Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:38, реферат
Роль классической политической экономии в идеологических спорах XIX в. парадоксальна: на ее идеях выросли две конкурирующие, во многих отношениях взаимоисключающие идеологические доктрины — либерализм и социализм.
Первоначально классическая школа выдвинула идею общественного прогресса, основанного на «невидимой руке» рынка, свободной конкуренции и невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (laissezfaire). Эта идея стала важнейшей составной частью либеральной доктрины.
Классическая школа
РоЛь классической политической экономии
в идеологических спорах XIX в. парадоксальна:
на ее идеях выросли две
Первоначально классическая школа выдвинула идею общественного прогресса, основанного на «невидимой руке» рынка, свободной конкуренции и невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (laissezfaire). Эта идея стала важнейшей составной частью либеральной доктрины.
Однако вопреки ожиданиям
Не имея иных средств Существования, эти люди были вынуждены соглашаться на любую работу, трудиться от зари до зари, жить в трущобах. Усиливалась поляризация общества: богатые становились богаче, бедные — беднее. Это было совсем не то, на что рассчитывали многие последователи А. Смита, верившие его изначальной идее — что интересы частных лиц не противоречат общественному благу, что «невидимая рука» рынка обеспечит социальную гармонию.
Перспективы общественного развития требовали нового переосмысления. Этот идеологический вызов имел многообразные последствия: во-первых, произошел раскол в самом либеральном лагере; во-вторых, возникла влиятельная альтернативная идеология — социализм, ориентированная, подобно либерализму, на общественный прогресс, но предлагавшая альтернативный образ будущего; в-третьих, оживились консервативные общественные настроения, искавшие опору в традициях прошлого — их выразителем в экономической мысли стала историческая школа (см. гл. 8).
95
1. Раскол либерализма
В начале XIX в. даже в Англии, где либеральные идеи получили наибольшее распространение, в политическом строе сохранялись многие пережитки феодализма. В борьбе против сословных привилегий (будь то неравенство избирательных прав или аграрный протекционизм в виде знаменитых «хлебных законов») интересы фабрикантов и торговцев не отличались от интересов рабочих, что сплачивало ряды сторонников либеральных реформ. Главным оставалось политическое размежевание между либералами и консерваторами. Однако после того, как в 30-е годы в результате острой политической борьбы были достигнуты первые успехи в либерализации избирательной системы, ситуация начала меняться. На первый план все чаще выходили новые проблемы, порожденные развитием капиталистических отношений.
Сторонники либерализма
все чаще становились перед сложным
для них выбором между верой
в свободную конкуренцию и
стремлением к общественному
благу. Именно в этот период в рамках
либерализма выявилось две
Фритредеры
В Англии наиболее ярким
проявлением первой тенденции стала
Манчестерская школа, обязанная
названием своим оппонентам, которые
стремились подчеркнуть противоположность
интересов экс-
законов в 1846 г. программа «манчестерцев» приобрела открыто антирабочий характер.
Во Франции XIX в. идейно-политическая
ситуация была иной: сословные привилегии
были устранены недавней революцией,
и противоречия между трудом и
капиталом вышли на первый план раньше
и проявились рельефнее. Активнее заявили
о себе социалисты как выразители
интересов рабочего класса. Соответственно,
французские экономисты-
Истоки либерального реформизма: Иеремия Бентам
Наряду со «старым» либерализмом фритредеров тогда же, в середине XIX в., получил развитие «новый» либерализм — реформистская версия доктрины, возникновение которой было подготовлено предшествующей историей этого течения в британском обществе.
В среде британских либералов
начала XIX в. тон задавали так называемые
философские радикалы — кружок интеллектуалов,
объединившихся вокруг журнала «Вестминстерскоеревью»
' Позиция Бастиа была
спорной даже с теологической
точки зрения: «Во всяком случае,
- пишут Ш. Жид и Ш. Рист, французские
экономисты начала XX в., — она
нисколько не соответствовала
христианской доктрине, ибо не
следует забыват^, что если христианство
учит, что Бог создал человека
и мир добрыми, то оно также
учит, что тот и другой были
совершенно извращены
История экономических учений. М.: Экономика, 1995(1918]).
97
4 История экономических учений
96
Милль, среди его участником — Д. Рикардо. Идейным лидером «философских радикалов» был И. Бентам.
Иеремия Бентам(1748--1832) не был
экономистом, но оказал значительное влияние
на развитие экономической науки2. Основная
сфера его интересов —
Бентам приобрел известность в начале XIX в. прежде всего как активный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он критиковал смертную казнь, отстаивал принцип, что неотвратимость наказания важнее его жестокости, выступал за демократизацию избирательного права, в частности за предоставление права голоса женщинам, допускал критические высказывания о наследственной аристократии, а в конце жизни - даже о монархии. Популярность Бентама выходила далеко за границы Англии. Так, российский император Александр I требовал от своей комиссии по разработке нового законодательства, чтобы во всех сомнительных случаях она обращалась к Бентаму за советами.
Как философ-моралист Бентам
следовал традициям гедонизма (от греч.
hedone — наслаждение), связывающим
моральное добро с
Центральное понятие этики Бентама — польза, полезность (utility). Отсюда название его морально-философской доктрины — «утилитаризм». Согласно Бентаму, польза — это «свойство предмета, благодаря которому он способен приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье (что в данном случае сводится к одному и тому же)». «Природа, — писал он, — поставила человека под управление двух верховных властителей — страдания и удовольствия. Им одним предостав* лено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать».
В принципе полезности Бентам
не только искал объяснение фактического
поведения людей — он придавал
ему и нормативное значение, в
особенности для сферы
2 Среди немногих экономических
сочинений Бентама: «
98
«мораль в самом общем
понимании — это учение об искусстве
направлять действия людей таким
образом, чтобы производить наибольшую
сумму счастья». Долг мыслителей он
видел в том, чтобы доказывать,
что «добродетельный поступок есть
правильный расчет, а поступок безнравственный
— расчет неправильный*. При этом
Бентам особенно настаивал на том, что
добродетель — это не только расчет:
в ней есть еще и некоторое
усилие, борьба, что «человек жертвует
немедленным удовольствием
Этика Бентама индивидуалистична. Общество, по его определению, — это «фиктивное тело», и, соответственно, общественный интерес - это не что иное, как сумма интересов отдельных членов данного общества. Однако в отличие от А. Смита, который исходил из естественной гармонии интересов и верил, что следование частным эгоистическим интересам само способно обеспечить общественное благо, Бентам полагал, что гармония интересов возможна лишь как результат разумного законодательства. Вслед за Гельвецией и итальянским правоведом Беккариа основным принципом этики и законодательства Бентам считал принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей.
Чтобы положить этот принцип
в основу законодательства, Бентам
выдвинул идею «арифметики счастья»
(felicific calculus). В ее основе - своеобразная
попытка ранжирования удовольствий
и страданий. Так, удовольствия он оценивал
по их: а) интенсивности; б) продолжительности;
в) определенности/
По мысли Бентама, подобные
ранжиры могли бы прилагаться
к любому законодательному проекту
или решению, затрагивающему интересы
членов общества. С этой целью он
предлагал оценивать первичные,
вторичные и производные
Сама идея суммирования удовольствий и страданий разных людей изначально предполагала принципиальную сопоставимость таких оценок, т.е. возможность межличностного сравнения полезностей. Более того, с помощью «арифметики счастья» Бентам надеялся получить объективные оценки субъективных переживаний людей.
99
В своих рассуждениях Бентам предвосхитил принцип, который позже стал называться принципом предельной полезности. Так, он рассуждал, что если индивиду дать некоторую сумму денег, то это принесет ему определенное количество удовольствия. Если же затем дать ему точно такую же сумму денег, то дополнительное удовольствие от нее окажется меньшим, чем от первой суммы. Соответственно, Бентам считал, что одна и та же сумма денег, будучи добавленной к доходу бедняка, принесет больше счастья, чем такая же сумма, добавленная к доходу богатого. Отсюда следовало, что определенное перераспределение доходов между богатыми и бедными способно увеличить суммарное количество счастья в обществе.
Утилитаризм Бентама был
воспринят многими
В то же время у Бентама всегда было много оппонентов, его идеи вызывали ожесточенные споры. Так, русский писатель В.Ф. Одоевский посвятил этой теме специальный памфлет-утопию «Город без имени* (1839), где изобразил страну Бентамию, с тем чтобы показать нежизнеспособность утилитаристской морали3.
Наиболее уязвимые стороны
бентамовского утилитаризма связаны
с упрощенностью принимаемой
им модели человеческого поведения,
размытостью основных понятий (полезность,
счастье, удовольствие и т.д.), отсутствием
четкого разграничения
3 Резко высказывался о
Бентаме К. Маркс. «Если бы
я обладал смелостью моего
друга Г. Гейне, - заметил он
в одном из примечаний к
первому тому «Капитала», — я
назвал бы г-на Иеремию гением
буржуазной глупости» (Маркс К.