изучение спроса
потребителей, а также мотивов, которыми
они руководствуются, совершая покупки,
— важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции.
Обладание как можно более полной информацией
о спросе позволяет фирме обеспечивать
сбыт своей продукции, расширять производство
и успешно конкурировать на рынке.
Для фирмы при
планировании объема и структуры производства
чрезвычайно важно знать, от чего зависит
спрос на ее продукцию. Величина спроса
зависит от цены товара, доходов потенциальных
потребителей, а также цен на товары, которые
являются либо взаимодополняемыми (например,
автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми
(например, масло и маргарин, отдельные
сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие
факторы.
С повышением
цен на продукцию фирмы можно ожидать,
при прочих равных условиях, снижения
спроса на нее, при этом активная деятельность
конкурентов, выпускающих продукты-заменители
и продающих их по более низким ценам,
также может привести к снижению спроса
на изделия фирмы. В то же время с ростом
доходов населения фирма может рассчитывать
на расширение покупательского спроса
и соответственно увеличение сбыта предлагаемой
продукции.
Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.
Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Цель курсовой работы - изучить эластичность предложения и спроса, теоретическое и практическое использование данной концепции. Актуальность данной работы подтверждается тем, что в условиях формирующейся рыночной экономики, в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в стране для предприятия очень важно предвидеть, каковы будут спрос и предложение на его продукцию при изменении рыночной конъюнктуры. Кроме этого, актуальность данной работы подчеркивается тем фактом, что теория эластичности применима как на микро-, так и на макроуровнях.
На основании поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
В качестве фактического материала использовались работы следующих авторов: Камаев В. Д., Кузнецова Н. Г., Иванов В. С., Архипова А., Рябошапка А., Киселёва А. М., Овчинников Г. Л. и др.
Глава 1. Эластичность спроса и теория эластичности предложения.
1.1. Понятие эластичности спроса
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.
Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
= [1.1.1.]
Условные обозначения:
Q — изменение величины спроса;
%; Р — изменение цены, %;
«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса. На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1.1.1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0. Рис. 1.1.1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов. [3, с. 97]
Рис. 1.1.1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два крайних
случая. Первый случай — существование
только одной цены, при которой
товар будет приобретаться
Рис. 1.1.2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1.1.2. б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
1 < — спрос эластичен;
0 < — спрос неэластичен;
— спрос с единичной эластичностью. [13, с. 250]
1.2. Виды эластичности спроса
Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по цене.
= ÷ [1.2.1.]
Условные обозначения:
- относительное изменение спроса;
ΔP/P- относительное изменение цены.
= [1.2.2.]
Условные обозначения:
% Qd - изменение спроса в процентах;
% Р - изменение цены в процентах.
[1.2.3.]
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
· Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
· Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
· Консерватизм покупателей во вкусах;
· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
· Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
В зависимости от этих показателей различают:
· Неэластичный спрос ((D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
· Эластичный спрос ( (D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (=1 %) вызывает значительное изменение QD.
· Спрос единичной эластичности ((D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
· Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены ( (D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD. [6, с. 137]
Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
· Значимость товара для бюджета семьи.
· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
· Консерватизм во вкусах.
Если < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.
Если > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (= 1), называют товарами второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).
Перекрёстная эластичность спроса.
[1.2.4.]
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы). [7, с. 362]
1.3. Измерение эластичности спроса
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
[1.3.1.]
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него? [13, с. 174]