Кнкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Файлы: 1 файл

КП Микроэкономика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим  имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они  изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…"[1].

Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает  их социально-экономическое расслоение.

В конкуренции участвуют  товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.

В современных условиях в развитых странах имеется множество  мелких предпринимателей, создающих  свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и  т.п.). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.

Такую тенденцию можно обнаружить, например, в США. Здесь в 80-е годы насчитывалось около 10 миллионов крошечных предприятий с доходом менее 50 тысяч долларов в год. Большинству из них обычно не хватает начального капитала для длительной и доходной работы. Например, существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течение трёх лет. Сложной является и судьба фермеров, живущих своим трудом. В США насчитывается 1,4 миллионов небольших фермерских хозяйств, которые составляют 2/3 всех ферм. Они дают не более 9% всей сельскохозяйственной продукции. В первой половине 80-х годов большая часть этих хозяйств была убыточной. С начала 80-х годов прекратили существование свыше 1,5 миллионов ферм.

Рыночное соперничество  порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.

Пятое направление: конкуренция  способствует продвижению рыночного  хозяйства к монополии.

Не по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами.

I) Конкуренция устраняет  с рыночной арены все остальные  и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.

II) Рыночное соперничество,  как известно, укрепляет позиции  крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.

III) Главный фронт сражения  на рыночном поприще проходит  между армиями продавцов и  армией покупателей, стоящих на  противоположных позициях в отношении  уровня цены. Какая же армия  может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.

Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 2.1, к совершенно другому.

2.2 Конкуренция в экономике России.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма  не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

В советской экономической  литературе наличие монополии и  конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция  в нашей экономике была устранена  с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский  период привело к исчезновению рынка  и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентной среде  предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами  его появления были:

1. устранение рыночных  условий хозяйствования вследствие  игнорирования законов товарного производства;

2. свёртывание товарно-денежных  отношений;

3. ликвидация конкуренции;

4. искусственная концентрация  и узкая специализация производства;

5. преобладание централизма  и бюрократии в управлении  экономикой и др.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.ограничение монополизации рынка;

2. постоянный государственный  мониторинг;

3. запрещение установления  монополистических цен;

4. сохранение и поддержание  конкуренции всех цивилизованных  фирм.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания  конкуренции и борьбы с монополией:

1. поощрение создания  товаров - заменителей;

2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3. привлечение иностранных  инвестиций, учреждение совместных  предприятий, зон свободной торговли;

4. финансирование мероприятий  по расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),

ФАС проводит государственную  политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

В странах со смешанной  экономикой можно выделить четыре основные направления государственного регулирования:

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под  монополизацией подразумевается не укрепление производства, а только серьёзное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признаётся трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.

Иначе говоря, монопольное  положение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться  в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права –  презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле.

Второе направление: запрещается  слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 году, такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации  экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.

Третье направление: запрещается  установление монопольных цен (в  том числе "лидерство" фирм в  повышении цен и другие виды сговора  в отношении цен). За выполнением  запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.

Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции  в её цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.

Информация о работе Кнкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике