Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:59, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия «коммерческая тайна» и «коммерческая информация»;
Рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне;
Раскрыть сущность понятия «промышленный шпионаж», его основные особенности;
Изучить методы промышленного шпионажа, используемые на практике;
Исследовать методы борьбы с промышленным шпионажем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны………..
Порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне…..
Сущность промышленного шпионажа………………………………………
Методы промышленного шпионажа………………………………………
Методы борьбы с промышленным шпионажем……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” к категории коммерческой тайны не относятся [3]:
Шпионаж является одним из методов сбора информации и представляет собой тайный, незаконный вид деятельности. Другие методы сбора являются открытыми: их диапазон простирается от чтения газет и журналов до опроса увольняющихся служащих. Большинство информации собирается подобными открытыми методами.
Термин «промышленный шпионаж» означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц [1].
В
предпринимательстве
Таким
образом, при осуществлении
С этими обстоятельствами тесно связаны основные характеристики промышленного шпионажа, к которым относятся:
- субъект (кто может заниматься данным видом деятельности);
-
предмет (на что посягает
- метод (способ, средство, действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями);
-
адресат (кто выступает
Субъектами шпионажа могут быть граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам [1].
Со
стороны конкурирующих фирм во всех
случаях шпионажа главным мотивом
служит прибыль. Некоторые конкуренты
в бизнесе прибегают к
Давно прошли те времена, когда добыванием информации занимались только спецслужбы и криминальные структуры. Сегодня все чаще объектом заинтересованности становятся организации и учреждения самых разных сфер экономики. На рынке становится тесно, и конкуренты используют все доступные способы, чтобы отвоевать на нем как можно больше пространства. Такое явление, как промышленный шпионаж, охватило сегодня все секторы экономики.
Методы промышленного шпионажа
можно разделить на две
К первой группе относятся
те методы, которые не запрещены
законом, осуществляются
Но гораздо опаснее
1. Взяточничество, подкуп. С юридической точки зрения взяточничество – это передача денег должностным лицам государственных органов, подкуп – коммерческих и иных организаций. В промышленном шпионаже подкупают не только должностных лиц, но и обычных служащих – уборщиц, охранников, секретарш.
2.
Взлом программного
3.
Сбор информации с помощью
технических средств. Очень
4. Физические методы. В основном это обычные кражи носителей информации. Сюда же можно отнести визуальное наблюдение.
5.
Использование «подсадных уток»
6. Личные связи с сотрудниками интересующего объекта.
7. Сбор информации под видом официальных действий (например, устройство на работу, предложение каких-либо услуг, деловые переговоры).
8.
Сбор компрометирующей
Способы борьбы с каждым из
перечисленных методов
В первую очередь надо решить, что надлежит защищать и чего более всего следует опасаться. После этого учитывая финансовые, технические и «оперативные» возможности предполагаемого «противника» сделать вывод, какой тип средств съема информации (ССИ) может быть использован против вас. В дальнейшем это поможет организовать защитные мероприятия оптимальным образом.
Как правило, объектом защиты является служебная информация учреждения или фирмы. Характер этой информации достаточно широк – от стратегических планов развития компании, характеристик новых, перспективных товаров до кадрового состава и режима охраны объекта.
Кроме того, большой интерес (при промышленном шпионаже) для «противника» представляют не только люди, которые имеют доступ к указанной информации, но и само место, идет процесс ее создания, обработки, хранения, приема и передачи.
Прежде всего, это:
Во-первых, нужно разграничить допуск сотрудников компании к секретной информации. Сотрудникам, не причастным к работе над конкретной информацией, следует закрыть доступ к ней.
Во-вторых, следует обеспечить полную безопасность компьютерных систем и сетей. Очень часто утечки происходят именно из этих источников. Некоторые компании даже создают собственную систему безопасности, которая следит за тем, чтобы в офисах компании не было жучков, скрытых камер и прочих приспособлений сбора информации; ведет скрытое наблюдение за сотрудниками компании; и занимается совершенствованием инженерных и строительных конструкций, не соответствующих политике безопасности (например, звукоизолированные комнаты переговоров).
Собственная
система безопасности не всегда может
быть экономически выгодна, поэтому
компаниям с низкой конкуренцией
или малым бюджетом следует придерживаться
базовых вышеназванных
В настоящее время борьба за владение информацией, а также защита от ее утечки стала причиной серьезной головной боли, как для представителей большого, так и среднего, и малого бизнеса. В последние примерно два десятилетия появились не только изощренные способы промышленного шпионажа, на и новые каналы утечки информации.
Промышленный
шпионаж применительно к
Таким образом, для бизнеса промышленный шпионаж – всего лишь способ конкурентной борьбы. И если в случае экономического шпионажа субъектом (стороной, которая осуществляет активные действия) является государство, то в случае промышленного шпионажа, субъектом является отдельный предприниматель или фирма, то есть физическое или юридическое лицо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном контрольной работе рассматривались вопросы о коммерческой тайне предприятия как объекте промышленного шпионажа.
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является та её часть, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. И эта часть нуждается в защите.
Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим её эффективная защита должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.
Информация о работе Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа