Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:55, реферат
Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским производителям надо быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены.
Для раскрытия этой темы предполагается следующая структура работы:
1) в первом разделе рассмотрим историю возникновения данной концепции.
2) во втором разберем, что такое концепция «6 сигм».
3) в третьем разделе рассмотрим статистические основы данной концепции.
4) в четвертом разделе ознакомимся с циклом Шухарта-Деминга.
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного реферата — «Качество на уровне 6 сигм».
Цель работы: изучить теоретические основы концепции «6 сигм».
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским производителям надо быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены.
Для раскрытия этой темы предполагается следующая структура работы:
1) в первом разделе рассмотрим историю возникновения данной концепции.
2) во втором разберем, что такое концепция «6 сигм».
3) в третьем разделе рассмотрим статистические основы данной концепции.
4) в четвертом разделе ознакомимся с циклом Шухарта-Деминга.
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «6 СИГМ»
В 1979 году Арт Сандри, один из руководителей компании «Моторола», выступил на заседании управленческого совета с шокирующим заявлением: « Реальная проблема компании заключается в том, что качество нашей продукции отвратительное!».
Возмутителя спокойствия не уволили. Наоборот, в полную мощь заработал «мозговой трест» компании. В итоге ее аналитики пришли к парадоксальному выводу: производство высококачественной продукции обходится дешевле, чем среднесортной.
Арифметика оказалось простой. Выяснилось, что «Моторола» в то время тратила от 5 до 10% своих доходов ( в некоторых случаях и все 20%) только на исправление продукции низкого качества. На ветер выбрасывались колоссальные деньги. Каждый год на это уходило 800 - 900 миллионов долларов.
Так «Моторола» начала свой поход за улучшение качества. Но одновременно шла работа по сокращению времени производства и издержкам на него. В итоге обнаружилась связь между более высоким качеством и меньшими издержками, которая и привела к разработке концепции «6 сигм». В чем же различие между предыдущими подходами и новой концепцией?
Прежде акцент делался на совершенствование отдельных операций не в связанных друг с другом процессах. Предложенная «Моторолой» программа «6 сигм» фокусируется на улучшении всех операций, входящих в процесс. А это позволяет получить гораздо быстрее и более эффективные результаты.
Впервые «Моторола» применила концепцию для разработки своего пейджера «Бандит». Это название было выбрано не случайно: лица, участвующие в проекте, «заимствовали» каждую хорошую идею, которую они смогли найти в продуктах, уже предлагавшихся на рынке.
Их усилия не пропали даром.
Разработанный пейджер
Пейджеры компании оказались столь надежными, что, в конечном счете, их тестирование было вообще отменено. Гораздо дешевле было заменить пейджер, который сбоил (что бывало очень редко), чем тратить время на тестирование продукта, фактически не имевшего дефектов.
Однако подведем итог. Разработкой пейджера занимались 23 инженера. Они трудились 18 месяцев. Было истрачено около 10 миллионов долларов. Внедрив концепцию, компания только в течение четырех лет сэкономила 2,2 миллиарда долларов.
2 ЧТО ТАКОЕ «ШЕСТЬ СИГМ»?
«Шесть сигм» - это подход к совершенствованию бизнеса, который стремится найти и исключить причины ошибок или дефектов в бизнес-процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, какие оказываются критическими важными для потребителя.[9]
«Шесть сигм» - это сложная методика, применяемая инженерами и статистами больших компаний для улучшения продуктов, процесс изменения культуры организации с целью увеличения прибыльности и упрочнения позиций на рынке, который имеет целью полное удовлетворение потребностей клиента.[5]
Данная концепция во многом перекликается с ISO и его 8-ю принципами:
а) ориентация (или фокус) на клиента (потребителя, покупателя);
б) лидерство;
в) вовлечение персонала;
г) процессный подход;
д) системный подход к менеджменту;
е) постоянное улучшение (или непрерывное совершенствование);
ж) принятие решений на основе фактов;
з) создание взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Концепция рассматривает так же три элемента качества:
1. Потребитель. Клиенты определяют качество товаров и услуг, справедливо ожидая: разумную цену, ответственность исполнителя, надежность в сотрудничестве, сервисную поддержку и дополнительные услуги.
2. Процесс. Качество требует взглянуть на процесс с точки зрения клиента, ведь мы работаем, чтобы понять, удовлетворить его нужды найти дополнительные возможности для улучшения качества.
3. Персонал. Ведь люди создают результаты и, соответственно, мы их должны мотивировать для максимального удовлетворения потребности клиента.
3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ШЕСТЬ СИГМ»
Несмотря на то, что знание статистики не главный пункт концепции «Шесть сигм», название пришло именно из предмета статистики. Любой процесс может быть представлен в виде математической модели, где основными параметрами результата процесса выступают среднее значение и стандартное отклонение. Параметр среднее значение отвечает на вопрос как работает процесс в среднем и обозначается символом µ (мю). Стандартное отклонение показывает степень вариабельности результата процесса и означается символом σ (сигма).
Исходной предпосылкой является полная случайность отклонений, т.е. отсутствие систематических причин, приводящих к смещению результата. В этом случае распределение отклонений около среднего значения процесса будет хорошо приближаться (в большинстве случаев) к нормальному распределению (рис.1):
Рис.1 . Нормальный закон распределения
Геометрически, хорошая наглядная картина получается, рассматривая плотность нормального распределения, где среднее значение – это пик плотности распределения, а стандартное отклонение определяется как расстояние между средним значением и точкой перегиба кривой (рис.2):
Рис.2 . На рисунке показано стандартное отклонение «σ» от среднего значения «µ»
Свойство нормального
Рис.3 . Чем больше сигм процесса укладывается между средним значением и ближайшим контрольным пределом, тем меньше дефектов имеет процесс. Процесс работает на уровне 2,6 сигм
Из статистического
Основываясь на эмпирических данных, исследователи пришли к выводу, что отклонения процесса, вызванные его естественной нестабильностью, дают отклонения качества в 1,5 сигм. Таким образом, если целевой уровень качества составляет 4,5 сигма (3,4 дефекта на миллион возможностей), то с учетом перестраховки 1,5 сигма на отклонения, необходимо обеспечить уровень качества 6 сигм (рис.4):
Рис.4. Уровень качества 6 сигм
В рамках данной концепции
принята следующая
Таблица 1 - Классификация
Влияние воспроизводимости процессов на конкурентоспособность организаций | |||
Расстояние между центром распределения и границей допуска |
Число дефектов на миллион |
Стоимость низкого качества |
Уровень конкуренто-способности |
6 сигм |
3,4 |
< 10% от ОП |
Мировой класс |
5 сигм |
233 |
10-15% от ОП |
|
4 сигмы |
6210 |
15-20% от ОП |
Средняя по отрасли |
3 сигмы |
66807 |
20-30% от ОП |
|
2 сигмы |
308537 |
30-40% от ОП |
Неконкурентоспособна |
1 сигма |
690000 |
||
Примечание: ОП - объем продаж |
4 ЦИКЛ ШУХАРТА – ДЕМИНГА
Концепция «Шесть сигм» основана на применении цикла Шухарта-Деминга PDCA: P –планируй, D – делай, C – проверяй, A – внедряй. Впоследствии в рамках концепции этот цикл трансформировался в цикл MAIC: М – измеряй, А – анализируй, I – улучшай, C – управляй. В последнее время наблюдается тенденция к добавлению этого цикла рядом стадий. Наиболее часто встречается вариант DMAIC – в начале цикла добавляется стадия «Определяй» и встречается так же RDMAICSI (где R – осознай, S – стандартизируй, I – интригуй). Рассмотрим более подробно цикл DMAIC.
Define – определение
Основные задачи данного этапа – определить, кто является потребителем процесса, требования потребителя, какие цели он преследует, и какие результаты должен принести проект. Для этого этапа используются уже разработанные карты процесса или модели 1-го уровня в нотации IDEF0, на которых можно идентифицировать Поставщиков, Входы, Потребителей и Выходы. Базовые рекомендации для анализа моделей сводится к следующему:
а) простаивающие функции (работы) необходимо ликвидировать или включить в процесс;
б) функции, не ведущие к удовлетворению потребителя также необходимо ликвидировать. Например: исправление неисправностей, которые можно предотвратить, утилизация дефектных продуктов, нерациональные задержки. Ликвидация подразумевает комбинирование нескольких функций (работ) в одну для предотвращения задержек, а также определение и исправление причин, вызывающих необходимость переделок или утилизации.
Все проблемы вариабельности процесса в конечном итоге сводятся к неспособности удовлетворения потребностей потребителей. Для предотвращения данных проблем необходимо идентифицировать характеристики продукта или процесса и способ их измерения. Характеристики выходов процесса и их важность для потребителя рекомендуется свести в таблицу. Выделение характеристик необходимо для концентрации усилий на наиболее важных мероприятиях и для облегчения создания измерительной шкалы, которая будет использоваться при статистическом анализе. Примерами измерительных шкал могут быть отзывы потребителей, геометрические размеры, вкусовые качества.
При создании измерительной
шкалы рекомендуется также
Таблица 2 – Перспективы и показатели процесса в методике Balanced Scorecard
Финансы Каковы финансовые задачи процесса? • Затраты на изделие • Activity Based Costing • Стоимость низкого качества • Прибыль от соблюдения |
Клиент Какие нужды клиента в этом процессе • Удовлетворенность клиента • Своевременное выполнение • Качество продукта на выходе • Дополнительные преимущества продукта, напр. Безопасность. |
Процесс Какие процессы (в данном случае имеются в виду процессы 2-го и др. уровней модели) способствуют удовлетворению потребностей клиента? • Уровень сигма, количество отклонений • Объем производства • Качество поставок • Время цикла |
Обучение и рост Насколько квалифицированным и инновативным должен быть персонал? • Степень использования методики 6 Сигм • Качество обучения • Количество обученного (переученного) персонала |
Measure - измерение
На этом этапе последовательности необходимо определить дефект процесса и вызывающие его причины путем измерения тех факторов, которые оказывают наибольшее влияние на выбранные характеристики. Для выбора данных факторов целесообразно использовать диаграмму Парето, на которой можно идентифицировать те 20% факторов, которые генерируют 80% проблем. Второй статистический инструмент, используемый на данном этапе - это контрольные диаграммы. Они позволяют оценить стабильность, следовательно, предсказуемость процесса. Это обуславливается тем, что нестабильные (непредсказуемые) процессы необходимо стабилизировать перед тем, как начинать улучшение. Существуют 2 источника нестабильности процесса: рядовые (существующие постоянно) и особенные (возникающие внезапно). Контрольная диаграмма и позволяет выявить особенные источники. Механизм очень простой: определяем среднее значение, затем верхний и нижний контрольные пределы (обычно 3 Сигма от среднего). Точки вне этих пределов и будут особенными источниками нестабильности. Существует несколько типов контрольных диаграмм, в зависимости от типа данных и назначения[2] (табл.3):