Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа
Валютный контроль как необходимая мера административного регулирования валютных отношений является составной частью системы государственного регулирования и применяется в Российской Федерации давно. Однако нельзя сказать, что осуществление его механизма в нашей стране совершенно. Как и любой инструмент регулирования какой-либо сферы общественной жизни, он постоянно переживает определенные изменения и идет по пути своей трансформации, то есть эволюционному пути.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие системы валютного контроля, ее структура и место в системе валютного регулирования 5
1.2. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля 11
1.3. Зарубежный опыт осуществления валютного контроля 13
2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 20
2.1. Процесс становления системы валютного контроля в современной России 20
2.2. Проблемы и перспективы развития валютного контроля в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Итак, валютная система России, а, следовательно, и система валютного контроля и валютных ограничений прошла большой путь своего формирования и развития. В ней менялись многие элементы и их наличие, что чаще всего, было связано с политическим и экономическим курсом государства. Сформированная сегодня в России система валютного регулирования и валютного контроля по организационной структуре и основным направлениям во многом повторила опыт стран Западной Европы: Франции, Германии, Великобритании и Италии. Введение понятий: «резидент», «нерезидент», государственный контроль за валютными операциями, лицензирование капитальных операций, осуществление валютных переводов только при предоставлении подтверждающих документов – аналогичны содержанию этих понятий в странах с развитой рыночной экономикой. Несмотря на сегодняшний достаточно либеральный курс валютной политики, в России все еще существуют явные проблемы валютного контроля, которые являются частью проблем ее валютной системы, а значит, ее экономических проблем, которые в свою очередь, не позволяют ей стать одним из экономически сильных государств мира.
Развитие контроля над валютными потоками России имеет огромное практическое значение как для государственных органов – с точки зрения обеспечения национальных интересов, решения проблемы бегства капитала, так и для хозяйствующих субъектов – с точки зрения повышения эффективности работы на валютном рынке.
На сегодняшний день в России в области проведения валютного контроля и валютной политики существует несколько основных проблем. Несмотря на достигнутые успехи валютного контроля, проблема сокращения масштабов утечки капитала из страны носит комплексный характер и по-прежнему остается актуальной. Объем вывозимого капитала из страны с использованием криминальных схем быстро увеличивается. Две самые распространенные схемы утечки – неполучение экспортной выручки и не возврат аванса за уже проплаченный импорт, не говоря уже о «фирмах-однодневках», через которые в основном и осуществляются фиктивные платежи. Как правило, капитал уходит быстрее, чем это прогнозирует Центральный банк. Если пользоваться показателями оттока капитала за первые три квартала 2012 года и прогнозами Центрального банка об итогах 2012 года, то отток капитала составит примерно 67 миллиардов долларов. Безусловно, это сказывается на экономике в целом, в том числе и на населении страны. Для противодействия утечке капиталов требуется пересмотреть сложившуюся систему валютного контроля в сторону усиления государственного контроля над валютными и внешнеэкономическими операциями и принять целенаправленные меры, изменив валютное законодательство.
Итак, можно выделить актуальные проблемы валютного контроля в России сегодня и сформулировать пути или направления их решения. Первая проблема – это огромный поток информации от уполномоченных банков-агентов валютного контроля о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами органу валютного контроля ЦБ. Например: Уполномоченный банк фиксирует нарушение о непоступлении валютной выручки в контрактные сроки по конкретному Паспорту сделки клиента и направляет информацию на электронных носителях органу валютного контроля Банку России и на этом этапе его действия заканчиваются. При наступлении даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанному в Паспорте, банк по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в нем датой, закрывает и архивирует паспорт, несмотря на имеющееся в нем нарушение валютного законодательства. Орган валютного контроля, в данном случае ЦБ, пересылает информацию о нарушении следующему органу валютного контроля, Росфиннадзору. Являясь единственным органом валютного контроля, обладающим достаточно широким кругом полномочий, связанных с проведением проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, Росфиннадзор наделен правом применять меры ответственности за его нарушения. Но он, в свою очередь, отягощен контролем расходования госбюджета и не в состоянии оперативно отреагировать на данное нарушение, т.к. поток информации от банков по нарушениям клиентов огромен. Вот и получается, что контроль существует, но он остается только на бумаге и не доводится до логического конца.
Общий объем штрафов, взысканных
за нарушение валютного
Отсюда вытекает вторая проблема, существующая в валютном контроле сегодня, это его громоздкость, которая уже давно требует упрощения. Проблема с оформлением Паспортов сделки и декларированием сумм свыше 5 тысяч долларов была решена в июне 2012 года с введением Инструкции Центрального банка № 138-И, но проблемы связанные с оформлением большого количества документов для проведения валютных операций, а также с декларированием товаров и участием в валютном контроле таможенных органов не решились. Фиктивное таможенное декларирование сегодня – это наиболее распространенная схема серого импорта. Федеральная таможенная служба России неоправданно затягивает переход на повсеместное электронное оформление таможенных деклараций на срок до 2014г. Пока этот вопрос не будет разрешен, будет существовать поддельное декларирование товаров. Но этого все равно будет недостаточно, чтобы создать эффективный заслон на пути утечки капитала. Для его устранения необходимо наладить электронный обмен между таможней и банками. Таможня должна оперативно информировать банки о таможенном оформлении товаров их клиентами, тогда банки, в свою очередь, должны отправлять таможенникам встречную информацию о платежах клиентов. Уже сегодня необходимо наладить эффективный таможенно-банковский валютный контроль, а не его подобие, и одна из причин, на мой взгляд, кроется в статусе органов, а именно: сегодня ЦБ имеет статус органа валютного контроля, тогда как ФТС – только агента валютного контроля, хотя ранее ГТК обладал статусом органа.
Третья проблема валютного контроля заключается в отношении участников внешнеторговой деятельности к заполнению самого внешнеторгового контракта. Практика показывает, что большая часть экспортеров и импортеров недооценивают предконтрактную подготовку, а именно в большинстве контрактов нет четко оговоренной даты поступления валютной выручки, тогда как импортные контракты часто не содержат информацию о сроках возврата аванса при непоставке товара на территорию Российской Федерации в контрактные сроки. Участники ВЭД перед подписанием контракта тщательно не продумывают, какую наиболее выгодную для той или иной внешнеторговой сделки избрать форму расчетов. В контрактах почти не используются экспортерами такая форма расчетов, как аккредитив, практически не применяется инкассовая форма расчетов, также мало востребована банковская гарантия. Причины, по которым расчеты аккредитивами в России до сих пор не получили массового распространения, общеизвестны. Это и относительная сложность технологии расчетов, в которых задействованы несколько участников, и требования к квалификации банковского персонала, занимающегося аккредитивами, а также отсутствие даже со стороны крупных российских банков работы с клиентами, с целью пропаганды данной формы расчетов, способствующей предупреждению мошенничества при расчетах аккредитивом. По моему мнению, банки должны взять на себя организацию работы по продвижению среди участников ВЭД аккредитивной и инкассовой форм расчетов, через проведение конференций, круглых столов для клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Но ориентация на краткосрочные перспективы получения прибыли, отсутствие стратегических методов работы с собственной клиентской базой и неэффективная система обучения и подготовки банковского персонала затрудняют эту работу. Нельзя сказать, что данная проблема может быть разрешена в кратчайшие сроки полностью. Но банковская система даже сегодня уже готова к определенным «сдвигам» в данном направлении.
Четвертая проблема заключается не столько в стремлении участников внешнеторговой деятельности обойти требования валютного законодательства из-за его закостенелости и громоздкости, а в характерном для российских внешнеэкономических ведомств и некоторых федеральных служб нежелании откликаться на массовые злоупотребления в сфере внешнеэкономической деятельности и криминализацию экономики, на продвижение рыночных реформ и изменений во внешнеторговой практике. Возможно, требуется ужесточить наказание за утечку капитала, связанную с внешнеторговой деятельностью, приравняв ее к доходам, полученным преступным путем. Не следует брать курс только на либерализацию валютной деятельности, поскольку либеральные и прозрачные валютные отношения – это, учитывая зарубежный опыт, не причина доверия и сотрудничества банков с государственными органами, а следствие. Необходимо создавать в стране такие законодательные условия, при которых сотрудничество между государством и предпринимательством приняло бы более высокий оборот. Нужно повышать кредит доверия граждан, участников ВЭД, а также бизнеса государственным органам, прививать им представление о том, что государственные органы это их ближайшие сотрудники и помощники. А со стороны государства, конечно, проводить жесткий контроль данных органов на выявление факта нежелательных тенденций в них, таких как коррупция, произвол, превышение должностных полномочий их сотрудниками, халатность в исполнении их должностных обязанностей и т.д.
Итак, говоря о перспективах развития валютного контроля в России и его эволюции, можно сказать, что проблемы современного этапа развития системы валютного контроля в России – это частный случай проблем всей российской государственной системы: бюрократии, коррупции, превышения должностных полномочий, крайне вялого протекания различных процессов, нововведений, обмена данными. Сами участники внешнеторговой деятельности, как и проверяющие органы, зачастую легкомысленно подходят к осуществлению своих обязанностей, не готовы к инновациям в данной сфере, не желают менять складывающуюся годами систему. Это даже не чисто политические или экономические проблемы. Дело в самом подходе к обязанностям, в психологическом их восприятии. Следовательно, невозможно точно сказать, когда и как данные проблемы будут решены, но государство остается государством, у него есть свои амбиции, в том числе и в валютной сфере. Поэтому по мере развития экономики, по мере того, как Россия будет наращивать свой внешнеторговый оборот, перед ней будут вставать новые и новые задачи валютной политики, а значит, и валютного контроля. Решать ей их придется, очевидно, несколько насильственным путем, принимая нововведения, в том числе и законодательные, каждый раз «из-под палки», опять же вследствие высокой инертности всех ее государственных институтов. Только так, на мой взгляд, возможно в кратчайшие сроки (10-20 лет) изменить свою систему валютного контроля в сторону либерализации и демократизации, а экономику – в сторону более высокой конкурентоспособности.
Что же касательно самих механизмов валютного контроля, то, по моему мнению, в ближайшее время сохранятся тенденции, действующие в нем сейчас, то есть, полной либерализации не произойдет, но все шаги по движению в ее сторону предприниматься будут. Особенно это актуально сейчас, после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что предполагает снятие определенных барьеров внешней торговли. Это будет происходить на фоне общего открывания барьеров российской экономики и совершенствования ее валютной системы. Однако государство все равно, в ближайшие годы, на мой взгляд, будет достаточно жестко контролировать валютные операции, налагая на них определенные ограничения. Пока рубль не станет достаточно крепким, производство России не выйдет в число передовых производств мира, а экономика не укрепится настолько, чтобы не быть зависимой от цен на ресурсы, главным образом, на углеводородное сырье, валютные ограничения, а вместе с ними и валютный контроль будут неотъемлемой частью валютной системы Российской Федерации.
Итак, подведя итог всей работы,
следует отметить, что цель работы,
поставленная во введении к ней, была
выполнена. Были изучены теоретические
материалы по валютному контролю,
работе его органов и агентов,
зарубежному опыту его
Исходя из этого, можно подвести итог работы и сделать основные выводы по ней: