Эволюция системы валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Валютный контроль как необходимая мера административного регулирования валютных отношений является составной частью системы государственного регулирования и применяется в Российской Федерации давно. Однако нельзя сказать, что осуществление его механизма в нашей стране совершенно. Как и любой инструмент регулирования какой-либо сферы общественной жизни, он постоянно переживает определенные изменения и идет по пути своей трансформации, то есть эволюционному пути.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие системы валютного контроля, ее структура и место в системе валютного регулирования 5
1.2. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля 11
1.3. Зарубежный опыт осуществления валютного контроля 13
2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 20
2.1. Процесс становления системы валютного контроля в современной России 20
2.2. Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Panchenko.docx

— 100.82 Кб (Скачать файл)

Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций, при этом особое внимание уделялось обязательной репатриации валютной выручки с ее 100% продажей за национальную валюту, осуществление всех операций только через банки, обоснование необходимости данных операций и др.  Непосредственной реализацией валютного контроля занимались Министерство финансов, которое включало в себя казначейское, таможенное и страховое управления, Национальный Банк Франции, а также уполномоченные банки. Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого расследования и применения к нарушителям санкций. Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых как предприятиями, так и банками. Помимо валютного контроля информация, полученная в результате действия системы, активно использовалась для составления торгового и платежного баланса Франции.

Выбрав основные особенности  функционирования механизма валютного  контроля во всех вышеперечисленных  странах, отразим их в таблице (Приложение В):

Таким образом, В соответствии с особенностями развития различных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений.

Тем не менее, такие государства  объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при  умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить  одним из важных элементов экономической  политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного  периода.

Подводя итог первой главы, следует отметить, что валютный контроль – это целый комплекс мер и  действий направленный на отслеживание работы введенных валютных ограничений, который в Российской Федерации  имеет мощную законодательную базу, своих органов и агентов, каждые из которых занимаются отведенными  им функциями, что обеспечивает эффективность  функционирования всего механизма. Таможенные органы играют важную роль в осуществлении валютного контроля, действуя в рамках своих полномочий и компетенций, решая текущие  задачи по его осуществлению во внешнеторговых бартерных сделках. Помимо этого, необходимость  валютного контроля обуславливается  различными причинами и введенными вследствие этого валютными ограничительными мерами. Существование его также определяется и политическим курсом той или иной страны, поскольку в развитых странах с либеральной экономикой валютный контроль зачастую отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

    1. Процесс становления системы валютного контроля в современной России

Понятия валютного контроля и валютного регулирования не были известны с глубокой древности. Вмешательство государства в  регулирование операций с участием валюты и иных валютных ценностей  стало необходимым тогда, когда  национальные денежные единицы стали неравноценны при выполнении функции мировых денег. В России система валютного контроля прошла несколько этапов в своем развитии.

В России вплоть до начала 20 в. валютные операции проводились практически  свободно. Ограничения вводились  в отдельные периоды с целью  привлечения в страну возможно большего количества драгоценных металлов и концентрации валютных ценностей в руках государства. В дореволюционный период меры валютного контроля решали также задачу формирования достаточного объема золотовалютных резервов. Внешние причины введения ограничений касались усиливающегося процесса бегства капитала в связи с более высокой прибыльностью за рубежом.

Русско-японская война и  революция 1905 г. значительно подорвали экономику России. Отток капиталов за границу привел к ощутимому истощению валютного потенциала. Правительство вынуждено было принять меры валютного контроля и ввести ограничения на свободную продажу валюты.

С октября 1914 г. усиливается вовлеченность государственных органов в регулирование валютно-финансовых процессов. С целью увеличения валютных ресурсов государства правительство предприняло попытку их централизации. По распоряжению Министра финансов, каждый экспортер должен был отдавать в казну по фиксированной цене всю экспортную выручку. Но это не было выполнено.

Пришедшее к власти в феврале  1917 г. Временное правительство продемонстрировало неспособность владеть ситуацией и во внешнеэкономических, и в валютных вопросах. Прежние валютные ограничения формально оставались в силе, но за их соблюдением фактически никто не следил.

Российская империя в  период до октября 1917 года проделала  сложную качественную эволюцию от страны преимущественно аграрной к аграрно-промышленной, что обострило многие проблемы, в том числе и утечку капитала. Правительство вынуждено было учитывать подобные изменения и адекватно на них реагировать. Частным случаем реакции на изменения являлись введение валютных ограничений и государственный контроль над валютными операциями.

В советские время система  валютного контроля пережила новый  период своего становления. Действия первого советского правительства в области финансовой политики определялись необходимостью овладения ключевыми позициями в экономике страны.

В декабре 1917 г. банковское дело было объявлено государственной монополией, система коммерческих банков была ликвидирована. Все валютные и кредитно-расчетные операции с другими странами были переданы в ведение государства. Осенью 1918 г. сделки с иностранной валютой в стране были запрещены.

Позже подходы к вопросам валютного контроля основывались на принципах либерализации внешнеторговых связей и создании более или менее свободного валютного рынка. Главной задачей НЭПа стала работа по восстановлению разрушенной денежной системы, внедрение и утверждение новой золотой валюты – червонца, с наличным золотым обращением и разменом на золото. Соответственно, основными целями применения валютных ограничений в данный период выступали концентрация валютных ценностей в руках государства, защита червонца от конкуренции стихийных эквивалентов в виде иностранной валюты и довоенной золотой монеты, обеспечение обмена червонца на иностранные платежные средства.

Среди применявшихся валютных ограничений можно отметить:

    • запрет на использование иностранной валюты в расчетах на территории страны: платежи в инвалюте допускались только по сделкам с учреждениями и предприятиями, находящимися за границей;
    • запрещение использования российской золотой монеты в качестве средства платежа;
    • ограничения на покупку и продажу иностранной валюты;
    • регулирование платежей в иностранной валюте в пользу нерезидентов: платежи за счет имеющихся валютных средств можно было осуществить при наличии импортной лицензии и подтверждения о закупке со стороны внешнеторговых органов; 
    • лимитирование вывоза валютных ценностей и перевода иностранной валюты из страны;
    • регулирование порядка вывоза (перевода) иностранной валюты за границу, ранее ввезенной (переведенной) в страну.

Обязательная продажа  валюты экспортерами не предусматривалась, но если они хотели часть ее продать, то должны были в первую очередь  предложить ее Госбанку и только в случае его отказа могли обратиться на биржу. Фактически не ограничивались вывоз и ввоз советских наличных денег и чеков Государственного банка, а также пересылка их за границу и обратно в почтовых отправлениях. Благодаря этому червонец стал внедряться в оборот зарубежных валютных рынков. 

В феврале 1926 г. начал осуществляться коренной поворот в валютной политике, ориентированный на замкнутую денежную систему. Монопольное право государственной собственности на валютные ценности определяло особый режим валютных ограничений. При получении валютные ценности подлежали обязательной передаче во владение и распоряжение государства на возмездной основе в обмен на рубли. Расходование и использование валютных ценностей могло происходить только с ведома и санкции государства.

Реформирование внешнеторговой и валютной сферы началось в период перестройки в СССР. В 1986-1989 гг. был  принят ряд документов, краткий итог которых можно свести к следующему:

    • снимался запрет на привлечение иностранных предпринимателей и иностранных капиталов в страну;
    • разрешался допуск к экспортно-импортным операциям всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
    • экспортерам (кроме отдельных, в основном, сырьевых, отраслей) разрешалось формировать собственные валютные фонды в среднем размере примерно 25-30% от валютной выручки, которая раньше автоматически целиком продавалась государству за рубли.

После отмены валютной монополии  государства, период начала либерализации  валютных отношений характеризовался практически полным отсутствием валютных ограничений в стране. Указом  Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» был открыт свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. Снятие ограничений на вывоз наличной валюты из страны физическими лицами, отсутствие институтов и механизмов валютного контроля способствовали массовой утечке капитала из страны. Регулирование валютных операций проводилось на основе Закона СССР «О валютном регулировании» в марте 1991 г. и письма Госбанка СССР от 24 мая 1991г. №352.

Таким образом, советский  период в жизни нашей страны, являющийся очень неоднородным по своей структуре, так же неоднородно отражался  и на системе валютных ограничений  и валютного контроля. Можно отметить, что в любой период своего проведения валютная политика СССР была направлена на защиту интересов государства  и решение тех политических, экономических  и финансовых задач, которые были поставлены перед ним. Главным образом, конечно, в соответствии с плановой экономикой и закрытостью страны и экономических отношений, валютной политике на протяжении более чем 60 лет в период с середины 1920-х до почти начала 1990-х годов была присуща такая же закрытость и жесткость ограничений, что, безусловно, негативно сказывалось на международной торговле, товарном обмене и развитии финансовых институтов на территории СССР. Но в то же время данные меры позволяли сконцентрировать все финансовые и экономические ресурсы и инструменты в руках государства и направить их на построение и усиление собственной экономики. Именно поэтому у данного периода валютных отношений есть большое количество противоречий.

Развитие валютного контроля в России в постсоветский период – это последовательный комплекс мероприятий по противодействию  утечке валюты из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. С 1992 г. по 1998 г. Правительство Российской Федерации взяло курс на:

    • либерализацию валютных операций, в том числе нерезидентов;
    • упорядочивание системы валютных ограничений;
    • организация системы органов и агентов валютного контроля.

В целях борьбы с оттоком  капитала проводилось усиление валютного  контроля за счет координации валютной и таможенной политики, регламентация порядка обмена информацией и документооборота по валютному контролю, разграничение прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности и контролирующих органов. Значительная либерализация прав нерезидентов на валютном и фондовом рынках для привлечения в страну иностранных инвестиций;

Далее, во время экономического кризиса 1998 года и падения курса  рубля более чем в три раза, были проведены ужесточающие меры валютной политики, введены дополнительные ограничения  для субъектов валютного рынка  в целях обеспечения стабильности внутреннего рынка в условиях кризиса. Это:

    • увеличение норматива обязательной продажи валютной выручки;
    • снижение срока отнесения внешнеторговой операции к «текущей операции»;
    • усиление контроля над репатриацией валютной выручки).

Позже, при нормализации экономической ситуации в стране и приходе к власти В. В. Путина, была проведена либерализация системы  валютного регулирования, а также  осуществлен переход от прямых методов  регулирования к косвенным в  целях привлечения долгосрочных иностранных инвестиций, создания рыночных условий на внутреннем валютном рынке. А именно:

    • снижение норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки;
    • снижение размера депозита для импортеров;
    • снятие ограничений на привлечение иностранных инвестиций;
    • установление более свободного порядка открытия счетов за рубежом для резидентов);

С 2004 года Российская Федерация  и органы валютного контроля продолжают курс на либерализацию валютных отношений  и снижение валютных ограничений.  Так, с принятием нововведений 15. 06 . 2004 г. в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», стали более простыми открытие счетов за границей, проведение валютных операций в России, а также было введено понятие валютного режима, установлены определенные требования, касающиеся репатриации валюты и пр. В 2012 году одним из важных шагов в сторону либерализации валютных отношений стало принятие Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 г. № 138-И, в которой изменялись сроки оформления, порядок и форма Паспорта сделки, а также изменялись коды валютных операций и порядок обмена документами. 

Информация о работе Эволюция системы валютного контроля