Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:38, реферат
Роль классической политической экономии в идеологических спорах XIX в. парадоксальна: на ее идеях выросли две конкурирующие, во многих отношениях взаимоисключающие идеологические доктрины — либерализм и социализм.
Первоначально классическая школа выдвинула идею общественного прогресса, основанного на «невидимой руке» рынка, свободной конкуренции и невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (laissezfaire). Эта идея стала важнейшей составной частью либеральной доктрины.
Оригинальность наиболее
известной книги Т. Годскина «Защита
труда против притязаний капитала»
(1825) связана с его трактовкой
капитала. Стремясь показать необоснованность
претензий капитала на часть продукта
труда, он вводит, также предвосхищая
Маркса, разграничение между
Сен-симонисты против частной собственности
Полемика вокруг капитализма
всегда была прежде всего полемикой
вокруг частной собственности. Теоретическое
обоснование принципа частной собственности
восходит, как мы уже знаем (см. гл.
3), к трудовой теории собственности
Джона Локка. Однако с самого начала
такое обоснование выявило
1О7
П.-Ж. Прудон: «Собственность — это кража!»
Обличая нетрудовые доходы,
критики капитализма не избегали
хлестских выражений. В 1832 г. Т. Годскин
любые вычеты из полного продукта
труда — государственные
Характерно, что Прудон вовсе не отвергал частную собственность как таковую и даже называл ее условием свободы. Но он решительно возражал против того, чтобы один лишь титул собственности, т.е. сам факт владения ею, становился основанием для получения какого-либо дохода.
Этическая критика капитализма
строилась на принятии исходного
принципа Локка и констатации
противоречий при его практическом
применении. Совсем другую сторону
дела затронул знаменитый идеолог индустриализма
и утопист Анри де Сен-Симон (1760-1825).
Он обратил внимание на фактор случайности
рождения, который при господстве
частной собственности и
ценное пределами семьи... государству, превращенному в ассоциацию трудящихся» .
Аргументы сен-симонистов имели общественный резонанс, о чем, в частности, можно судить на примере Дж.Ст. Милля.
Любопытным продолжением темы эффективности доступа к производственным ресурсам как фактора общественного прогресса были разнообразные утопические проекты, связанные с организацией кредита. Так, уже упоминавшийся П.-Ж. Прудон возлагал большие надежды на учреждение банков, предоставляющих бесплатные кредиты. Он верил, что это одновременно устранило бы нетрудовые доходы и облегчило доступ к производственным ресурсам тем людям, которые имеют наилучшие способности ими распорядиться.
Итак, классическая школа политической экономии оказалась теоретической основой сразу двух соперничающих идеологических доктрин: либеральной и социалистической. Предложенный Смитом синтез либеральной идеи «невидимой руки» рынка с теорией трудовой стоимости и богатства оказался непрочным. Первая осталась либералам, главным наследником второй стал Карл Маркс.