Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:39, реферат
цель данной работы: рассмотреть и проанализировать истоки классической экономической теории, показать путь, который прошла экономическая наука, исследовать развитие взглядов её основоположников на основные экономические проблемы общества и трактовки базовых экономических категорий.
Введение
Глава 1. У истоков экономической мысли
1.1 Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима
1.2 Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
1.3 Экономическая мысль средневековья
Глава 2. Первые экономические школы
2.1 Меркантилизм - теория и практика
2.2 Экономическое учение физиократов
Глава 3. Классическая политическая экономия
3.1 Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У. Пети
3.2 Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита
3.3 Экономические взгляды Д. Риккардо
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Волгоградский государственный университет
Кафедра «Экономика и управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «История экономических учений»
На тему: «Классическая экономическая теория: истоки»
Вариант № 10
Выполнил:
студент группы
Киселева А.Е.
Проверил:
доцент
Маркова Е.А.
Волгоград – 2012
Введение ………………………………………………………
Глава 1. У истоков экономической мысли………………………………………5
1.1 Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима………………….5
1.2 Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока……………………8
1.3 Экономическая мысль средневековья……………………………………...
Глава 2. Первые экономические школы……………………………
2.1 Меркантилизм - теория и практика…………………………………..……...12
2.2 Экономическое учение физиократов………………………………………...
Глава 3. Классическая политическая экономия………………………………….17
3.1 Классическая экономическая
теория - истоки. Экономические взгляды
У. Пети……………………………………...………………
3.2 Становление политической экономии как
науки. Экономические взгляды А. Смита…………………………………………………………………
3.3 Экономические взгляды
Д. Риккардо……………………………………...….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На сегодня сложилось довольно определенное представление о законах функционирования рыночной экономики. Эти закономерности подробно описаны в учебниках по экономической теории. Однако не случайно такое важное место в экономическом образовании отведено курсу истории экономических учений. Было бы неправильно недооценивать экономистов прошлых эпох только потому, что сейчас мы знаем больше: ведь этими знаниями, инструментами, теоретическими подходами мы обязаны им. Поэтому рассмотрение данной темы является достаточно актуальным, поскольку именно первые экономические школы и учения дали развитие всей теории.
Исторические знания дают возможность: рассмотреть динамику развития управленческих идей, теорий, систем от древнейших времен до современности; проанализировать накопленный опыт управления с целью его критического осмысления, переработки и применения в современных условиях.
Следуя из необходимости исследования исторического опыта, определим цель данной работы: рассмотреть и проанализировать истоки классической экономической теории, показать путь, который прошла экономическая наука, исследовать развитие взглядов её основоположников на основные экономические проблемы общества и трактовки базовых экономических категорий.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
Тема классической экономической теории и её истоков доступно изложена в такой литературе, как: «История экономических учений» С. А. Бартенева, «История экономических учений» И. И. Агаповой, «История экономики и экономических учений» В. Н. Косюка, «История экономической мысли двадцатого столетия» Г. Н. Сорвиной и во многих других источниках. С помощью упомянутой литературы были выделены особо значимые экономические школы и направления в истории экономических учений.
1. У ИСТОКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно. При желании можно доказать, что первым экономическим произведением является Библия. Однако, официально считается, что экономическая теория зародилась в Древне Греции. Именно в Древней Греции было дано науке «экономика» имя. “Экономика" - слово древнегреческого происхождения, дословно означает "домоводство". Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки, поскольку его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, она покоится на так называемых догмах Аристотеля; во-вторых, Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.
Вопрос о том, что делает товары сравнимыми? Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Вклад Аристотеля в историю экономической мысли в том, что он четко сформулировал проблему.
Интересен Аристотель и в своем анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и денежной форме. Для его анализа он даже вводит новый термин "хрематистика". Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и "в нашей власти сделать их неупотребительными".
Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т.е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен "по достоинству". Он утверждает, что, зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.
Но этическая направленность экономической жизни скорее характерна для древнегреческих мыслителей, в то время как для древнеримских мыслителей, исследующих экономические проблемы, на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Представителем
этого направления
Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья.
Представляет интерес и взгляды Ю. Колумеллы (1 век до н.э.), который первый в истории античной мысли рассмотрел проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства - реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ.
То есть, в древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства.
Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с экономическими воззрениями представителей средневековья.
1.2 Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
Главная особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.
Экономическая мысль Китая складывалась под влиянием идей Конфуция (551—479 до н.э.). Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.
О социальных принципах
деления общества говорится в
политико-экономическом
В числе мер по стабилизации
натурально-хозяйственных
Крестьяне не только платили налоги, но и определенное число дней участвовали в строительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.
Одним из первых экономических трактатов Древней Индии является «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»), описывающий деяния индийского властителя (предположительно IV в. до н.э.). Историки, изучавшие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию».
Автором «Артхашастры» считается Каутилья Вишнугупта — советник и министр императора Чандрагупты I. Трактат состоит из нескольких разделов, из которых третий — наука об управлении и четвертый — раздел о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.
Именно государство, на его взгляд, обеспечивает льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. [2, с. 29-30]
Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.
Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена, регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
Информация о работе Классическая экономическая теория: истоки