Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия «коммерческая тайна» и «коммерческая информация»;
Рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне;
Раскрыть сущность понятия «промышленный шпионаж», его основные особенности;
Изучить методы промышленного шпионажа, используемые на практике;
Исследовать методы борьбы с промышленным шпионажем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны………..
Порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне…..
Сущность промышленного шпионажа………………………………………
Методы промышленного шпионажа………………………………………
Методы борьбы с промышленным шпионажем……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны………..
  2. Порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне…..
  3. Сущность промышленного шпионажа………………………………………
  4. Методы промышленного шпионажа………………………………………
  5. Методы борьбы с промышленным шпионажем……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство тесно связанно с конкуренцией. Осуществление  последней может принимать самые  различные формы, в том числе  и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит  общеизвестное название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилось  довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. Однако необходимость  в более глубоком изучении такого явления как шпионаж обусловлена  рыночно-конкурентной деятельностью, условия которой резко меняются. И предпринимателю приходится сталкиваться с этой проблемой – с одной стороны, он вынужден защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве.

Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики является сокровищем любой компании. В процессе осуществления предпринимательской и управленческой деятельности образуется и накапливается значительное количество разнообразной информации, имеющей ключевое значение для успешного развития бизнеса. Ведь именно с информацией, в том числе содержащей тайну, приходится постоянно работать менеджерскому корпусу. В связи с этим понятно стремление лиц, обладающих такого рода информацией, сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими лицами.

Многочисленные  публикации последних лет показывают, что злоупотребления информацией, циркулирующей в предпринимательской  деятельности, совершенствовались, не менее интенсивно, чем меры защиты от них. В настоящее время для  обеспечения защиты информации требуется  не просто разработка частных механизмов защиты, а реализация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных  мер (использование специальных  технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально-этических мер противодействия и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них информацию.

Цель данной контрольной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность.

В соответствии с целью  необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «коммерческая тайна» и «коммерческая информация»;
  2. Рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне;
  3. Раскрыть сущность понятия «промышленный шпионаж», его основные особенности;
  4. Изучить методы промышленного шпионажа, используемые на практике;
  5. Исследовать методы борьбы с промышленным шпионажем.  

 

  1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

  Коммерческая  тайна ― это режим конфиденциальности  информации, позволяющий ее обладателю  при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке  товаров, работ, услуг или получить  иную коммерческую выгоду». А информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [7].

Различают несколько источников коммерческой информации:

  • маркетинговые исследования по конкретным товарам. Включают проведение исследований, сбор, анализ информации и т. д.;
  • внутренние материалы и документы торговой фирмы. В частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, расходах на рекламу, прибыли предприятия и т. п.;
  • данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка;
  • покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является «производство и продажа чистой информации».

Исходя из классификации информационных ресурсов по критерию доступа к ним, применяемая в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг разнообразная научная, техническая, технологическая и иная информация может носить как открытый, так  и закрытый характер. К открытой информации относится общеизвестная, представляющая чисто теоретический и научный интерес информация, которая не скрывается производителем. Закрытой информацией признается та, которая специально скрывается и защищается производителем от доступа посторонних лиц. Такая информация должна охраняться в режиме коммерческой тайны [7].

Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем, предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, подразделяются на: производственную информацию; научно-техническую информацию; финансовую информацию.

К производственной информации относятся:

  • способы производства и технология;
  • уровень складских запасов;
  • методы и организация управления;
  • система организации труда;
  • предполагаемое время выхода на рынок;
  • планы рекламной деятельности;
  • объем выпуска и планы реализации продукции;
  • сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах;

Научно-техническая информация включает:

  • содержание патентов и лицензий;
  • характер исследовательских работ;
  • планы внедрения новых технологий и видов продукции;
  • анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

К финансовой информации относится:

  • структура капиталов;
  • механизм формирования цен на продукцию;
  • банковские и торговые операции;
  • сведения об эффективности экспорта и импорта;
  • организация и размер оборота средств;
  • фактическое состояние рынков сбыта;
  • уровень платежеспособности предприятия и т. д.

Следует различать такие понятия  как «коммерческая тайна», «конфиденциальные  сведения» и «конфиденциальная  информация».

Сведения конфиденциального характера  – это не только коммерческая тайна, но и персональные данные гражданина, служебная, врачебная, профессиональная, нотариальная, адвокатская тайна, а также тайна переписки, исповеди [4]. Такое определение сведений конфиденциального характера дано в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Что такое конфиденциальная информация определяет Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006г. №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно этому закону, конфиденциальной может быть признана лишь информация, которая документально закреплена [6].

 

  1. Порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне

 

Если какие-либо данные, прямые или  косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут  оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению  доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны  следует учитывать некоторые  обстоятельства [2].

Во-первых, при засекречивании информации необходимо исходить из принципа экономической  выгоды и безопасности фирмы. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и  спрос. А чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибылей, так как условия  рынка требуют широкой рекламы  производимой продукции и услуг.

Во-вторых, возможны случаи, когда  под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и  документы, свидетельствующие о  фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях.

Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу ее неизвестности  третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и  обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В общем объеме информации, составляющей коммерческую тайну, целесообразно  выделять два основных блока. К категории  научно-технической и технологической информации относятся:

  • идеи, изобретения, открытия;
  • новые технические проекты;
  • новые методы организации труда и производства;
  • результаты научных исследований;
  • конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;
  • программное обеспечение ЭВМ;
  • описания технологических испытаний;
  • информация типа “ноу-хау”;
  • точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);
  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.;
  • используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

К категории деловой информации относятся:

  • обзоры рынка, маркетинговые исследования;
  • финансы предприятия;
  • стратегический и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
  • планы и объемы реализации продукции;
  • списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов;
  • планы развития предприятия и его инвестиций;
  • методы и организации управления;
  • собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;
  • систем организации труда.

Сведения, которые не могут составлять служебную  или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми  актами.

Информация о работе Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа