Кнкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Файлы: 1 файл

КП Микроэкономика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

К началу 90-х годов XX века антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах  с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих  стран. Вместе с тем антимонопольное  законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний. Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пересекает недобросовестную конкуренцию.

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идёт о монополистических действиях, которые совершены путём установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путём раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

К числу экономических  преступлений относится принуждение  к совершению сделки или к отказу от её совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного  знака (статья 180); использование в  рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).

В 1991 году впервые был  принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное  законодательство поставило определённые преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции в её цивилизованных формах. Естественно, всё это сказалось на развитии новых видов конкуренции, в которых участвуют монополии.

Рис.2

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства  становятся организация экономического, правового и социально - политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется  качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Отсюда можно сделать  вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конкуренция является сложной и  многогранной экономической категорией, представляющую собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренцию можно определить как борьбу между субъектами рынка за более выгодные и эко- 
номически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за  
качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за обществен- 
ное признание воплощенного в этих благах труда. Условия, в которых субъекты ведут конкурентную борьбу называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем более эффективен механизм рыночной экономики. 
 
В условиях становления рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства за счет увеличения количества конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики, которые обеспечили бы создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды невозможно также без следующих факторов: наличия законов и нормативов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономический деятельности, входа на рынок и выхода из него; разгосударствления и приватизации; антимонопольных мер; поддержки налогового бизнеса; формирования рынка труда и ценных бумаг. 
 
Важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование – комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. 
 
Антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а призвано носить созидательный характер. Необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Однако все карательные рычаги воздействия бесполезны, если отсутствует должное внимание проблемам развития отечественного производителя, повышение его конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения добропорядочных, законных методов ведения бизнеса.  
 
В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка, потребностей экономики Российской Федерации. Однако тенденция к увеличению предприятий в рамках отдельных отраслей экономики на фоне экономического подъема должна в последствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды. 
 
 В Хабаровском крае наблюдаются положительные результаты деятельности малого бизнеса. Однако его потенциал используется не в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются недостаток собственных финансовых средств и недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей, слабо развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в районах. 
 
В настоящее время очевидна необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, задающий конкурентную политику, определяющий ее основные задачи, цели, конкретные меры и субъекты их реализации.  
 
Во-вторых, необходимо совершенствование антимонопольного законодательства.  
 
В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать законодательные нормы.

 

 


Информация о работе Кнкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике