Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия «коммерческая тайна» и «коммерческая информация»;
Рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне;
Раскрыть сущность понятия «промышленный шпионаж», его основные особенности;
Изучить методы промышленного шпионажа, используемые на практике;
Исследовать методы борьбы с промышленным шпионажем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны………..
Порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне…..
Сущность промышленного шпионажа………………………………………
Методы промышленного шпионажа………………………………………
Методы борьбы с промышленным шпионажем……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

В соответствии с постановлением Правительства  РСФСР от 5 декабря 1991 №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” к категории  коммерческой тайны не относятся [3]:

  • учредительные документы;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, о наличии вакантных должностей;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и др. организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, реализации продукции, причиняющей вред здоровью,  а также др. нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба.
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать баз доверенности от имени юридического лица.

 

  1. Сущность промышленного шпионажа

 

Шпионаж является одним из методов сбора  информации и представляет собой  тайный, незаконный вид деятельности. Другие методы сбора являются открытыми: их диапазон простирается от чтения газет  и журналов до опроса увольняющихся  служащих. Большинство информации собирается подобными открытыми методами.

Термин  «промышленный шпионаж» означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц [1].

В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения  информации. Стремление получить сведения в условиях закрытого к ним  доступа законным путем неизбежно  порождает недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентами. Без владения информацией  о действиях конкурентов, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных  научных разработках трудно, а  порой и невозможно быть конкурентоспособным. Отсюда становится очевидным, что главным мотивом промышленного шпионажа является стремление к формированию и реализации конкурентного преимущества - важнейшего условия достижения успеха в условиях рыночной экономики. Информация, добытая таким путем, позволяет быть в курсе дел конкурентов, использовать их научно-технические достижения, на основе чего возможно принятие наиболее рациональных управленческих решений, обеспечение экономии собственных средств на проведение НИОКР и фундаментальных исследований. В связи с этим основной целью промышленного шпионажа становится расширение сфер экономического влияния путем увеличения контролируемой доли рынка, овладения новыми рынками сбыта, что, в конечном итоге, всегда предполагает стремление к росту объемов прибыли и финансовых потоков. Для этого идут в ход такие методы, как подделка товаров, дискредитация или экономическое подавление конкурентов, срыв переговоров по заключению контрактов, шантаж отдельных лиц и пр. [1].

Таким образом, при осуществлении промышленного шпионажа возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства: с одной стороны, предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации), а с другой - сам вынужден для победы в конкурентной борьбе добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты, так как то, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

С этими обстоятельствами тесно связаны  основные характеристики промышленного шпионажа, к которым относятся:

- субъект (кто может заниматься  данным видом деятельности);

- предмет (на что посягает экономический  и иной шпионаж);

- метод (способ, средство, действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями);

- адресат (кто выступает заказчиком).

Субъектами  шпионажа могут быть граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам [1].

Со  стороны конкурирующих фирм во всех случаях шпионажа главным мотивом  служит прибыль. Некоторые конкуренты в бизнесе прибегают к шпионажу, чтобы не тратиться на собственные  исследования и разработки. Другие фирмы используют шпионаж, чтобы  подорвать финансовое положение  конкурентов. Одним из побудительных  мотивов для осуществления промышленного шпионажа может служить простое любопытство в отношении конкурента в качестве одной из мер защиты. Конечно, шпионаж представляет собой определенную форму, как лени, так и жадности. Хозяйствующие субъекты, которые прибегают к шпионажу, не способны к конкуренции в прямом, нормальном смысле: им необходимо иметь какое-то преимущество, каким бы незаконным или неэтичным путем оно не было получено.

 

  1. Методы коммерческого  шпионажа

 

Давно прошли те времена, когда добыванием информации занимались только спецслужбы и криминальные структуры. Сегодня  все чаще объектом заинтересованности становятся организации и учреждения самых разных сфер экономики. На рынке становится тесно, и конкуренты используют все доступные способы, чтобы отвоевать на нем как можно больше пространства. Такое явление, как промышленный шпионаж, охватило сегодня все секторы экономики.

  Методы промышленного шпионажа  можно разделить на две большие  группы – официальные и негласные [7].

  К первой группе относятся  те методы, которые не запрещены  законом, осуществляются гласно  и не всегда в интересах  каких-то конкретных лиц. К  таким методам относится сбор  информации в СМИ, Интернете,  изучение официальных документов, использование услуг интересующего  объекта. Эти методы активно  используются официальными информационными  агентствами, специально подготовленными  сотрудниками и даже частными  лицами. Получение информации такими  методами, как правило, не несет  вреда тем, в отношении кого  собираются сведения. Однако именно  таким образом собирается первоначальная  информация, которая анализируется,  и на основании нее принимаются  решения о применении других  методов шпионажа. Бороться с  этим практически невозможно, так  как ограничение размещения информации  в официальных источниках невыгодно  самой фирме. По возможности  надо отслеживать, кто собирает  информацию о вашем предприятии,  а в идеале нужно быть осведомленным,  для каких целей это делается  на самом деле.

  Но гораздо опаснее несанкционированный  сбор информации. Ниже перечислены  наиболее известные способы нечестного  сбора информации.

1. Взяточничество, подкуп. С юридической точки зрения взяточничество – это передача денег должностным лицам государственных органов, подкуп – коммерческих и иных организаций. В промышленном шпионаже подкупают не только должностных лиц, но и обычных служащих – уборщиц, охранников, секретарш.

2. Взлом программного обеспечения.  Для этих целей используются  опытные программисты, в простонародье  именуемые хакерами. Опасность доступа  к компьютерам возрастает, если  они подключены к локальным  сетям.

3. Сбор информации с помощью  технических средств. Очень распространенный  метод получения информации, осуществляемый  самыми различными способами:  установление подслушивающих устройств  (так называемых «жучков»), прослушивание  телефонных переговоров (в том  числе по мобильным телефонам), скрытая фото- или видеосъемка  и т.д.

4. Физические методы. В основном  это обычные кражи носителей  информации. Сюда же можно отнести  визуальное наблюдение.

5. Использование «подсадных уток»–  людей, способных легко налаживать  контакты и в последующем собирать  ценную информацию.

6. Личные связи с сотрудниками  интересующего объекта.

7. Сбор информации под видом  официальных действий (например, устройство  на работу, предложение каких-либо  услуг, деловые переговоры).

8. Сбор компрометирующей информации  и последующий шантаж (как работников  фирмы, так и ее руководителей).

  Способы борьбы с каждым из  перечисленных методов шпионажа  различны. Зная эти методы, можно  самостоятельно выработать правильную  стратегию ведения бизнеса, чтобы  избежать ненужных осложнений. Не  нужно пренебрегать защитой от  несанкционированного доступа к  информации, так как это может  стать причиной крупных потерь  и даже банкротства. Неплохо  иметь в штате если не службу  безопасности, то хотя бы людей,  которые могут помочь вам распознать  и предупредить утечку информации. И также необходимо помнить, что объектами промышленного шпионажа становятся не только крупные предприятия, но и мелкий бизнес.

 

  1. Методы  борьбы с промышленным шпионажем

 

В первую очередь надо решить, что надлежит защищать и чего более всего следует опасаться. После этого учитывая финансовые, технические и «оперативные» возможности предполагаемого «противника» сделать вывод, какой тип средств съема информации (ССИ) может быть использован против вас. В дальнейшем это поможет организовать защитные мероприятия оптимальным образом.

Как правило, объектом защиты является служебная информация учреждения или фирмы. Характер этой информации достаточно широк – от стратегических планов развития компании, характеристик новых, перспективных товаров до кадрового состава и режима охраны объекта.

Кроме того, большой интерес (при промышленном шпионаже) для «противника» представляют не только люди, которые имеют доступ к указанной информации, но и само место, идет процесс ее создания, обработки, хранения, приема и передачи.

Прежде  всего, это:

  • кабинеты руководства; служебные помещения, где проводятся конфиденциальные переговоры;
  • помещения, где сосредоточены средства оргтехники, на которой обрабатывается вышеуказанная информация, включая компьютерные серверы;
  • помещения мини-АТС; хранилища служебной информации;
  • помещения службы охраны;
  • комнаты отдыха, где в неформальной обстановке часто обсуждаются важные деловые вопросы.

Во-первых, нужно разграничить допуск сотрудников  компании к секретной информации. Сотрудникам, не причастным к работе над конкретной информацией, следует  закрыть доступ к ней.

Во-вторых, следует обеспечить полную безопасность компьютерных систем и сетей. Очень  часто утечки происходят именно из этих источников. Некоторые компании даже создают собственную систему  безопасности, которая следит за тем, чтобы в офисах компании не было жучков, скрытых камер и прочих приспособлений сбора информации; ведет  скрытое наблюдение за сотрудниками компании; и занимается совершенствованием инженерных и строительных конструкций, не соответствующих политике безопасности (например, звукоизолированные комнаты переговоров).

Собственная система безопасности не всегда может  быть экономически выгодна, поэтому  компаниям с низкой конкуренцией или малым бюджетом следует придерживаться базовых вышеназванных принципов  борьбы не только с промышленным шпионажем, но и конкурентной разведкой.

В настоящее  время борьба за владение информацией, а также защита от ее утечки стала  причиной серьезной головной боли, как для представителей большого, так и среднего, и малого бизнеса. В последние примерно два десятилетия  появились не только изощренные способы  промышленного шпионажа, на и новые  каналы утечки информации.

Промышленный  шпионаж применительно к бизнесу  – это разновидность экономического шпионажа, когда задача по получению  интересующей информации сужается от масштаба государства до одной или  нескольких фирм-конкурентов.

Таким образом, для бизнеса промышленный шпионаж  – всего лишь способ конкурентной борьбы. И если в случае экономического шпионажа субъектом (стороной, которая  осуществляет активные действия) является государство, то в случае промышленного  шпионажа, субъектом является отдельный  предприниматель или фирма, то есть физическое или юридическое лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном контрольной работе рассматривались вопросы о коммерческой тайне предприятия как объекте промышленного шпионажа.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя  зачастую наиболее ценной является та её часть, которую он использует для  достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. И эта часть нуждается  в защите.

Защита  коммерческой информации как часть  деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи  с этим её эффективная защита должна предусматривать целую систему  направлений деятельности, каждому  из которых соответствует свой способ защиты.

Информация о работе Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа