Классическая школа политической экономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции - концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Общая характеристика классического направления........................5
1.1. Родоначальники школы........................................................................5
1.2. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии..............................................................................................................6
2. Первый этап классической школы политической экономии..........9
2.1. Уильям Петти........................................................................................9
2.2. Пьер Буагильбер.................................................................................10
2.3. Франсуа Кенэ.......................................................................................11
3. Второй этап классической школы политической экономии............14
3.1. Условия возникновения учения и метод исследования А. Смита......14
3.2. Основные теоретические положения теории А. Смита......................15
4. Третий этап классической школы политической экономии............18
4.1. Давид Рикардо.....................................................................................18
4.2. Жан-Батист Сей.....................................................................................20
4.3. Т. Мальтус.............................................................................................21
5. Четвёртый этап классической школы политической экономии.......23
5.1. Джон Стюарт Милль...........................................................................23
5.2. Карл Маркс..........................................................................................25
Заключение................................................................................................27
Библиографический список....................................................................30

Файлы: 1 файл

Классическая школа политической экономии.docx

— 79.54 Кб (Скачать файл)

Наличие третьих  лиц, к которым он относил  непроизводительные слои общества - землевладельцев, аристократию, церковных служителей, чиновников, и есть условие, содействующее созданию и реализации общественного продукта. Таким образом, Т. Мальтус опровергает мнение Ж.-Б. Сея о том, что чистое потребление не ведет к росту богатства страны.

 

 

 

 

5. Четвёртый этап классической школы политической экономии

5.1. Джон Стюарт Милль

К середине XIX в. исследование капитализма с  методологических позиций классиков  близилось  к завершению. Система  Д. Рикардо породила множество последователей, одни из которых пытались найти оправдание социальным изменениям, другие старались согласовать различные стороны его теории, а третьи предложили альтернативные пути дальнейшего развития экономических идей. Наиболее последовательно к систематизации и обобщению различных сторон учения классиков подошел экономист и философ Джон Стюарт Милль (1806-1873). Свой первый труд в области политэкономии он опубликовал в 1829г. Наиболее известными работами в области экономических исследований стали его «Очерки по некоторым нерешенным проблемам политической экономии» и пятитомный труд «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии», ставший общепризнанным учебником политэкономии.

В целом  методология исследования Дж. С. Милля  близка школе  классиков, однако особенностью методологии  экономической теории Милля является отделение законов  производства от законов распределения. Первые, по его мнению, постоянны  и заданы техническими условиями, в  них нет  ничего зависящего от воли, вторые, так как ими управляет  человеческая интуиция, преходящи, зависят  от законов и обычаев общества, изменяются в  зависимости от этапа  исторического развития. Он пишет: «Законы  и условия  производства богатства  имеют характер истин, свойственный естественным наукам. Иначе с распределением богатства. Распределение всецело  является делом человеческого учреждения».

Поднимая  проблему экономического роста, он акцентирует  своё внимание на факторах, способных  обеспечить положительную экономическую  динамику, выделяя среди них те, которые влияют непосредственно  на процесс производства, и те, которые  способствуют расширению хозяйственных  связей и оптимизации процесса распределения.

Утверждая, что только производительный труд создает  материальные блага, он включает в его  состав труд по повышению квалификации, охране собственности и т. д. По мнению Дж. С. Милля, доходы от производительного  труда составляют производительное потребление только при условии, что оно поддерживает и увеличивает  производительные силы общества. Доходы от непроизводительного труда, считает  он, порождают «…непроизводительный расход отдельных лиц, который будет  …вести к обеднению общества, и  только производительный расход отдельных  лиц обогатит общество».12

Определенный  интерес представляет идея Дж. С. Милля  о социальной эволюции, проявившаяся в его предложениях социальных реформ. Пытаясь согласовать свои допущения  в отношении изменяющегося характера  законов распределения с идеей  социальной справедливости, он предложил  постепенно реформировать отношения  распределения в обществе, не затрагивая его экономических устоев. Связывая отношения распределения с отношениями  собственности, Дж. С. Милль говорил  о бессилии рынка в решении  вопросов справедливого распределения  доходов и предлагал с помощью  «разумного законодательства» трансформировать современное ему капиталистическое  общество в более гуманное и справедливое. Исходя из этого, он предложил систему социальных преобразований, включающих в себя создание корпоративных ассоциаций, ликвидирующих наемный труд, социализацию земельной ренты при помощи специального земельного налога, снижение неравенства в распределении богатства путем ограничения права наследования.

Отвергая  непосредственное государственное  регулирование экономики, он видит  необходимость участия государства  в создании инфраструктуры, развитии науки и  стимулировании научно-технического прогресса, в помощи членам общества, которые в силу объективных причин не могут  реализовать свои равные права.

 

5.2. Карл Маркс

К. Маркс (1818-1883) - немецкий экономист и философ. Взяв за отправную точку своих исследований утверждения Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченного на их производство, Маркс создал достаточно стройную теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства.

«Экономико-философские  рукописи» Карла Маркса посвящены  проблемам соотношения труда  и капитала, динамики заработной платы. Капитал Маркс характеризует  как накопленный чужой труд. Впервые  отмечается, что основу человеческого  общества составляет материальное производство.

Отражением  первого  этапа экономических  исследований Маркса может служить  брошюра  «Нищета философии» - полемическая реакция на книгу П.-Ж. Прудона «Философия нищеты». Второй и главный этап работы Маркса над проблемами политической экономии относится к периоду 50-60-х годов XIX в. Рукописи, содержащие результаты этой работы, составили при их публикации 9 томов по 500 и более страниц каждый. Однако лишь небольшая часть этих материалов была подготовлена к печати самим Марксом: это брошюра «К критике политической экономии» (1859) и I том «Капитала» - главной книги автора, полное название которой «Капитал: Критика политической экономии».

«Капитал» Маркса положил начало марксистской политической экономии - течению экономической  мысли, объединяющему уже несколько  поколений исследователей по всему  миру, в частности в России. Интерес  к марксизму усилился в 60-е годы XXв. на волне леворадикальных настроений в странах Запада; сегодня в мире существует несколько школ экономической мысли марксистской ориентации.13

 «Капитал»  состоит из четырех томов. Центральной  проблемой первого тома «Капитала»  считается производство абсолютной  прибавочной стоимости, двойственный  характер труда при капитализме.  Второй том «Капитала»  посвящен анализу процесса обращения капитала. Маркс характеризует основные функциональные формы кругооборота производительного, денежного и торгового капитала, а также оборот капитала во времени. В Третьем томе «Капитала» Маркс анализирует процесс производства капитала в целом, превращение прибавочной стоимости в прибыль, образование нормы прибыли. Четвертый том «Капитала» носит название «Теории прибавочной стоимости». В нем изложена критика предшествующих экономических учений, а также детальная разработка учения о производительном и непроизводительном труде, земельной ренте, национализации земли, возможности и неизбежности экономических процессов.14

Для Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней  как социальный философ, искавший в  экономике пружины общественного  развития. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической  литературе, это  и подтолкнуло  его к собственным  политико-экономическим  исследованиям. Свою теорию он рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе  именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX в. Сочетание  преемственности  и самобытности в экономической  мысли Маркса отразило главную особенность  ее происхождения: она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля. В своем представлении об экономике как объекте познания Маркс следовал за Рикардо; в своем подходе к осмыслению этого объекта он руководствовался методом Гегеля.

 

 

 

 

 

 

Заключение

История экономической  мысли - история попыток  понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного  обмена дало начало именуемое экономической  наукой. Если каждая из этих попыток, воплощенная  в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных  экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость  всех экономических перемен и  избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных  проблем.

Классическая  политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного  обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли  промышленности и сферу производства в целом.

Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил К. Маркс. Классическая  политическая экономия зародилась в  конце XVII - начале XVIII в. в трудах У. Петти (Англия) и П. Буагильбера (Франция). Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них - марксистская - указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А. Смит и Д. Рикардо. По другой - наиболее распространенной в научном мире - классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С. Милля. Она включала 4 этапа.

Классическая  школа - крупнейшее направление в  экономической науке за II период ее существования. Более того, отождествление экономической теории этого периода  с классической школой не будет сильным  преувеличением.

Отсюда  следует, что едва ли не важнейшими свойствами классической школы являются:

1) Акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ. Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию комплекса факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства.

2) Выработка и применение прогрессивных (для экономической науки того времени) методологических приемов исследования типа причинно-следственного метода, метода логической абстракции, дедуктивного метода.

3) Ядро экономического анализа классиков - проблема ценности. Развитие экономической науки во II периоде ее существования проходило под знаком акцентирования внимания на этой проблеме.

4) Все классики трактовали ценность как величину, определяемую производственными затратами. Однако классический подход к анализу ценности отнюдь не был однозначным. В рамках учения о ценности классической школы существовало две теории ценности. Во-первых, это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей чрезвычайно углубленное развитие в трудах К. Маркса). Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Во-вторых, это теория факторов производства, также заложенная А. Смитом, и развивавшаяся Ж. Б. Сэем и Т. Р. Мальтусом (а затем вошедшая в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику). В соответствии с этой теорией  ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в изготовлении данного товара.

5) Восприятие экономической системы как системы, аналогичной объектам исследования физики того времени (а точнее, механики). Это, в свою очередь, привело к следующим особенностями экономического анализа классической школы: убежденность в том, что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве доминируют универсальные и объективные (экономические) законы; и игнорирование субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.

6) Недооценка роли денег и влияния сферы обращения на сферу производства. Деньги воспринимались классиками как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Классики игнорировали роль денег как самого ликвидного средства сохранения ценности. Завершитель классической политической экономии Дж. С. Милль писал: «Короче  говоря, вряд ли можно отыскать в  общественном хозяйстве вещь более  незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при  этом способа, которым экономятся время  и труд».

7) Большой акцент на изучении «законов движения», т.е. закономерностей тенденций динамики, капиталистической экономики. Классики были склонны к исследованию трендов изменений экономических переменных, и, прежде всего, экономического роста и изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте.

8) Отрицательное отношение (за редкими исключениями типа Дж. С. Милля) к активному вмешательству государства в экономику.

В данной работе было выделены единые признаки классической политической экономии, подходы и  тенденции в части  предмета и метода изучения и дана им соответствующая  оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Научная литература

  1. Автономов В. С. История экономических учений. - М.: Инфра-М, 2013. - 784с.
  2. Антипина В. И., Белоусова И. Э., Бубликова Р. В. Экономическая теория: Учебник. - М.: Проспект, 2010. - 576с.
  3. Бартенев С. А. История экономических учений. - М.: Магистр, 2013. - 478с.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Проспект, 2011. - 544с.
  5. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономист, 2012. - 861с.
  6. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - М.: АСА, 2011. - 848с.
  7. Мост И. Капитал и труд. - М.: Едиториал УРСС, 2011. - 144с.
  8. Носова С. С. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2013. - 792с.
  9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник. - М.: Норма, 2009. - 576с.
  10. Основы экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2010. - 672с.
  11. Синельник Л. В. История экономических учений. - М.: КноРус, 2013. - 288с.
  12. Шишкин М. В., Борисов Г. В., Сутырин С. Ф. История экономических учений. - М.: Юрайт, 2013. - 383с.
  13. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2010. - 544с.

Информация о работе Классическая школа политической экономии