Классическая экономическая теория: истоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

цель данной работы: рассмотреть и проанализировать истоки классической экономической теории, показать путь, который прошла экономическая наука, исследовать развитие взглядов её основоположников на основные экономические проблемы общества и трактовки базовых экономических категорий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. У истоков экономической мысли
1.1 Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима
1.2 Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
1.3 Экономическая мысль средневековья
Глава 2. Первые экономические школы
2.1 Меркантилизм - теория и практика
2.2 Экономическое учение физиократов
Глава 3. Классическая политическая экономия
3.1 Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У. Пети
3.2 Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита
3.3 Экономические взгляды Д. Риккардо
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Клас.эк.теория.DOC

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Как уже упоминалось, экономическая мысль средневековья  в значительной мере опиралась на труды Аристотеля, в частности  на положения, которые получили название "догмы Аристотеля". Это влияние  видно и в экономических взглядах крупнейшего мыслителя средних веков Ф. Аквинского (1225-1274).

Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в "нравственном усовершенствовании". Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.

Ф. Аквинский осуждал ростовщичество, называя его "постыдным ремеслом". Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Однако в отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Ф. Аквинский, считали, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, "измененной к лучшему". Но в то же время торговля - это опасное дело (в плане искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.

Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Труд у Ф Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало мнение, что имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое бремя. При этом оно должно быть добыто законным путем, принадлежать как можно большему числу людей и давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты.

Неприятие чрезмерного  богатства связывает средневековых  схоластов не только с Аристотелем, но и с Платоном. У последнего целью идеального государства является "изгнание неблагородной страсти к наживе", поскольку именно излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. И именно от древнегреческих мыслителей в средневековую схоластику вошло убеждение, что стать очень богатым, оставаясь добродетельным - невозможно.

Несмотря на негативное отношение в целом к частной собственности, торговле, и тем более к проценту, они в реальной экономической жизни существовали и не считаться с этим было невозможно. И возникает вопрос - а каковы в этих условиях критерии справедливости, в том числе справедливого обмена и справедливой цены?

Еще Аристотель, в противоположность  тем, кто требовал установления имущественного равенства общины свободных, выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, то есть "по достоинству". Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства. Идею Аристотеля воспринял и развил Ф. Аквинский. В его представлении общество мыслилось как иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его социальному положению.

Эти положения легли  в основу рассуждений Ф. Аквинского о справедливой цене. В период средневековья  дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

  • справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
  • справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние.

Ф. Аквинский в своей  теории справедливой цены вобрал оба  эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену "сообразно вещи", то есть сообразно затрат труда и расходов (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто "больше значит для общественной жизни". Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той доли благ, которая соответствует достоинству обменивающегося. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена.

Этическая направленность экономической мысли пронизывает  труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических  и этических проблем связан с  появлением первых экономических школ.

  1. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

    1. Меркантилизм - теория и практика

Вытеснение натурального хозяйства  рыночными экономическими отношениями  происходило на протяжение значительного  промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как эпохой меркантилизма, господствовавшая на протяжении XVI-—XVIII столетий.

Меркантилизм (от ит. merkante — купец, торговец) — это достаточно разнородная система взглядов, в основе которых лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства. Представителями первой школы, т.е. меркантилизма, являлись: У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен, И. Посашков, В. Татищев.

Можно утверждать, что меркантилизм — это и экономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в XVI в., в эпоху великих географических открытий, интенсивного развития торгового капитала.

 Широко распространена в  экономической литературе и характеристика  этого времени К. Марксом, назвавшим  его периодом «первоначального  накопления капитала». Кроме того, в марксистском толковании меркантилизм — это, прежде всего один из последовавших за географическими открытиями моментов в процессе перехода от феодализма к капитализму.

В частности, идеологи меркантилизма  были убеждены, что только деньги (золотые  и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли и того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).

По меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т.е. в монархию, и были, весьма далеки от истинных принципов демократии.

Промышленное производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т.е. купцами.

Основными требованиями меркантилистов неизменно оставались превышение экспорта над импортом, стимулирование вывоза из страны капитала и ввоза в нее  золота и роскоши из-за рубежа, недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций.

Однако подобного рода теоретические  установки, основанные на протекционистских  настроениях в области государственного регулирования внешней торговли, наивное отождествление денег и богатства, всемерное одобрение общественных работ и другие постулаты меркантилистов, в самом деле, располагают к нелепым выводам об «обязанности» государства обеспечивать население рабочими местами, придерживаться политики «разори соседа» ради обогащения собственного народа и т.п.

    1. Экономическое учение физиократов

Интересной  экономической школой, стоящей несколько  особняком в истории экономической  мысли, является школа физиократов  во Франции. Впрочем, "физиократы" - название, которое они получили в дальнейшем, сами себя они называли "экономистами". Название, данное этой школе более поздними исследователями отнюдь не случайно, т.к. точно отражает суть их экономических воззрений. Слово "физиократы" ведет свое происхождение от двух латинских слов - "физиос" (природа) и "кратос" (власть).

И действительно, источник богатства и процветания  нации физиократы видели исключительно  в развитии сельского хозяйства. Основоположником и главой этой школы  был Ф. Кенэ (1694-1774), придворный медик  Людовика XV. Он не только сформулировал основные теоретические положения, но также экономическую и политическую программу физиократизма. Надо сказать, что в определенной мере физиократизм представлял собой реакцию на меркантилистскую политику Кольбера в период царствования Людовика XIV, политику поощрения и развития мануфактур при полном пренебрежении сельским хозяйством.

Физиократы  объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей богатство страны. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Кенэ критиковал тезис меркантилистов, будто бы богатство порождается обменом, трактовал деньги как бесполезное богатство, объявляя их только посредником в обмене, тем самым отрицая основополагающий тезис меркантилистов. Только в земледелии, по утверждению Кенэ, создается новое богатство, а большая производительность земледельческого труда обусловлена самой природой. Обосновывая этот тезис, физиократы подробно разработали учение о "чистом продукте". Под чистым продуктом они понимали избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства. Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает только в земледелии. И на их стороне была сама очевидность, ибо нигде прирост продукции не демонстрируется столь наглядно, как в сфере животноводства и растениеводства.

Физиократы утверждали, что в промышленности существует лишь потребление, промышленность объявлялась "бесплодной отраслью" по причине того, что там лишь преобразовывалась форма продукта, данного природой. Поскольку, по мнению физиократов, чистый продукт создается исключительно в земледелии, земельная рента оказывается у них единственной формой чистого продукта. В промышленности же, по причине ее "бесплодности", чистый продукт не создается, а доход предпринимателя и заработная плата рабочего представляют собой издержки производства.

С учением о  чистом продукте у физиократов тесно  связана концепция о производительном и непроизводительном труде.

Впервые в истории  экономической мысли они отнесли  к производительному труду только труд, который создает чистый продукт. Соответственно, согласно их воззрениям, только труд, занятый в сфере сельского хозяйства является производительным, а труд в других сферах народного хозяйства является непроизводительным или "бесплодным".

Этот критерий (участие в создании чистого продукта) был положен в основу классификации общества при анализе процесса общественного воспроизводства, данном Кенэ в его известной работе "Экономическая таблица" (1758), которая вошла в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа. Эта работа была попыткой ответить на вопрос о том, как обращается в натуральной и денежной форме создаваемый в земледелии валовой и чистый продукт. В "Экономической таблице" общество рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса:

    • класс производительный (все лица, занятые в сельском хозяйстве),
    • класс бесплодный (все лица, занятые в промышленности),
    • класс собственников (все лица, получающие чистый продукт, созданный в земледелии, т.е. ренту).

И хотя деление  общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества в средние века (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта. Что касается анализа процесса воспроизводства, данного Кенэ в "Экономической таблице", здесь исходным пунктом стал годовой урожай, движение которого между классами в натуральной и денежной форме и рассматривает Кенэ. И опять-таки впервые в истории экономической мысли Кенэ показал основные пути реализации общественного продукта, объединив многочисленные акты обмена в массовое движение денег и товаров. И хотя Кенэ исключил из анализа процесс накопления и рассматривал простое воспроизводство, можно с полным основанием сказать, что "Экономическая таблица" предвосхитила современные схемы воспроизводства общественного продукта.

Информация о работе Классическая экономическая теория: истоки