Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является значение эластичности спроса в принятии экономических решений, а также попытка совершенствования механизма эластичности потребительского спроса. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие эластичности спроса;
определить свойства и факторы эластичности спроса;
изучить виды эластичности спроса;
проанализировать роль эластичности спроса в принятии эффективных экономических решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепция эластичности спроса
1.1. Понятие и свойства эластичности спроса 5
1.2. Факторы эластичности спроса 7
ГЛАВА II. Виды эластичности спроса
2.1. Эластичность по доходу 10
2.2. Перекрестная, точечная и дуговая эластичность 12
2.3. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка 17
ГЛАВА III. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений
3.1. Ценовая стратегия фирм и их политика в маркетинге 19
3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Подобное деление возможно при фиксированном доходе по группам потребителей, поскольку одни и те же блага могут давать разные численные показатели эластичности спроса по доходу. Существует положение о том, «что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0< Ei<1), должно существовать благо с Ei>1 для конкретного потребителя», - это закон Энгеля.13
Для товаров низшей категории, или некачественных товаров характерно отрицательное значение коэффициента эластичности по доходу Ei<0. Поэтому увеличение дохода приводит к падению спроса на такой вид товаров после определенной точки I3, ведь покупатель, став богаче, считает необходимым заменить данный товар более качественным.14 Например, замена сигарет «Петр I» на «Мальборо» или приобретение одежды известных брендов вместо одежды из секонд-хендов. Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет огромное значение при вычислении потребительской корзины или определении потребления того или иного блага людьми с разным уровнем дохода. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: «диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изменения в экономике страны в целом».15
2.2. Перекрестная, точечная и дуговая эластичности.
Эластичность спроса зависит от многих факторов, соответственно, их изменение влияет на показатели спроса. Одним из основополагающих факторов эластичности является цена. Ценовая эластичность спроса «измеряет степень реакции, или чувствительности потребителей к изменениям цены».16 Вычисление ценовой эластичности спроса производится для того, чтобы выяснить, насколько увеличился или уменьшился объем продаж товаров при изменении цены на 1% за единицу предложенной продукции.17
Количественную меру этого показателя можно выразить посредством коэффициента и формулы ценовой эластичности Ed, который показывает степень эластичности или неэластичности спроса по цене. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:
где – изменение спроса, – изменение цены.18
При вычислениях обнаруживается, что коэффициент эластичности Ed практически всегда имеет отрицательный знак, что связано с законом спроса. Исключением из правила может послужить пример со спросом на престижные товары или постоянным ростом цен в долгосрочном периоде, из-за чего приходится делать запасы, тем самым увеличивается спрос на продукцию. Поскольку экономистов интересует только величина коэффициента эластичности, то при интерпретации данного показателя в экономическом анализе отрицательный знак принято опускать.
Ценовая эластичность спроса отличается особыми свойствами, т. е. качественно спрос может попадать под одну из пяти возможных категорий эластичности, − это называется интерпретацией коэффициента ценовой эластичности. Рассмотрим пять возможных реакций покупателей на изменение цены.19
Иным фактором, влияющим на изменение спроса на товар, может быть рост или падение цены на другой товар. Подобное экономическое явление можно представить в рамках понятия «перекрестной эластичности», которая определяет «степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y)».21 Вычислить коэффициент перекрестной эластичности спроса можно по формуле:
22
В зависимости от показателя данного коэффициента (положительного, отрицательного или нулевого) выделяют три группы товаров.
Однако перекрестная эластичность спроса бывает асимметричной, поскольку повышение цены на один товар и увеличение спроса на другой может не обуславливать подобного влияния второго товара на первый.
Анализ коэффициента перекрестной эластичности позволяет выявить степень зависимости одного товара от другого, что, соответственно, применяется в государственном регулировании для доказательства отсутствия или наличия монополизации производства какого-либо товара.
Для подсчета коэффициента эластичности экономисты используют один из следующих способов. Первый – позволяет вычислить точечную эластичность, т. е. эластичность спроса в определенной точке пересечения кривых спроса и предложения. Таким образом, точечная эластичность отражает относительную чувствительность спроса к незначительному изменению любых факторов, влияющих на него. Чтобы определить точечную эластичность, необходимо провести касательную LL к кривой спроса DD, наклон которой определяется значением угла касательной с осью P.24 Если прирост цены незначительный, то значение объема приближается к действительному. Значение коэффициента точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона и вычисляется по следующей формуле:
25
Для определенного промежутка времени экономисты используют средние показатели цены и количества товара, чтобы избежать неопределенности в вычислениях. Подобный метод расчета отображает коэффициент дуговой эластичности. Дуговая эластичность спроса определяет среднюю, или примерную степень реакции спроса на изменение определенных факторов. Показатель данной эластичности спроса определяется по точке M, находящейся посередине хорды AB, т. е. коэффициент дуговой эластичности спроса определяет относительное изменение цены к спросу.26 Математически этот коэффициент вычисляется по формуле:
где P0 – начальная цена; Q0 – начальный объем спроса; P1 – новая цена; Q1 – новый объем спроса.27
По утверждению ученых-экономистов Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда точка, которая является показателем этого типа эластичности, может лежать на промежутке между высокими и низкими значениями точечной эластичности спроса. Дуговой эластичностью чаще всего пользуются при вычислении относительно больших изменений доходов, цен и др. Именно она определяет пять основных реакций покупателей на рынке и типов эластичности спроса.
Таким образом, при незначительных изменениях величин используют точечную эластичность спроса, а при больших изменениях – дуговую.
2.3. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
В экономической теории выделяют взаимосвязанность ценовой эластичности и совокупной выручки в отдельную группу. Для того чтобы определить доход, необходимо воспользоваться формулой:
где TR (total revenue) – совокупная (общая) выручка (доход), P (price) – цена, Q (quantity) – количество.28
Сравнение кривых спроса и общей выручки показывает явную зависимость между этими показателями. Понижение цены в промежутке эластичного спроса (синяя зона) приводит к повышению общей выручки, и, соответственно, наоборот, т. е. в этих случаях показатели цены и дохода разнонаправлены. В промежутке неэластичного спроса (красная зона) ситуация складывается противоположным образом: снижение цены способствует падению общей выручки, а повышение стоимости – увеличению дохода. В промежутке с единичным спросом (желтая зона) колебание цены никак не влияет на показатели дохода.29 Это подтверждает тот факт, что при изменениях цен спрос обладает унитарной эластичностью.
Таким образом, ценовая эластичность спроса играет важную роль для фирм-ценоискателей, поскольку они пытаются найти цену, обеспечивающую максимальную прибыль. Эластичность спроса по цене зависит «от того, насколько велика цена по сравнению с доходом, но еще сильнее она зависит от качества и цен имеющихся заменителей».30 Значения коэффициента эластичности спроса по доходу необходимо для прогнозов перспектив развития отраслей, классификации предприятий и определения разных критических моментов.
ГЛАВА III. РОЛЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ПРИНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Ценовая стратегия
фирм и их политика в
Значение эластичности в ценовых стратегиях предприятий очень велико, поскольку от правильности определения эластичности спроса на продукцию товаропроизводитель может увеличить свой доход. Проводя различные маркетологические действия (скидки, рекламы и др.), производителю необходимо адекватно оценивать положение его товара на рынке готовой продукции. Для этого производитель должен определить стоимость одной единицы продукции, принимая во внимание ценовую эластичность товара.
При ценообразовании необходимо учитывать ценовую политику конкурентов, качество предлагаемой продукции, восприимчивость покупателей и возможный спрос на данный вид товара. Чаще всего в маркетинге используют всевозможные элементы рекламы для того, чтобы потребитель выбирал продукцию зарекомендовавшей себя на рынке фирмы. Однако при образовании избыточной прибыли, т. е. при постоянном повышении стоимости на продукцию даже на товары с неэластичным спросом, в обществе будет складываться неблагоприятное мнение о производителе, что приведет к уменьшению его дохода. Следовательно, для фирмы попытка увеличения стоимости товара всегда носит рискованный характер, ведь спрос не имеет линейной зависимости с ценой, поэтому товаропроизводителю при ценообразовании необходимо учитывать разность типов эластичности спроса на предлагаемую продукцию.
Неэластичность спроса показывает уникальность производимой продукции, заинтересованность покупателя в ней и необходимость покупки, соответственно, спрос намного превышает предложение. Например, для людей, часто отправляющихся в бизнес поездки, спрос на билеты на самолет носит неэластичный характер, поскольку деловые люди предпочитают максимально рационально распоряжаться своим временем и пользоваться наиболее быстрыми видами транспорта. А для людей, отправляющихся в путешествия, спрос на авиабилеты является эластичным, т. к. у них есть выбор между поездкой на автомобиле, поезде и др. Следовательно, авиакомпании при выявлении подобных различий по параметру эластичности спроса пытаются установить цену более высокой для первой категории людей, чем для второй. Фирмы создают разнообразные ограничения на покупки более дешевых авиабилетов. Например, при приобретении подобного билета человеку необходимо провести ночь в аэропорту или дешевый билет можно купить лишь в день полета, что, естественно, отпугивает бизнесменов от покупки данного вида билетов. В результате они переплачивают огромное количество денег, лишь только за рациональное использование своего времени.
В свою очередь, спрос будет являться эластичным для определенной фирмы, если потребители не обнаружат разницы между конкурирующими товарами, если частота приобретения товара и стоимость единицы продукции являются высокими. К примеру, у детей спрос на большинство покупок эластичен, поскольку они не обладают достаточным материальным обеспечением и получают его порционно от своих родителей. Учитывая, эту особенность эластичности фирмы стремятся воздействовать на групповые различия между взрослыми и детьми, предоставляя скидки последним. Известно, что ребенок занимающий место в театре или на матче обязан заплатить за него меньше, чем взрослый человек. Похожая ситуация складывается в колледжах и высших учебных заведениях (естественно, речь идет о платном образовании), где спрос на обучение у детей из необеспеченных семей более эластичен, нежели у их состоятельных однокурсников, у которых часто наблюдается абсолютная неэластичность спроса. Колледжи и ВУЗы, стремясь привлечь учеников из разных слоев общества, предоставляют малообеспеченным студентам различную финансовую помощь или гранты, что делает итоговую цену обучения для данной категории обучающихся меньшей, чем для тех, кто платит за образование и не получает финансовую поддержку в силу ее ненадобности.
Маркетологи часто обращаются к опросам, которые помогают выявить потенциальных и постоянных потребителей той или иной продукции. По результатам опроса принято создавать графики, на которых отображают наиболее приемлемую стоимость для покупателя к ее рыночной стоимости. И, хотя данная кривая не отображает зависимости цены от объема продаж, она показывает восприимчивость покупателя к установленной стоимости продукции. К примеру, если коэффициент эластичности спроса на товар больше единицы, это может означать, что продукцию приобретают неслучайные покупатели, которые чутко реагируют на изменение цены, а товар занимает относительно большую часть в бюджете потребителя и имеет товары-субституты, предоставляемые на рынке фирмами-конкурентами. Соответственно, чтобы добиться повышения общей выручки фирмам придется уменьшить стоимость товара и изменить его таким образом, чтобы приблизить коэффициент эластичности спроса к нулю. При коэффициенте эластичности спроса меньшем единицы фирмы производят продукцию с неэластичным спросом. Это значит, что количество фирм на рынке, предоставляющих данный вид товара, небольшое, а покупатели мало восприимчивы к изменению стоимости продукта, - все это позволяет производителям практически неограниченно регулировать стоимость товара.
Информация о работе Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений