Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является значение эластичности спроса в принятии экономических решений, а также попытка совершенствования механизма эластичности потребительского спроса. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие эластичности спроса;
определить свойства и факторы эластичности спроса;
изучить виды эластичности спроса;
проанализировать роль эластичности спроса в принятии эффективных экономических решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепция эластичности спроса
1.1. Понятие и свойства эластичности спроса 5
1.2. Факторы эластичности спроса 7
ГЛАВА II. Виды эластичности спроса
2.1. Эластичность по доходу 10
2.2. Перекрестная, точечная и дуговая эластичность 12
2.3. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка 17
ГЛАВА III. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений
3.1. Ценовая стратегия фирм и их политика в маркетинге 19
3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Человеку, связанному с рыночными отношениями необходимо иметь представления об устойчивости эластичности спроса и его чувствительности к изменению цены.
3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения
Понятие эластичности спроса играет важную роль в определении политики правительства в сфере налогов. Структура налогообложения подразумевает «распределение налогового бремени между субъектами экономических отношений».31 Налоги играют важную роль в государстве. Рассмотрим структуру налогообложения на примере страны N. Налогообложение часто не совпадает с приведенным выше определением, т. к. его распределение может производиться в разных долях и, следовательно, между разными хозяйственными агентами. Структура налогообложения тесно связана с понятиями эластичности спроса и предложения. Предположим, что правительство страны N решило ввести налог на бензин, и теперь все продавцы облагаются n-ой суммой на продажу бензина. Соответственно, фиксированный налог сдвигает кривую предложения S1 на позицию кривой S2, а реакция автолюбителей не остается нейтральной, поскольку точка равновесия спроса и предложения из E1 перемещается в E2, уменьшая количество спроса на товар. Естественно, сумма определенного налогового бремени распределяется неравномерно между производителями и покупателями (желтая и зеленая зоны), как правило, продавец предпочитает, чтобы покупатель платил бо́льшую часть налога. При этом эластичность спроса имеет важное значение в определении пропорций выплат налогов производителями и потребителями. Например, при эластичном спросе на производителя ложится бо́льшая часть налогового бремени, а в случае неэластичного спроса – на потребителя. Если сравнить желтую и зеленую зоны, можно понять что в данном примере на покупателя ложится меньшая доля налога, т. к. зеленая меньше желтой, а это значит, что спрос эластичен. Следовательно, при дальнейшем росте налогового бремени в этом случае потребители будут пытаться переключить свое внимание на достойные товары-субституты, что практически невозможно сделать при неэластичном спросе.32
Помимо всего прочего, при введении налога образуется избыточное налоговое бремя (омертвленные издержки), которое представляет потерю для общества в целом (синяя зона). Таким образом, можно говорить, что «налог повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем, причем разница идет в пользу правительства».33
Итак, эластичность спроса используется не только для исследования разнообразных движений вдоль абстрактных кривых, которые характеризуют состояние рынка, но и при экономическом анализе, ценообразовании и маркетологических исследованиях определения положения фирмы на том или ином рынке. Структура налогообложения в значительной степени зависит от показателя эластичности спроса, поскольку он позволяет вычислить, на чьи плечи (потребителя или производителя) ляжет подавляющая часть налогового бремени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эластичность спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей, поскольку чтобы знать каким образом сбыт отреагирует на изменения, и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, необходимо определить эластичность спроса на данный товар. Поэтому человеку, работающему в сфере рынка и рыночных отношений необходимо знать, насколько чувствителен спрос к изменению цены.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Итак, анализ эластичности спроса может служить индикатором многих показателей рынка и рыночных механизмов, а также может быть применен для эффективного решения целого спектра экономических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебники, учебные пособия.
Статьи из газет и журналов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США.34
Тип товара |
Товар |
Ценовая эластичность спроса |
Предметы первой необходимости |
Хлеб |
0,15 |
Электричество |
0,13 | |
Одежда и обувь |
0,20 | |
Предметы роскоши |
Автомобили |
1,87 |
Фарфор |
1,54 |
График 1. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага.35
|
|
|
График 2. Типы эластичности спроса по цене. А – эластичный спрос, Б – неэластичный спрос, В – спрос с единичной эластичностью, Г – совершенно неэластичный спрос, Д – совершенно эластичный спрос.36
|
|
Таблица 2. Реакция покупателей на изменение цены.37
Коэффициент эластичности |
Характер спроса |
Поведение покупателей, когда | |
цена снижается |
цена возрастает | ||
Абсолютно неэластичный |
Количество покупаемого товара не изменяется | ||
Относительно неэластичный |
Темп роста спроса меньше темпа снижения цены |
Темп снижения спроса меньше темпа роста цены | |
Единичная эластичность |
Темп роста спроса равен темпу снижения цены |
Темп снижения спроса равен темпу роста цены | |
Относительно эластичный |
Темп роста спроса выше темпа снижения цены |
Темп снижения спроса выше темпа роста цены | |
Абсолютно эластичный |
Объем покупок неограниченно возрастает |
Объем покупок падает практически до нуля |
График 3. Точечная эластичность и дуговая эластичности.38
|
|
График 4. Эластичность спроса и общая выручка.39
График 5. Распределение налогового бремени.40
1 П. Самуэльсон. Экономика: принципы и проблемы экономики. Том 2/Пер. англ. изд.– М: Алгон. 1992, с. 6.
2 Дж. Долан. Рынок: учебное пособие/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.– Просвещение. – Москва, 1997, с. 62.
3 К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2011, с. 134.
4 По Дж. Долану. Рынок: учебное пособие / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. – Просвещение.– Москва, 1997, с. 65-68, а также по Р. М. Нурееву. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М. : Норма, 2007, с. 100-101.
5 А. Маршалл. Принципы политической экономии. Пер. с англ. Р.И. Столпера, общ. ред. С.М. Никитина / М.: Издательство Прогресс, 1983, с. 73.
6 См. таблицу 1 на с. 28.
7 Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.: Норма, 2007, с. 138.
8 Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика – 8-е издание. Питер, 2010, с. 61.
9 По Ю. А. Огибину. Микро и макроэкономика, практикум. – С.: «Литера Плюс», 1997, с. 35.
10 По С. Н. Ивашковскому. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002, с. 123.
11 См. график 1 а) на с. 28.
12 См. график 1 б) на с. 28.
13 Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.: Норма, 2007, с. 102.
14 См. график 1 в) на с. 28.
15 Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление. - Москва : Финансы и статистика, 1997, с. 38-39.
16 Куликов Л. М., учеб. пособие: Основы экономических знаний. М.: «Финансы и статистика», 1998, с. 127.
17 По Камаеву В. Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «Владос», 1994, с. 72.
18 С. Н. Ивашковский. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002, стр. 113
19 Дж. Долан. Рынок: учебное пособие/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.–Просвещение.–Москва, 1997, с. 61
20 Все варианты эластичности спроса по цене приведены в таблице 2 и показаны на графике 2, см. с. 28.
21 Ю. А. Огибин. Микро и макроэкономика, практикум. – С.: «Литера Плюс», 1997, с. 35.
22С. Н. Ивашковский. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М- .: Дело, 2002, с. 122.
23 По К. Р. Макконнеллу, С. Л. Брю, Ш. М. Флинну. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2011, с. 147.
24 См. график 3 на с. 29.
25 Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика – ¬8¬-е издание. Питер, 2010, с. 69.
26 См. график 3 на с. 29.
27 По Г. С. Вечканову, Г. Р. Вечкановой. Микроэкономика – 8-е издание. Питер, 2010, с. 70.
28 По Р. М. Нурееву. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.:Норма, 2007, с. 99.
Информация о работе Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений