Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы изучить характерные особенности рыночной конкуренции как важнейшей категории экономической науки.
Основными задачами, которые необходимо решить для реализации поставленной цели, являются:
- дать определение конкуренции, раскрыть ее сущность и роль в рыночной экономике;
- показать формы рыночной конкуренции – совершенная и несовершенная конкуренция, проанализировать их особенности, преимущества и недостатки;
- остановиться на причинах, делающих необходимым вмешательство государства в деятельность монополий в условиях несовершенной конкуренции.
Введение 3
Ι. Конкуренция как важнейшая категория экономической теории 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Экономический цикл конкуренции 9
1.3. Проявление конкуренции в рамках рыночной экономики 11
ΙΙ. Формы конкуренции 19
2.1. Рынок совершенной конкуренции 19
2.2. Рынок несовершенной конкуренции 23
ΙΙΙ. Регулирование монополистической деятельности в условиях несовершенного рынка 33
3.1 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 33
3.2. Содержание антимонопольной политики государства в Кыргызстане на современном этапе 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Попадают под контроль антимонопольного органа действия монополистов при их инвестировании в производство (реализации) товаров, которые не регулируются нашим законом, а размер этих инвестиций более 10% стоимости собственного капитала субъекта-монополиста.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики Кыргызстана. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Совершенствование антимонопольного законодательства, предусматривает:
Согласно Методическим рекомендациям по определению концентрации производства в Кыргызстане используют следующие методы:
Пожалуй,
самыми важными из всех мер антимонопольной
политики для Кыргызстана оказались
ограничительные меры. Они применяются
антимонопольным органом к
Политика государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов строится на расширении арсенала методов воздействия путем введения специального порядка приватизации и привлечения инвестиций, согласования процессов приобретения и продажи крупных пакетов акций, перехода от прямолинейной практики ценового регулирования к поиску более адекватных средств для дальнейшего развития конкурентной среды на товарных рынках республики.
В настоящее время в связи с принятием новой редакции Закона Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" и "Положения о регулировании рекламной деятельности в Кыргызской Республике" разрабатывается механизм введения их в действие. Дальнейшая работа антимонопольных органов будет направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Реализация
Государственной программы
Определению мер демонополизации и условий развития конкуренции на рынках республики способствует аналитическая работа по оценке уровня монополизации экономики республики, особенностей и причин монополизма отдельных рынков социально значимых товаров и услуг и других рынков, тенденция к монополизации которых выявляются в процессе анализа. К настоящему времени в рамках данной программы была проанализирована деятельность 26-ти предприятий и объединений для выполнения задач снижения уровня концентрации монополизированных товарных рынков, формирования и поддержания добросовестной конкуренции.
В сложившейся ситуации на данном этапе экономического развития республики назрела необходимость более глубокого изучения республиканского и региональных рынков товаров и услуг для выработки мер по скорейшему развитию конкурентной среды и созданию условий для подъема отечественной промышленности, стимулирующих структурные преобразования в экономике и ведущих к снижению уровня затрат при производстве товарной продукции.
В случае использования доминирующего положения на рынке и других монополистических действий хозяйствующие субъекты, органы государственной власти и их должностные лица могут нести ответственность в виде:
Таким образом, необходимым шагом в общенациональных интересах станет не элиминация естественно-монопольных рынков, а их развитие и целенаправленное регулирование со стороны государства.
Конкуренцию можно определить как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В рыночной структуре конкуренция выполняет роль механизма регулирования общественного производства, а также механизма контроля поведения хозяйствующих субъектов, заставляя их надлежащим образом удовлетворять желания покупателей.
Сущность конкуренции заключается в рассредоточении экономической власти. Это вытекает из того, что на рынке находится много продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, чтобы заметно повлиять на его цену. Это ограничивает возможности злоупотреблений и означает, что экономическое состязание препятствует хозяйствующим субъектам причинить разрушительный ущерб, когда они хотят увеличить свою личную выгоду. Конкуренция предполагает, что производитель может свободно или заняться своим делом в той или иной отрасли, или, наоборот, покинуть ее.
Экономическая наука различает совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция - это когда на рынке присутствует множество покупателей и продавцов, продающих однородную продукцию и находящихся в абсолютно равных условиях, обладающих такой свободой в своих действиях, что не могут диктовать другому, что и по какой цене продавать.
Несовершенная конкуренция имеет три типа рыночной структуры: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара
Олигополистические
отрасли характеризуются
Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.
В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.
Монополия на рынке играет двойственную роль и задача состоит не в уничтожении монополии как таковой, а в ограничении ее власти и уменьшении отрицательного влияния на экономические процессы путем поощрения и поддержания на рынке конкурентной среды. Для этого государство разрабатывает антимонопольное законодательство, которое содержит пакет законов, поддерживающих баланс между монополией и конкуренцией