Конкуренция и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить характерные особенности рыночной конкуренции как важнейшей категории экономической науки.
Основными задачами, которые необходимо решить для реализации поставленной цели, являются:
- дать определение конкуренции, раскрыть ее сущность и роль в рыночной экономике;
- показать формы рыночной конкуренции – совершенная и несовершенная конкуренция, проанализировать их особенности, преимущества и недостатки;
- остановиться на причинах, делающих необходимым вмешательство государства в деятельность монополий в условиях несовершенной конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
Ι. Конкуренция как важнейшая категория экономической теории 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Экономический цикл конкуренции 9
1.3. Проявление конкуренции в рамках рыночной экономики 11
ΙΙ. Формы конкуренции 19
2.1. Рынок совершенной конкуренции 19
2.2. Рынок несовершенной конкуренции 23
ΙΙΙ. Регулирование монополистической деятельности в условиях несовершенного рынка 33
3.1 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 33
3.2. Содержание антимонопольной политики государства в Кыргызстане на современном этапе 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

(Кур) Конкуренция.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

    Конкуренция как экономический процесс может  быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

    • формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
    • организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
    • создание конкурентоспособной продукции;
    • сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
    • создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.9

    Уровень конкурентной борьбы во многом зависит  от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

    • внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
    • роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
    • зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
    • старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы, продукции снимается с производства и начинаете ее замена новой.

    Необходимо  иметь в виду, что при организации  конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации, как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:

      • распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
      • доведение до потребителя искаженной информации о характере, cnoco6е, месте изготовления товара и его качестве;
      • незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования,      маркировки;
      • реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
      • использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
      • самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующее товары. Борьба с указанными нарушениями возложена на Государственный комитет по антимонопольной политике

1.3. Проявление конкуренции в рамках рыночной экономики

    Рыночная  экономика по своей сущности глубоко  индивидуалистична, основы этого общественного устройства предоставляют индивидууму свободу, граничащую с произволом.

    Господство  частной собственности означает, что большей частью национального  богатства владеют, пользуются и  распоряжаются частные лица, а  не общество в целом. Обшей нормой поведения, а не случайным отклонением от правила в рыночной экономике, является приоритет личного интереса. Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно и, следовательно, любые процессы в хозяйстве начинают происходить только тогда, когда они соответствуют интересам достаточно могущественных групп людей. Даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.

    Ограниченная  роль государства означает, что общество, в целом, признает широкие экономические  свободы личности; считает их оправданные  и не стремится подчинить их своему контролю.

    Именно  на почве индивидуализма развиваются  инициатива и предприимчивость частных, лиц, закладывается база гибкости экономики и энергетического научно-технического прогресса.

    Конкуренция на дополнение и противовес индивидуализму.

    Индивидуализм как принцип организации экономики  сопряжен для хозяйства и существенными недостатками. Не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, а значит, в конечном счете, и базу собственного существования. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция.

    Важной  предпосылкой ее существования является расщепление экономической власти. Продавец или покупатель на рынке лишь в порядке исключения может занимать позицию полного монополиста. В большинстве же случаев, аналогичную продукцию предлагает или покупает множество фирм или частных лиц. Возникает возможность выбора, что в свою очередь ограничивает потенциальные экономические злоупотребления.

    Даже  из двух хороших продуктов потребитель  стремится выбрать лучший. Поэтому  фирмы вынуждены постоянно активно искать пути совершенствования своей продукции, стремясь обогнать всех прочих в удовлетворении запросов клиентов. Таким образом, конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму рыночной экономики.

    Если  личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (все что они делают, делается исключительно для себя, и собственной выгоды), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло, ведь в ней побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителя.

    В рыночной структуре конкуренции  выполняет роль механизма регулирования  общественного производства, а также  механизма контроля поведения хозяйствующих  субъектов, заставляя их надлежащим образом удовлетворять желания  покупателей. Именно конкуренция вызывает расширение производства и понижение цен. Но если в отрасли действует одна гигантская фирма (монополист), которая в состоянии воспрепятствовать вступление потенциальных производителей – конкурентов, такая фирма может предотвратить расширение отрасли, продолжая удерживать цены и извлекать прибыль.

    Принцип «невидимой руки»  Адама Смита.

    Ключевая  роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще  в XVIII веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе. Словно невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток - предпринимателей, она заставляет, их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики. При этом "ниточками", т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям "невидимой рукой" служит как раз конкуренция.

    Любые диспропорции в экономике оборачиваются  либо излишками, либо дефицитом. Конкуренция  безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством изделий  излишних, ненужных рынку. Соответственно, сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг.

    Компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы "вне конкуренции": в условиях острой нехватки нарасхват  идет любая продукция. Перед производителями  последней открываются возможности быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита.

    Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом.

    Тонкость  проявляется в том, что от сокращения спроса не товар или услугу фирмы  отражают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают не директивные предприятия, производители некачественной продукции и т.п.

    Самые сильные фирмы могут даже в  трудное время процветать, поскольку  к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися  конкурентами.

    Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения. В тот же самый момент, когда произошли изменения, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены, но адаптация неизбежно занимает какое-то время даже у них. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же.

    Таким образом, в соответствии с принципом  «невидимой руки» конкуренция выступает  важнейшим механизмом обеспечения  эффективности, пропорциональности и  динамичности рыночной экономики.

    Понятие рыночной конкуренции.

    Рыночной  конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах рынка.

    Это определение содержит ряд важных для понимания моментов.

    Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т.е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и услуги.

    Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами или услугами одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продать свою продукцию.

    В тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими одинаковую продукцию, часто бывают похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию.

    В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка.

    Один  из распространенных приемов, к которому прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Конкуренция необходима производителям, т.к. в результате ее они завоевывают свое место на рынке.

    Но  особенно выигрывает от конкуренции потребитель, покупатель. Он получает возможность выбирать самое дешевое, самое удобное, самое качественное, в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.

    Конкуренция против монополизма.

    С тех пор, как появились первые крупные предприятия, угроза монополизма, о которой как об абстрактной возможности рассуждал еще А.Смит, стала вполне возможной.

    Ни  внутренние противоречия гигантов производства, ни противодействие мелких фирм не кажутся убедительными основаниями  для отказа от объединения под знаком монополии, открывающего путь к несметным монополистическим прибылям.

    Действительно, ничто не мешает такому развитию событий, ничто кроме конкуренции, ведущейся  разными методами на основании различных  конкурентных стратегий.

    Полное  вытеснение ни одного из основных типов  фирм невозможно, поскольку невозможна унификация человеческих потребностей. Разнотипные компании постоянно существуют друг с другом рядом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. Рынок же в целом оказывается благодаря этому во многом застрахованным от засилья какой-либо группы компании и неизбежного в этом случае застоя, завышения цен. снижений качества и прочих издержек монополизма.

    Конкурентное  сообщество фирм и  устойчивость экономики.

    Последствием  многообразия конкурентных стратегий является благотворное влияние сообщества фирм на устойчивость экономики и ее способность адаптироваться к изменениям.

    Даже  самые разрушительные процессы оказываются  благоприятными для некоторых компаний и за счет их усиленного роста вся экономика совершает поворот в нужную сторону. Видовое разнообразие фирм повышает живучесть всего сообщества компаний в целом. Даже на затяжные и значительнее по размаху потрясения мир компаний реагирует не как уязвимая монокультура, а как сложное, и потому живучее сообщество.

    В его целях есть "части быстрого реагирования" - мелкие фирмы, мгновенно  приспосабливающиеся к любой  обстановке. Среди узкоспециализированных фирм хотя бы часть развивала свою активность в том направлении, которое  пригодится о новых условиях и потому также готовы к переменам. Мощный, инерционный производственный аппарат компаний-гигантов медленно адаптируется к изменениям, но гиганты достаточно устойчивы, чтобы не погибнуть от первого удара и довести этот процесс до конца. Наконец, фирмы-пионеры ведут столь глубокий поиск, что не только способны найти радикальное решение уже вставших проблем, но и могут найти ключ даже к проблемам завтрашнего дня.

    Сообщество  фирм и кризисы.

    Сложная организация конкурентного сообщества повышает устойчивость хозяйства и к регулярно повторяющим циклическим кризисам.

Информация о работе Конкуренция и ее формы