Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:38, реферат
Роль классической политической экономии в идеологических спорах XIX в. парадоксальна: на ее идеях выросли две конкурирующие, во многих отношениях взаимоисключающие идеологические доктрины — либерализм и социализм.
Первоначально классическая школа выдвинула идею общественного прогресса, основанного на «невидимой руке» рынка, свободной конкуренции и невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (laissezfaire). Эта идея стала важнейшей составной частью либеральной доктрины.
100
ресы или (сознательно) интересы своего класса. Но если бы он понял этот факт, он должен был бы изменить свое психологическое учение**,
В конкретных вопросах экономической политики Бентам был прагматиком. Если в своей ранней работе о ростовщичестве он с либеральных позиций требовал отмены ограничений на величину ссудного процента, то позднее, в ходе дебатов вокруг хлебных законов, он высказывался за прямое административное ограничение цен на зерно. В ряду предлагавшихся им реформ были меры, предвосхищавшие идею социального страхования.
В вопросах денежной теории и политики Бентам, в противовес правоверным рикардианцам, высказывался за активную денежную политику государства. Именно в этой области некоторые идеи Бентама заметно опередили свое время и даже предвосхитили некоторые мотивы кейнсианства. Это касается трактовки денежной экспансии в качестве средства обеспечения полной занятости и в особенности постановки вопроса о возможности вынужденных сбережений или, в его терминологии, «вынужденной бережливости* (forcedfrugality).
Обобщением социально-
Последовательное применение
этих подходов в социально-экономической
политике началось гораздо позже
и знаменовало собой
Джон Стюарт Милль
Главным идеологом либерального
реформизма выступил ученик и последователь
Рикардо, последний крупный
Джеймс Милль дал сыну блестящее образование, которое позволило Миллю-младшему проявить свои уникальные способности
4 Рассел Б. История западной философии. Н.: Издательство Новосибирского университета, 1997. С. 712-713.
101
во многих сферах. Творчество Дж.Ст. Милля оставило заметный след в целом ряде отраслей знания — в логике («Системалогики», 1843), философии («Утилитаризм», 1863), политологии («Освободе», 1859), политической экономии. К этому надо добавить успешную 35-летнюю карьеру чиновника и несколько лет членства в британском парламенте.
Основные экономические сочинения Дж.Ст. Милля: «Очерки по некоторым нерешенным проблемам политической экономии» (1844) и «Принципы политической экономии с некоторыми ее приложениями к социальной философии» (1848) — книга, семь раз переиздававшаяся при жизни автора и служившая общепризнанным учебником политической экономии почти до конца XIX в.5
В «Принципах...» Милль
попытался обобщить теоретическое
наследие классической школы в духе
рикардианской традиции и одновременно
отреагировать на то новое в экономике
и идеологии, с чем пришлось столкнуться
уже самому автору. Его интерпретация
классической политэкономии содержала
немало новых моментов, отношение
которых к рикардианству и
позднейшим тенденциям в экономической
мысли до сих пор остается предметом
дискуссий. Однако главная особенность
и важнейший источник оригинальности
Мил-ля-экономиста заключаются в
том, что экономику вообще и ее
ри-кардианское толкование в частности
он рассматривал в широком общественном
контексте. Закономерным следствием такого
подхода были и его либерально-
Свою социально-экономическую программу Милль строил, опираясь на комбинацию принципов, почерпнутых из классической политической экономии и бентамовского утилитаризма, и переосмысливая эти принципы на основе собственных методологических подходов. У классиков он заимствовал понимание труда как источника богатства в сочетании с приверженностью к рынку и конкуренции, у Бентама — индивидуализм в сочетании с установкой на благосостояние для максимального числа людей. Ключевая теоретико-методологическая новация самого Милля состояла в разграничении законов производства и законов распределения.
«Законы и условия производства богатства имеют характер истин, свойственный естественным наукам. В них нет ничего, зависящего от воли, ничего такого, что можно было бы изменить... Нравится это людям или нет, но удвоенное количество труда не взрастит на данной площади урожай в удвоенном количестве, если в процессах возделывания
5 Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. Т. 1—3. М.: Прогресс, 1980-1981.
102
земли не произойдет неких улучшений. Нравится это людям или нет, но непроизводительный расход отдельных лиц будет pro tanto (пропорционально, соответственно) вести к обеднению общества, и только производительный расход отдельных лиц обогатит общество. Мнения или желания, которые могут существовать по этим вопросам, не властны над природой вещей...
Иначе с распределением богатства.
Распределение всецело является
делом человеческого
Именно выводя распределение
богатства за рамки предмета «чистой»,
незаинтересованной науки, Милль санкционировал
возможность и целесообразность
социально-экономического реформирования
и одновременно намечал как его
направленность, так и его пределы.
Кроме того, Милль разграничивал
статическую часть теории, дающую
одномоментную картину
Такое смещение акцентов привело
Милля к переоценке рикар-дианского
пессимизма в отношении «динамики»
капитализма. Следуя закону народонаселения
Мальтуса и теории ренты Рикардо,
он допускал - вслед за Рикардо - возможность
«стационарного состояния», при котором
отсутствие стимулов остановит процесс
накопления капитала. Однако для Милля
эта перспектива не казалось столь
мрачной, какдля Рикардо. Напротив, он
верил, что в «стационарном состоянии»
ослабление экономических стимулов
будет сопровождаться усилением
стимулов к моральному совершенствованию
человеческого общества.«
6 Там же. Т. I.C. 337-339.
103
рост производства — все еще важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах — так это лучшее распределение» .
Милль остро чувствовал изъяны
современного ему общественного
порядка — именно в этом следует
искать истоки его реформизма. В
добавлении к третьему изданию «Принципов...»
(1852) он писал: «...если бы пришлось делать
выбор между коммунизмом со всеми
его возможностями и нынешним
состоянием общества со всеми присущими
ему страданиями и
Но такая оценка ситуации не ставила Милля в ряды борцов против частной собственности. По его мнению, «принцип частной собственности еще никогда не был подвергнут справедливому испытанию... Общественное устройство современной Европы берет начало из распределения собственности, которое было результатом не справедливого раздела или приобретения посредством усердия, а завоевания и насилия... Законы собственности все еще не приведены в соответствие с теми принципами, на которых зиждется оправдание частной собственности.
Законы эти обратили в собственность вещи, которые никак не следовало делать собственностью, и установили безусловную собственность на такие вещи, на которые должны существовать лишь ограниченные права собственности»*.
После критического рассмотрения рецептов общественного переустройства, предложенных в современной ему социалистической литературе, Милль сделал вывод, что «...политэконом еще довольно долго будет заниматься главным образом условиями существования и прогресса, характерными для общества, основанного на частной собственности и наличной конкуренции, и что главной целью стремлений при нынешнем состоянии человеческого развития является не ниспровержение системы частной собственности, но ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах»10.
В позитивной программе реформирования буржуазного общества, по Дж.Ст. Миллю, наиболее характерны несколько пунктов:
а) переход от предприятий с наемным трудом к кооперативным производственным ассоциациям; эту перспективу Милль связывал с постепенным перетоком капитала в руки самих рабочих;
б) ограничение имущественного неравенства путем ограничения прав наследников. Определив собственность как право человека «на свои способности, на то, что он может произвести с их помощью, и на что бы то ни было, что ему удастся выручить за произведенные им товары путем честного обмена», Милль заключил, что «право наследования в отличие от права оставления наследства не входит в понятие частной собственности»^. Оправданность передачи собственности по наследству он признавал только в отношении детей, да и то лишь в пределах их.«умеренного обеспечения», рекомендуя устанавливать предел тому, что человек «может обрести просто по милости других, без какого-либо применения своих способностей»*2;
в) выведение земли из
сферы безусловного действия принципа
частной собственности. Наследуя критическое
отношение Смита и Рикар-до к
земельным собственникам, Милль
был гораздо решительнее в
своих выводах: «Когда говорят о
«неприкосновенности
2. Критики капитализма
Либеральный реформизм Дж.Ст. Милля был основан на вере в возможность постепенно, средствами разумного законодательства трансформировать современный ему капитализм в более справедливое и гуманное общество. Многие другие критики капитализма не разделяли этой веры и с разной степенью радикальности настаивали на необходимости изменить саму основу этого общества. Альтернативный капитализму тип общественного строя, основанный наотрица-
" Там же. С. 366.
12 Там же. С. 376.
13 Там же. С. 382.
14 Там же. С. 386.
1 Там же. Т. 3.
8 Там же. Т. 1.С. 349.
9 Там же.
10 Там же. С. 360-361.
105
104
ний или существенном ограничении частной собственности, обычно определяли как социализм или коммунизм. В середине XIX в. обсуждалось множество разнообразных проектов такого общества и, соответственно, версий социалистической идеологии. Основные аргументы социалистов против капитализма не выходили за рамки идей, выработанных экономистами-классиками и философами-утилитаристами. Это была критика двоякого рода: этическая, которая отвергала капитализм как несправедливое общество; и функциональная, делавшая упор на его нерациональность.
Социалисты-рикардианцы
Этическая критика капитализма
базировалась прежде всего на трудовой
теории стоимости Д. Рикардо. Признавая
прибыль .вычетом из продукта труда,
ни Смит, ни Рикардо не сомневались,
однако, в ее оправданности: для них
это был доход, отражавший роль капитала
как фактора производства. Для
радикальных сторонников
В работе У. Томпсона «Исследование
принципов распределения
106
труда, а это укрепит
их трудовую мотивацию и приведет
к значительному росту