Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является значение эластичности спроса в принятии экономических решений, а также попытка совершенствования механизма эластичности потребительского спроса. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие эластичности спроса;
определить свойства и факторы эластичности спроса;
изучить виды эластичности спроса;
проанализировать роль эластичности спроса в принятии эффективных экономических решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепция эластичности спроса
1.1. Понятие и свойства эластичности спроса 5
1.2. Факторы эластичности спроса 7

ГЛАВА II. Виды эластичности спроса
2.1. Эластичность по доходу 10
2.2. Перекрестная, точечная и дуговая эластичность 12
2.3. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка 17

ГЛАВА III. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений
3.1. Ценовая стратегия фирм и их политика в маркетинге 19
3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Эластичность.docx

— 406.38 Кб (Скачать файл)

Человеку, связанному с рыночными отношениями необходимо иметь представления об устойчивости эластичности спроса и его чувствительности к изменению цены.

 

3.2. Учет эластичности в структуре налогообложения

Понятие эластичности спроса играет важную роль в определении политики правительства в сфере налогов. Структура налогообложения подразумевает «распределение налогового бремени между субъектами экономических отношений».31 Налоги играют важную роль в государстве. Рассмотрим структуру налогообложения на примере страны N. Налогообложение часто не совпадает с приведенным выше определением, т. к. его распределение может производиться в разных долях и, следовательно, между разными хозяйственными агентами. Структура налогообложения тесно связана с понятиями эластичности спроса и предложения. Предположим, что правительство страны N решило ввести налог на бензин, и теперь все продавцы облагаются n-ой суммой на продажу бензина. Соответственно, фиксированный налог сдвигает кривую предложения S1 на позицию кривой S2, а реакция автолюбителей не остается нейтральной, поскольку точка равновесия спроса и предложения из E1 перемещается в E2, уменьшая количество спроса на товар. Естественно, сумма определенного налогового бремени распределяется неравномерно между производителями и покупателями (желтая и зеленая зоны), как правило, продавец предпочитает, чтобы покупатель платил бо́льшую часть налога. При этом эластичность спроса имеет важное значение в определении пропорций выплат налогов производителями и потребителями. Например, при эластичном спросе на производителя ложится бо́льшая часть налогового бремени, а в случае неэластичного спроса – на потребителя. Если сравнить желтую и зеленую зоны, можно понять что в данном примере на покупателя ложится меньшая доля налога, т. к. зеленая меньше желтой, а это значит, что спрос эластичен. Следовательно, при дальнейшем росте налогового бремени в этом случае потребители будут пытаться переключить свое внимание на достойные товары-субституты, что практически невозможно сделать при неэластичном спросе.32 

Помимо всего прочего, при введении налога образуется избыточное налоговое бремя (омертвленные издержки), которое представляет потерю для общества в целом (синяя зона). Таким образом, можно говорить, что «налог повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем, причем разница идет в пользу правительства».33

Итак, эластичность спроса используется не только для исследования разнообразных движений вдоль абстрактных кривых, которые характеризуют состояние рынка, но и при экономическом анализе, ценообразовании и маркетологических исследованиях определения положения фирмы на том или ином рынке. Структура налогообложения в значительной степени зависит от показателя эластичности спроса, поскольку он позволяет вычислить, на чьи плечи (потребителя или производителя) ляжет подавляющая часть налогового бремени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эластичность спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей, поскольку чтобы знать каким образом сбыт отреагирует на изменения, и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, необходимо определить эластичность  спроса на данный товар. Поэтому человеку, работающему в сфере  рынка и рыночных отношений необходимо знать, насколько чувствителен спрос к изменению цены. 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Эластичность спроса позволяет экономическим агентам выяснить, как и каким образом происходит адаптация рынка к изменению его факторов. 
  2. Спрос на определенные товары по-разному реагирует на изменения их цен, доходов покупателей и стоимости иных товаров. Реакция потребителей на различных рынках неодинакова, поэтому мерой возможного изменения спроса при изменении цены на товар является эластичность спроса. Многочисленные факторы формируют спрос, делая его более или менее эластичным.
  3. Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет огромное значение при вычислении потребительской корзины или определении потребления того или иного блага людьми с разным уровнем дохода.  
  4. При росте или падении цены на какой-либо товар экономисты пользуются перекрестной эластичностью спроса, при незначительных изменениях величин используют точечную эластичность спроса, а при больши́х изменениях – дуговую.
  5. Ценовая эластичность спроса играет важную роль для фирм-ценоискателей, поскольку они пытаются найти цену, обеспечивающую максимальную прибыль. Значения коэффициента эластичности спроса по доходу необходимо для прогнозов перспектив развития отраслей, классификации предприятий и определения разных критических моментов. Человеку, связанному с рыночными отношениями необходимо иметь представления об устойчивости эластичности спроса и его чувствительности к изменению цены. 
  6. Эластичность спроса используется не только для исследования разнообразных движений вдоль абстрактных кривых, которые характеризуют состояние рынка, но и при экономическом анализе, ценообразовании и маркетологических исследованиях определения положения фирмы на том или ином рынке. Структура налогообложения в значительной степени зависит от показателя эластичности спроса, поскольку он позволяет вычислить, на чьи плечи (потребителя или производителя) ляжет подавляющая часть налогового бремени.

Итак, анализ эластичности спроса может служить индикатором многих показателей рынка и рыночных механизмов, а также может быть применен для эффективного решения целого спектра экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии, учебники, учебные пособия.

  1. Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика – 8-е издание. Питер, 2010.
  2. А. Д. Вурос. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения – 2001». М., ТЕИС, 2002.
  3. Дж. Долан. Рынок: учебное пособие /Пер. с англ. В. Лукашевича и др. – Просвещение.– Москва, 1997.
  4. В. Д. Камаеву. Учебник по основам экономической теории. – М.: «Владос», 1994.
  5. Куликов Л. М., учебное пособие: Основы экономических знаний. М.: «Финансы и статистика», 1998.
  6. Л. Л. Любимов, Н. А. Ранева. Основы экономических знаний – Москва, 1995.
  7. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2011.
  8. А. Маршалл. Принципы политической экономии. Пер. с англ. Р.И. Столпера, общ. ред. С.М. Никитина / М.: Издательство Прогресс, 1983.
  9. Р. М. Нурееву. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.: Норма, 2007.
  10. Ю. А. Огибину. Микро и макроэкономика, практикум. – С.: «Литера Плюс», 1997.
  11. П. Самуэльсон. Экономика: принципы и проблемы экономики. Том 2. Пер. англ. изд. – М: Алгон. 1992.
  12. П. Хейне. Экономический образ мышления – Пер. с англ. Изд. – М.: «Новости», 1991.
  13. Н. Д. Ильенкова. Спрос: анализ и управление. - Москва : Финансы и статистика, 1997.

Статьи из газет и журналов.

  1. Ю. В. Бабанова. «Эффективность реализации инновационного проекта при известной эластичности рынка продукции». Газета «Финансы и кредит» 2012, №21.
  2. А. Золотая. «Кого ждет жизнь в шоколаде». Газета «Финанс»,  2010.
  3. «Цена иностранной валюты. Мы приводим в движение деньги», газета «Финанс», 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США.34

Тип  товара

Товар

Ценовая эластичность спроса

Предметы

первой необходимости

Хлеб

0,15

Электричество

0,13

Одежда и обувь

0,20

Предметы роскоши

Автомобили

1,87

Фарфор

1,54


 

График 1. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага.35


График 2. Типы эластичности спроса по цене. А – эластичный спрос,              Б – неэластичный спрос, В – спрос с единичной эластичностью, Г – совершенно неэластичный спрос, Д – совершенно эластичный спрос.36


 

Таблица 2. Реакция покупателей на изменение цены.37

Коэффициент эластичности

Характер спроса

Поведение покупателей, когда

цена снижается

цена возрастает

 

Абсолютно неэластичный

Количество покупаемого товара не изменяется

 

Относительно неэластичный

Темп роста спроса меньше темпа снижения цены

Темп снижения спроса меньше темпа роста цены

 

Единичная эластичность

Темп роста спроса равен темпу снижения цены

Темп снижения спроса равен темпу роста цены

 

Относительно эластичный

Темп роста спроса выше темпа снижения цены

Темп снижения спроса выше темпа роста цены

 

Абсолютно эластичный

Объем покупок неограниченно возрастает

Объем покупок падает практически до нуля


 

График 3. Точечная эластичность и дуговая эластичности.38


 

 

 

 

График 4. Эластичность спроса и общая выручка.39

 

График 5. Распределение налогового бремени.40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 П. Самуэльсон. Экономика: принципы и проблемы экономики. Том 2/Пер. англ. изд.– М: Алгон. 1992, с. 6.

2 Дж. Долан. Рынок: учебное пособие/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.– Просвещение. – Москва, 1997, с. 62.

3 К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2011, с. 134.

4 По Дж. Долану. Рынок: учебное пособие / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. – Просвещение.– Москва, 1997,  с. 65-68, а также по Р. М. Нурееву. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М. : Норма, 2007, с. 100-101.

5 А. Маршалл. Принципы политической экономии. Пер. с англ. Р.И. Столпера, общ. ред. С.М. Никитина / М.: Издательство Прогресс, 1983, с. 73.

6 См. таблицу 1 на с. 28.

7 Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.: Норма, 2007, с. 138.

8 Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика – 8-е издание. Питер, 2010, с. 61.

9 По Ю. А. Огибину. Микро и макроэкономика, практикум. – С.: «Литера Плюс», 1997, с. 35.

10 По С. Н. Ивашковскому. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002, с. 123.

11 См. график 1 а) на с. 28.

12 См. график 1 б) на с. 28.

13 Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/ Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.: Норма, 2007, с. 102.

14 См. график 1 в) на с. 28.

15 Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление. - Москва : Финансы и статистика, 1997, с. 38-39.

16 Куликов Л. М., учеб. пособие: Основы экономических знаний. М.: «Финансы и статистика», 1998, с. 127.

17 По Камаеву В. Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «Владос», 1994, с. 72.

18 С. Н. Ивашковский. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002, стр. 113

19 Дж. Долан. Рынок: учебное пособие/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.–Просвещение.–Москва, 1997, с. 61

20 Все варианты эластичности спроса по цене приведены в таблице 2 и показаны на графике 2, см. с. 28.

21 Ю. А. Огибин. Микро и макроэкономика, практикум. – С.: «Литера Плюс», 1997, с. 35.

22С. Н. Ивашковский. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М- .: Дело, 2002, с. 122. 

23 По К. Р. Макконнеллу, С. Л. Брю, Ш. М. Флинну. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2011, с. 147.

24 См. график 3 на с. 29.

25 Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика – ¬8¬-е издание. Питер, 2010, с. 69. 

26 См. график 3 на с. 29.

27 По Г. С. Вечканову, Г. Р. Вечкановой. Микроэкономика – 8-е издание. Питер, 2010, с. 70.

28 По Р. М. Нурееву. Курс микроэкономики: учеб. для вузов/Р. М. Нуреев – 2-е изд., - М.:Норма, 2007, с. 99. 

Информация о работе Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений