Кнкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Файлы: 1 файл

КП Микроэкономика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

1.3.1 Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1. относительно большое  число некрупных (мелких) фирм;

2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются возможности  относительно легкого вступления  в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок  монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

1.3.2 Олигополия.

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько  крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Олигополия характеризует  экономическую ситуацию, при которой  на рынке остается малое количество производителей - продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Характерная особенность  олигополистического рынка - взаимосвязь  фирм: любой из олигополистов находится  под существенным воздействием поведения  остальных фирм и вынужден учитывать  эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

Поскольку продукцию  производят крупные предприятия, затраты  на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

Изменение цены одним  из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция  при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые  методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются  эффективнее, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии  контролировать два основных параметра  своей деятельности - цену и объем  выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

1.3.3 Чистая монополия.

Чистая монополия - это  рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать  данную продукцию у фирмы - монополиста.

Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

Понятие «монополия»  имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в  определенной отрасли; во-вторых, положение  фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии - получение  сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии:

1. единственный продавец - производитель;

2. товарная дифференциация  отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;

3. продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

4. очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается  заблокированным условиями.

Различают несколько типов монополий:

1. естественная монополия. Ею  обладают частные собственники  и хозяйственные организации,  имеющие в своем составе редкие  и свободно не возобновимые  элементы производства (редкие металлы,  особые земельные участки и т.д.)

2. искусственные монополии. Под  этим условным названием понимают  объединения, создаваемые ради  получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают  в виде различных монополистических  отношений.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.

1. Картель - простейшая  форма монополистического объединения.  В отличие от других более  устойчивых форм, монополистических  структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами

2. Синдикаты - (от гр. syndikos -действующий  сообща) - организационная форма  монополистического объединения,  при которой вошедшие в него  компании теряют коммерческую  сбытовую самостоятельность, но  сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн - (от англ, concern - участие,  интерес) - организационная форма  объединения предприятий различных  отраслей, находящихся под единым  управлением и финансовым контролем.  Обычно в состав концерна, кроме  производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмену результатами НИОКР между подразделениями и т. п.

5. Пул получил распространение  в области использования проектов. Участники пула приходят к  взаимовыгодным соглашениям о  форме передачи патентов и  лицензий. Прибыль распределяется  в соответствии с квотой, определяемой  при вступлении в пул.

6. Холдинг - (англ, holding) -акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный. Деятельность холдинга не ограничивается управлением пакетами акций, сбором дивидендов от биржевых и других операций, но и дает возможность назначать необходимых лиц в правление, совет директоров и другие органы подконтрольных компаний.

7. Законными формами чистой монополии  являются также патенты, аторские  права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

2. Роль конкуренции в современном  хозяйственном механизме

2.1 Роль конкуренции в рыночном  хозяйстве

Рыночное противоборство – мощная сила с многофункциональным  назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.

Первое направление: конкуренция  способствует установлению равновесной  цены.

Как нам известно, рыночная цена может  устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).

 

 

                                                                                   

Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции

В сложившихся условиях обостряется ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся  продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся  больше реализовать) тот, кто сбывает  товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.

Результат конкуренции  среди товаровладельцев таков. После  массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.

На рынке возможен и прямо противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной  точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 2.1 зона П1 – Р – С1).

В данной ситуации очень  напряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.

Итог соперничества  покупателей вполне предсказуем. Вздорожание  цен способствует появлению товаров  на прилавках магазинов. А производители  становятся более заинтересованы в  расширении выпуска продукции повышенного спроса. Зона товарного дефицита перестаёт существовать. При достижении равновесной цены опять сбалансированы спрос и предложение.

Стало быть, конкуренция  – сильное средство уравнения  спроса и предложения и достижения равновесной цены.

Второе направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Благодаря конкуренции  в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке  устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.

Уровень равновесной  цены выступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива  предприятие, установившее, допустим, очень высокую цену на свою продукцию  ради получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки.

Так конкуренция даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

Как было установлено, конкуренция ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.

Информация о работе Кнкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике