Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:48, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в следующем: детально рассматриваются теория фирмы в своем эволюционном развитии и теория трансакционных издержек, влияние экономических трансакций на поведение фирмы. В деятельности современной фирмы трансакционные издержки стали определяющим фактором ее жизнеобеспечения и фактором повышения конкурентоспособности. Исследование трансакционных затрат Коузом послужило дальнейшему развитию неоинституционального направления.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ 3
1.1. Неоклассическая теория фирмы 5
1.2. Коуз о причинах возникновения фирмы и ее границах. 7
1.3. Теории фирмы, основанные на модели «принципал-агент» 10
2.ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 14
2.1. Понятие трансакционных издержек 15
2.2. Классификации трансакционных издержек 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Возникновение этих теорий фирмы можно отнести к периоду 1930-х годов. В 1932 году А. Берли и Г. Минз написали книгу «Современная корпорация и частная собственность», в которой они обратили внимание на то, что в корпорациях отделение собственности от управления приводит к возникновению очень серьезной проблемы: управляющие становятся агентами, которых трудно контролировать. Фактически они поставили проблему агентских отношений, хотя сам термин и не употребляли. В середине 1960-х годов экономическая реальность напомнила об этом проблеме, она была описана формально и получила название проблемы агентских отношений [1].
В рамках этого подхода одна из
наиболее ранних попыток дать более
детальное институциональное
Возникновение фирмы Алчиан и Демсетц объясняют выгодами от работы командой. Работа командой — это производство, в котором:
— используется несколько типов ресурсов;
— продукт работы команды —
это нечто большее, чем сумма
результатов каждого
— ресурсы, используемые в производстве, не принадлежат одному лицу.
При работе командой возникает синергия — больший эффект целого, чем сумма эффектов частей. Общий выпуск команды может быть больше, чем сумма индивидуальных вкладов, произведенных по отдельности. Основная проблема, которая стоит при работе командой, — это проблема измерения вклада отдельных ее членов.
На рынке существует тесная зависимость между трудовыми усилиями и вознаграждением. Если фермер вырастил пшеницы на 10% больше, то и прибыль увеличится на 10% (при неизменных ценах). В команде нет прямой связи между вкладом и вознаграждением, так как трудно измерить вклад каждого отдельного работника. Из-за отсутствия прямой связи между вкладом и вознаграждением у работников появляется стимул к отлыниванию от работы (shirking), источник которого Алчиан и Демсетц видят в небесплатности информации и связанных с этим издержках определения вклада каждого члена команды в общий результат, а также в склонности каждого члена команды максимизировать свою полезность (меньше работать и больше отдыхать). Возникшую ситуацию можно описать игрой «дилемма заключенных». Если все члены команды станут отлынивать, то общий результат команды снизится, и каждый член команды, который надеялся выиграть за счет других, получит меньше, чем в случае отказа каждого члена команды от стратегии отлынивания. Для того чтобы избежать появления безбилетников в команде появляется некий центральный агент, который контролирует членов команды. Наблюдая со стороны за работой команды, он может определить вклад отдельных работников в общий результат. В чью сторону наклоняется бревно, когда команда грузит бревна, кто чаще других делает перекур и т.д? Но кто будет контролировать самого контролера, ведь он тоже может отлынивать от исполнения своих обязанностей? Чтобы быть заинтересованным в добросовестном исполнении своих функций, центральный агент должен получить право на остаточный доход (residual claim)[3].
Остаточный доход — это доход, который остается после того, как все другие факторы производства получат то вознаграждение, которое было зафиксировано в договоре. Кроме права на остаточный доход у центрального агента имеются еще два правомочия: право контроля, в том числе право увольнять и нанимать работников команды, а также право продажи первых двух правомочий, т.е. право продажи фирмы. Этот набор прав создает для центрального агента стимулы к осуществлению эффективного объема контроля. Этот специальный контролирующий механизм, используемый когда осуществляется совместное производство командой, известен как «классическая капиталистическая фирма» [Алчиан, Демсец, 2004].
Достоинство подхода Алчиана и Демсетца заключается в том, что они обратили внимание на проблему стимулов, которая возникает внутри фирмы. Кроме того, выделение правомочий, которые находятся в руках собственника фирмы, позволило Алчиану и Демсетцу сравнить различные типы фирм на основе анализа структуры прав собственности, сложившейся в них, и дать экономическое объяснение наблюдающемуся в хозяйственной жизни разнообразию организационных форм.
Недостаток этой теории заключается
в том, что она не позволяет
объяснить границы фирмы. Почему
проблему стимулов и контроля нельзя
решить с помощью рыночной контрактации?
Из этой теории неясно, почему контролер
должен быть работодателем фирмы, где
он осуществляет функции контроля.
Он может быть также работником фирмы,
которая специализируется на контроле,
и его вознаграждением в
Алчиан и Демсетц не проводят различий между обычными рыночными контрактами и теми контрактами, которые заключаются внутри фирмы. Это объясняется тем, что контракты они предполагают полными, т.е. стороны могут заключить контракт, который не потребует никаких изменений в будущем, поэтому совершенно не имеет значения, где заключается этот контракт — на рынке или внутри фирмы, т.е. способ организации сделка не имеет значения [1].
Основной отличительной чертой неоинституциональной экономической теории является идея о том, что совершение любой сделки связано с издержками, т.е. трансакционные издержки предполагаются положительными. Что такое трансакционные издержки? Чтобы понять это, рассмотрим, прежде всего, понятие трансакции.
Оливер Уильямсон дал
Идея внутрифирменной
Трансакционные издержки — это
издержки, возникающие при осуществлении
трансакций. Они складываются из затрат
ресурсов и затрат времени на совершение
сделки, а также из потерь, возникающих
вследствие того, что был заключен
неполный или неэффективный контракт.
Порой трансакционные издержки бывают
столь велики, что они препятствуют
заключению сделки, поэтому их вообще
не удается обнаружить. Как написали
авторы одного исследования, проведенного
в Великобритании, в ходе которого
предпринимались попытки
Одно из наиболее известных определений трансакционных издержек принадлежит Кеннету Эрроу, который назвал трансакционные издержки издержками эксплуатации экономических систем. Он сравнил это понятие с понятием трения в физике: «Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки мешают перемещению ресурсов к тем пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, «распыляя» полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив, тем самым выгоды от обмена. Наконец, следует заметить, что экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов» [8, с. 28—29].
Так, закон тяготения Ньютона (классическая
механика) утверждает, что тела, одновременно
брошенные с одинаковой высоты, например,
лист бумаги и кирпич, одновременно
упадут на землю. Но в реальном мире
это утверждение неверно
Ученый-экономист, игнорирующий существование
трансакционных издержек, столкнется
с такими же трудностями при объяснении
поведения экономических
Впервые идея трансакционных издержек
появляется в статье Р. Коуза «Природа
фирмы» в 1937 году, где он говорит
об издержках использования
Научное сообщество не обратило внимания на понятие трансакционных издержек в конце 1930-х годов. Коуз рассуждал об издержках, возникающих в процессе обмена в контексте выбора между различными институциональными устройствами: фирмой и рынком, а научное сообщество не проявляло в тот период интереса к подобным вопросам.
Коуз выделил следующие
— рынок;
— фирма (организация, иерархия);
— государство.
Использование любого из этих механизмов
координации связано как с
выгодами, так и с издержками,
ни один из них не является бесплатным
и не обладает бесспорным преимуществом
по сравнению с другими
Коуз нигде точно не определяет содержание понятия «трансакционные издержки», однако он часто использует примеры, которые дают основания предполагать, что, говоря о трансакцион ных издержках, он имеет в виду, прежде всего, издержки использования ценового механизма. Современная неоинституциональная теория утверждает, что трансакционные издержки присущи всем механизмам координации деятельности и выделяет, соответственно, следующие виды трансакционных издержек [Фуруботн, Рихтер, 2005, с. 58]:
— издержки использования рыночного
механизма координации
— издержки внутри фирмы — управленческие или бюрократические издержки, эти издержки возникают, когда управляющий пользуется правом давать команды внутри организации;
— политические трансакционные издержки
— это издержки использования
механизма государства, т.е. издержки,
связанные с созданием и
Для всех этих видов издержек можно выделить:
1) «постоянные» трансакционные
издержки, т.е. специфические инвестиции
в создание данного
2) «переменные» трансакционные
издержки», т.е. издержки, величина
которых зависит от количества
сделок или их объема. Важнейшей
особенностью трансакционных
Значительное количество видов классификаций трансакционных издержек является следствием множественности подходов к изучению данной проблемы.
О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств[7].
Самой известной отечественной типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым[8]:
1. Издержки поиска информации.
Перед тем, как будет
2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.
Информация о работе Эволюционная теория фирмы и теория трансакционных издержек