Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа
Валютный контроль как необходимая мера административного регулирования валютных отношений является составной частью системы государственного регулирования и применяется в Российской Федерации давно. Однако нельзя сказать, что осуществление его механизма в нашей стране совершенно. Как и любой инструмент регулирования какой-либо сферы общественной жизни, он постоянно переживает определенные изменения и идет по пути своей трансформации, то есть эволюционному пути.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие системы валютного контроля, ее структура и место в системе валютного регулирования 5
1.2. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля 11
1.3. Зарубежный опыт осуществления валютного контроля 13
2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 20
2.1. Процесс становления системы валютного контроля в современной России 20
2.2. Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Полномочия органов валютного контроля разделены так, что Центральный банк осуществляет контроль проведения валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а федеральный орган исполнительной власти Росфиннадзор – операции иных резидентов и нерезидентов.
Агентами валютного контроля являются:
Агенты валютного контроля отличаются от его органов гораздо более низким уровнем компетенции, они не устанавливают мер ответственности и не могут их применять, не выдают предписания о выявленных нарушениях актов валютного контроля. Но, тем не менее, агенты играют значительную роль в осуществлении механизма валютного контроля, проводя его на уровне своих полномочий и отвечая за действия по его проведению в рамках осуществляемых ими функций. Особую роль среди агентов валютного контроля играют таможенные органы.
Итак, каждое звено субъектов валютного контроля осуществляет свой набор функций, в которых наблюдается градация от более общих к более частным при рассмотрении задач валютного контроля каждой их группы.
Таможенные органы, как
часть системы государственного
регулирования
На различных уровнях таможенных органов выполняются различные задачи по осуществлению валютного контроля. На уровне Центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС) существует Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно занимается тем, что составляет и совершенствует нормативную базу таможенных органов в области валютного контроля, представляет интересы Федеральной таможенной службы в государственных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля и в общем виде координирует действия нижестоящих органов по его осуществлению.
В региональных таможенных управлениях (РТУ) функции осуществления механизма валютного контроля выполняются отделом валютного контроля. Его деятельность регламентирована Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 03.03.2011 г. № 478 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов», согласно которому его основными задачами являются [5]:
Большой объем работы в
осуществлении валютного
На уровне таможенных постов валютный контроль осуществляется их должностными лицами в рамках своей компетенции при выполнении ими своих должностных обязанностей и основных функций по осуществлению таможенного контроля.
В более сжатом варианте функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля представлены в Приложении Б.
Таким образом, подведя итог вышесказанному, следует отметить, что таможенные органы занимаются осуществлением валютного контроля в рамках своей компетенции, четко разделяя функции и задачи между органами различных уровней таможенной системы, что позволяет в полной мере осуществлять функции, возложенные на них валютным законодательством.
Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В соответствии с особенностями
развития различных стран при
определении форм и методов валютного
контроля существовали достаточно серьезные
различия. Кроме того, значительные
расхождения наблюдались в
Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.
Так, например, в Эстонии сразу же после денежной реформы 1992 г. в целях укрепления позиций кроны были ликвидированы и конвертированы в кроны валютные счета как юридических, так и физических лиц (впоследствии запрет на инвалютные счета был отменен) и временно введена стопроцентная продажа валютной выручки. В целом, странам Балтии было присуще усиление ограничительных элементов в валютной политике в период непосредственно перед денежными реформами и сразу после их. В дальнейшем, по мере укрепления национальных валют, многие ограничения были сняты. Так, в Эстонии в 1993-1994 годах юридические и физические лица вновь получили разрешение открывать валютные счета в эстонских и зарубежных банках. В декабре 1993 г. коммерческим банкам было разрешено свободно обменивать неконвертируемую валюту на кроны и наоборот, по рыночному курсу. Тогда же были отменены ограничения на ввоз и вывоз наличной валюты – при сохранении необходимости декларирования таких перемещений. В результате в настоящее время в странах Балтии действует достаточно либеральный валютный режим.
Развернутый механизм валютного контроля действует в Китае, который с 1979 г. стал проводить политику оживления и повышения открытости экономики. В ходе реформ соответствующим образом было сформулировано валютное законодательство. Была сформирована система распределения валютных ресурсов и удержания валютной выручки.
В ходе очередного этапа
реформ в 1994 г. в Китае была приведена
в действие новая система валютного
контроля, разработанная с учетом
интересов развивающейся
В странах Восточной Европы, бывших странах социалистического лагеря, существуют свои особенности системы валютного контроля. Постепенная либерализация валютных режимов в них приводит к смягчению контроля за экспортными операциями. Так, в Болгарии в настоящее время репатриация выручки по экспортным и невидимым операциям обязательна, но при этом поступления не подлежат обязательной продаже, могут свободно продаваться на межбанковском валютном рынке.
В Венгрии экспортная выручка в конвертируемых валютах должна быть репатриирована незамедлительно. Могут быть сделаны определенные исключения, предусмотренные законом или требующие отдельного разрешения Национального Банка Венгрии. В случае неконвертируемых валют от экспортеров требуют конвертировать выручку в свободно конвертируемые валюты для последующей репатриации. Такие же правила действуют в отношении выручки по невидимым операциям.
В Хорватии экспортная выручка должна быть получена и репатриирована в полном объеме в течение 90 дней от даты вывоза товара. Срок репатриации может быть продлен на 60 дней с разрешения Хорватского Национального Банка. Если платеж на условиях коммерческого кредита на срок свыше 90 дней был согласован экспортером с иностранными партнерами, кредитное соглашение должно быть зарегистрировано в Хорватском Национальном Банке. Экспортная выручка, полученная от торговли со странами СНГ, должна быть репатриирована в течение 180 дней с возможностью увеличения этого срока на 60 дней по разрешению Хорватского Национального Банка.
В более развитых странах, таких как Бельгия и Франция система валютного контроля действует иным образом. Например, в Бельгии система валютного контроля функционировала в период с 1955 г. по 1990 г. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.
Национальный банк Бельгии (БНБ) регламентировал операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих операций). Операции, связанные с движением капиталов, осуществлялись на «свободном» рынке. Таким образом, риски осуществления операций с капиталами из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.
Основным органом валютного контроля был Бельгийско-Люксембургский институт валютного контроля (ИВК), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. Он имел собственный бюджет, в который зачислялось 0,2% от суммы каждой сделки. Сотрудникам института было предоставлено право на осуществление расследований незаконных валютных операций и передачу материалов в судебные органы. В то же время имелась возможность не передавать дела в суд в случае, если нарушитель признавал свою вину и добровольно уплачивал штрафы. Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую роль по контролю за репатриацией валютной выручки. Задачей таможенных органов Бельгии являлась необходимость представления в ИВК таможенных деклараций, подтверждающих перемещение товаров через границу.
Система «двойного валютного
рынка», при ее громоздкости и реальной
возможности принятия (уполномоченными
банками) субъективных решений, в то
же время позволяла сделать
Во Франции период с 1939 г. по 1989 г. существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. В зависимости от складывающейся экономической и политической обстановки в указанное время наблюдались колебания от введения чрезвычайно жестких административных мер до почти полной их либерализации, вплоть до отмены контроля при осуществлении текущих валютных операций. На сегодняшний день системы валютного контроля Франции как таковой не существует.