Эволюционная теория фирмы и теория трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в следующем: детально рассматриваются теория фирмы в своем эволюционном развитии и теория трансакционных издержек, влияние экономических трансакций на поведение фирмы. В деятельности современной фирмы трансакционные издержки стали определяющим фактором ее жизнеобеспечения и фактором повышения конкурентоспособности. Исследование трансакционных затрат Коузом послужило дальнейшему развитию неоинституционального направления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ 3
1.1. Неоклассическая теория фирмы 5
1.2. Коуз о причинах возникновения фирмы и ее границах. 7
1.3. Теории фирмы, основанные на модели «принципал-агент» 10
2.ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 14
2.1. Понятие трансакционных издержек 15
2.2. Классификации трансакционных издержек 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Файлы: 1 файл

инстит бартер.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

3. Издержки измерения. Любой  продукт или услуга – это  комплекс характеристик. В акте  обмена неизбежно учитываются  лишь некоторые из них, причём  точность их оценки (измерения)  бывает чрезвычайно приблизительной.  Иногда интересующие качества  товара вообще неизмеримы, и для  их оценки приходится пользоваться  суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения  была достигнута человечеством в  результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью  экономии этих издержек обусловлены  такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные  ярлыки, приобретение партий товаров  по образцам и т. д.

4. Издержки спецификации и защиты  прав собственности. В эту категорию  входят расходы на содержание  судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и  ресурсов, необходимых для восстановления  нарушенных прав, а также потери  от плохой их спецификации  и ненадежной защиты. Некоторые  авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического  поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение  действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва для  отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад  каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные  измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а  по затратам (вроде продолжительности  труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные  стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах и в правительственных  учреждениях создаются специальные  сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

          Вторая форма оппортунистического поведения – вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий) [2].

В рыночной экономике издержки фирмы  можно разделить на три группы:

1) трансформационные, 

2) организационные, 

3) трансакционные.

Трансформационные издержки – издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

Организационные издержки – издержки по обеспечению контроля и распределению  ресурсов внутри организации, а также  издержки по минимизации оппортунистического  поведения внутри организации.

Трансакционные и организационные  издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это – формирование сложной сети контрактов, долговременный характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек. Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования - финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п.

Теория фирмы как самостоятельное  направление сформировалось в 19 веке. У каждой экономической школы были свои представления теории фирмы. Сегодня все большее значение и актуальность приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Состояние теории фирмы — один из факторов определяющий структуру и деятельность предприятия. В экономической деятельности фирмы не маловажную роль играет её организационная структура.

Структуру фирмы как исходного  института организации производства определяют три основных параметра: спецификация прав собственности, совокупность контрактов как капиталов передачи «пучков» прав собственности, величина трансакционных издержек.

 

 

 

 

 

 

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Одинцова М.И. Институциональная экономика: Учебное пособие.  3-е изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. – 386с.

2. Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике. Ростов-на-Дону, 2002.-115с.

3. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2000.

4. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики.  2002.  № 1.

5. Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право. М., 1993.

6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.

7.  Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.,

1990.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюционная теория фирмы и теория трансакционных издержек