Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является значение эластичности спроса в принятии экономических решений, а также попытка совершенствования механизма эластичности потребительского спроса. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие эластичности спроса;
определить свойства и факторы эластичности спроса;
изучить виды эластичности спроса;
проанализировать роль эластичности спроса в принятии эффективных экономических решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепция эластичности спроса
1.1. Понятие и свойства эластичности спроса 5
1.2. Факторы эластичности спроса 7

ГЛАВА II. Виды эластичности спроса
2.1. Эластичность по доходу 10
2.2. Перекрестная, точечная и дуговая эластичность 12
2.3. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка 17

ГЛАВА III. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений
3.1. Ценовая стратегия фирм и их политика в маркетинге 19
3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Эластичность.docx

— 406.38 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ


 

Факультет Международных Экономических Отношений

Кафедра Экономической теории

 

 

 

                                       Курсовая работа

 

«Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений»

 

 

 

Студента 1 курса МЭО

6 академической группы

Д. В. Фарафонова

 

Научный руководитель:

доц. А.В. Макаренко

 

 

 

 

Москва - 2013 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Концепция эластичности спроса

1.1. Понятие и свойства  эластичности спроса 5

1.2. Факторы эластичности спроса 7

 

ГЛАВА II. Виды эластичности спроса

2.1. Эластичность по доходу  10

2.2. Перекрестная, точечная  и дуговая эластичность 12

2.3. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка 17

 

ГЛАВА III. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений

3.1. Ценовая стратегия фирм и их политика в маркетинге 19

3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения 22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения играют важную роль в современном мире, поэтому каждому образованному человеку необходимо иметь базовые представления о важнейших механизмах рынка и экономической системе в целом. Спрос, цена и предложение являются фундаментальными характеристиками поведения производителей и потребителей.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение рыночного поведения потребителей, мотивов совершения покупки и восприимчивости покупателей к тому или иному типу товаров позволяет фирме наиболее точно определить потребительский спрос, который при правильном анализе может увеличить сбыт ее продукции, расширить предприятие, успешно конкурировать с другими фирмами и повысить общий доход.

Объектом исследования является эластичность спроса, предметом исследования – воздействие эластичности спроса на структуру налогообложения и ценовую стратегию фирм, что помогает выявить ее маркетинговую политику.

Целью курсовой работы является значение эластичности спроса в принятии экономических решений, а также попытка совершенствования механизма эластичности потребительского спроса. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие эластичности спроса;
  • определить свойства и факторы эластичности спроса;
  • изучить виды эластичности спроса;
  • проанализировать роль эластичности спроса в принятии эффективных экономических решений.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются понятие, свойства и факторы эластичности спроса.

Во второй главе раскрываются особенности видов эластичности спроса по доходу, цене и совокупной выручке.

Третья глава посвящена вопросам ценовой стратегии фирм, их политики в маркетинге и учете эластичности спроса в налогообложении.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Проблемой эластичности спроса занимался выдающийся английский экономист А. Маршалл, его труды и идеи были развиты британским экономистом Дж. Хикс,  лауреатом Нобелевской премии по экономике      1970 г. П. Самуэльсоном и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

    1. Понятие и свойства эластичности спроса

Определение «эластичность спроса» было введено английским экономистом А. Маршаллом и до сих пор является одной из важнейших категорий экономической науки. «Эластичность спроса – понятие, характеризующее степень реакции покупаемого Q на колебание рыночного P».1 Естественно, в первую очередь оно определяется относительными изменениями и не имеет зависимости с единицами измерения P и Q. Можно сказать, что эластичность спроса – это отношение процентного изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены на один процент при прочих равных условиях.

По Э. Дж. Долану «эластичность – это мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений».2  

Эластичность спроса обозначается латинской буквой «E» и подсчитывается количественно благодаря коэффициенту эластичности, для вычисления которого используют точечную или дуговую эластичности. Коэффициент эластичности – это показатель, выраженный в числах и процентах, который показывает процентное изменение одной переменной относительно другой. Наиболее унифицированной единицей измерения эластичности является процент. Подобное процентное исчисление является наиболее удобным, поскольку может показать степень изменения любой математической переменной, независимо от исходных единиц измерения. Эластичность находится в диапазоне от нуля до бесконечности.

Эластичность спроса бывает двух видов:

  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность спроса по цене, которая бывает прямой (точечная или дуговая) и перекрестной. 

Известно, что при росте цены продукта потребители начинают приобретать его в меньших количествах, а при падении – в бо́льших (закон спроса).3 Зачастую производитель сталкивается с тем, что повышение цены на определенную продукцию приводит к увеличению дохода. Но так бывает не всегда: возможны абсолютно противоположные ситуации, - ведь во многом эластичность спроса на товар зависит от степени восприимчивости потребителей к изменению цены. Она зависит от типа продукта и от количественного или процентного изменения цены на него. Восприимчивость, или чувствительность потребителей является главной характеристикой ценовой эластичности спроса.    

К примеру, если фирма сталкивается с увеличением цен на определенный вид товара и хочет узнать, какова будет реакция потребителей, то ей следует обратить внимание на восприимчивость покупателя к этому товару. Ведь для спроса на некоторые продукты характерна относительно высокая степень восприимчивости, и даже небольшие изменения цены могут привести к значительным изменениям спроса на продукцию. Подобный спрос называется относительно эластичным. Но существуют и другие продукты (в частности, сахар или жизненно необходимые лекарства), на которые при изменении цены восприимчивость покупателей остается низкой, а спрос претерпевает лишь небольшие изменения. Такой вид спроса называется относительно неэластичным.

Таким образом, эластичность спроса позволяет экономическим агентам выяснить, как и каким образом происходит адаптация рынка к изменению его факторов. Именно поэтому эластичность спроса играет важную роль для производителей товаров, так как позволяет определить величину, на которую изменится объем спроса при изменении цены.

 

    1. Факторы эластичности спроса

Эластичность может изменяться при движении вдоль кривой спроса, а это значит, что необходимо взвешенно и осторожно подходить к определению эластичности спроса на любой товар. В экономической теории выделяют основные факторы, влияющие на эластичность спроса, которые делают ее относительно эластичной на некоторые виды товаров, а на другие  − относительно неэластичной.

Выделим следующие факторы эластичности спроса.4

  1. Наличие заменителей. Неотъемлемым показателем, определяющим эластичность спроса на товар, является доступность товара-субститута, т. е. взаимозаменяемого товара. Соответственно, у товаров-субститутов наблюдается определенная тенденция: чем их больше, тем более эластичным будет спрос на данный товар. Если у товара есть близкий товар-субститут, то спрос на него будет более эластичным, поскольку можно легко перейти на взаимозаменяемый товар при увеличении цены на основной товар. Однако необходимо учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Например, найти адекватную замену сахару довольно сложно. Но, если в качестве примера взять тростниковый сахар «Звезды», который стоит 300 рублей за 200 грамм, то его товаром-субститутом будет являться тростниковый сахар «Мистраль», стоимость которого составляет 180 рублей за 200 грамм. Естественно, по закону спроса, потребитель предпочтет купить сахар фирмы «Мистраль», поскольку это будет более выгодной покупкой. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, а во втором – их количество велико (большой выбор среди разнообразных марок), а значит, найти заменитель будет намного проще. Отсюда следует, что спрос на товар является более эластичным, чем конкретнее этот товар будет определен, и что спрос на товар одной марки или фирмы более эластичен, чем рыночный спрос в целом на тот же самый вид товара, производимый во всей совокупности.

Также важную роль в понятии эластичности играют                      товары-комплименты, или взаимодополняемые товары. К примеру, фотопленка и батарейки для фотоаппарата являются взаимодополняемыми товарами, а цена на фотопленку имеет существенно большее влияние на то, сколько потребитель будет делать фотографий, чем цена на батарейки, которые он меняет от случая к случаю. Следовательно, если определенный товар составляет меньшую долю бюджета потребителя по отношению к значимому товару, спрос на него обычно относительно неэластичен.

  1. Доля покупаемого товара в бюджете потребителя. Принято считать, чем выше удельный вес товара в потребительском бюджете, тем выше ценовая эластичность спроса.
  2. Размер дохода. Размер дохода играет важную роль в принятии решений о покупке того или иного товара, а также определяет степень восприимчивости потребителя.
  3. Качество товара. А. Маршалл писал: «Цену, которая для бедного человека относительно столь высока… богатый сочтет вовсе ничтожной; например, бедный никогда даже не отведает вина, тогда как очень богатый может его пить, сколько ему хочется, вовсе не задумываясь о его цене».5 Спрос на товары, которые являются предметом роскоши, обычно эластичен, или, если товар является предметом необходимости, то спрос на подобный товар будет неэластичным.6 Но существует группа продуктов, называемая «товарами Гиффена», которые занимают огромную долю в бюджете малоимущих потребителей, спрос на них «при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения».7 Подобные товары являются малоценными, для них отсутствуют товары-субституты, а при увеличении цены на данные товары (часто это товары первой необходимости) их потребление повышается за счет того, что потребитель экономит на других продуктах. В России к товарам Гиффена можно отнести чай, картофель или соль.
  4. Размеры запаса. Чем в большем количестве имеется запас определенного товара, тем более эластичным является спрос.
  5. Временны́е рамки. По некоторым причинам спрос в краткосрочных периодах более неэластичный, чем в длинных периодах времени. Например, абсолютное приспособление к повышению или понижению цены может потребовать изменений в виде и количестве товаров в «корзине потребителя», что приводит к медленной и постепенной адаптации вкусов потребителей. Также в долгосрочных периодах увеличение цены на один товар заставляет производителей развивать выпуск товаров-заменителей.

Таким образом, спрос на определенные товары по-разному реагирует на изменения их цен, доходов покупателей и стоимости иных товаров. Реакция потребителей на различных рынках неодинакова, поэтому мерой возможного изменения спроса при изменении цены на товар является эластичность спроса. Многочисленные факторы формируют спрос, делая его более или менее эластичным.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

  1. Эластичность по доходу

Эластичность может быть использована для определения реакции спроса на любое допущение или условие, которое принято априори постоянным при построении определенной кривой спроса. Поэтому поскольку доход потребителя является одним из условий и выражается произведением цены на количество единиц проданного товара, то из этого следует, что «эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя».8

Численное измерение выражается с помощью коэффициента эластичности спроса Ei по доходам, и подразумевается, что стоимость товара в данный промежуток времени не меняется. Коэффициент Ei отображает степень реакции объема  спроса на  товар при изменении величины дохода  покупателя:

9

Данный показатель тесно связан с понятиями «нормальные» и «низшие» товары.

Для нормальных, или стандартных товаров показатель эластичности спроса по доходу имеет положительное значение (Ei > 0), т. е. по мере увеличения дохода потребителя спрос и потребление таких товаров растет. Однако положительные коэффициенты Ei разнятся в значениях, поэтому экономисты подразделяют данный вид товаров на три группы.10

  1. Товары первой необходимости. Спрос на подобные блага растет медленнее показателей доходов, а коэффициент эластичности 0< Ei<1. При низких доходах потребителя спрос на качественные неэластичные блага будет возрастать только с увеличением дохода. Затем при прохождении точки I1 спрос плавно начнет сокращаться.11 К таким товарам могут относиться блага первой необходимости, например, соль или хлеб;
  2. Предметы роскоши. Для данного типа благ спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения, а коэффициент эластичности Ei>1. Спрос на подобные товары отсутствует до определенной точки I2, т. к. у потребителя нет возможности их приобретать, а затем его доход растет, и спрос на предметы роскоши начинает расти прямо пропорционально доходу потребителя.12
  3. Товары второй необходимости. По мере повышения доходов спрос на такие товары также начинает расти, а коэффициент эластичности Ei=1.

Информация о работе Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений