Конкуренция и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить характерные особенности рыночной конкуренции как важнейшей категории экономической науки.
Основными задачами, которые необходимо решить для реализации поставленной цели, являются:
- дать определение конкуренции, раскрыть ее сущность и роль в рыночной экономике;
- показать формы рыночной конкуренции – совершенная и несовершенная конкуренция, проанализировать их особенности, преимущества и недостатки;
- остановиться на причинах, делающих необходимым вмешательство государства в деятельность монополий в условиях несовершенной конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
Ι. Конкуренция как важнейшая категория экономической теории 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Экономический цикл конкуренции 9
1.3. Проявление конкуренции в рамках рыночной экономики 11
ΙΙ. Формы конкуренции 19
2.1. Рынок совершенной конкуренции 19
2.2. Рынок несовершенной конкуренции 23
ΙΙΙ. Регулирование монополистической деятельности в условиях несовершенного рынка 33
3.1 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 33
3.2. Содержание антимонопольной политики государства в Кыргызстане на современном этапе 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

(Кур) Конкуренция.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

    Попадают  под контроль антимонопольного органа действия монополистов при их инвестировании в производство (реализации) товаров, которые не регулируются нашим законом, а размер этих инвестиций более 10% стоимости собственного капитала субъекта-монополиста.

    Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики Кыргызстана. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

    Совершенствование антимонопольного законодательства, предусматривает:

  • разработку и принятие нормативно-правовых актов, направленных на снижение или снятие барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на товарные рынки
  • совершенствование государственного регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий и усиление контроля за их деятельностью;
  • разработку и реализацию мер по демонополизации монопольных структур;
  • проведение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов;
  • совершенствование закона «О рекламе», проведение государственного регулирования рекламной деятельности.

    Согласно  Методическим рекомендациям по определению концентрации производства в Кыргызстане используют следующие методы:

  1. Индекс концентрации
  2. Индекс Герфиндаля-Гиршмана
  3. Коэффициент относительной концентрации, основанный на сопоставлении числа крупнейших предприятий и контролируемой ими доли реализации товара
  4. Коэффициент энтропии - измеряет степень экономической неопределенности на рынке
  5. Дисперсия логарифмов рыночных долей - используется для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке
  6. Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке и их рыночных долей

    Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной  политики для Кыргызстана оказались  ограничительные меры. Они применяются  антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

    Политика государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов строится на расширении арсенала методов воздействия путем введения специального порядка приватизации и привлечения инвестиций, согласования процессов приобретения и продажи крупных пакетов акций, перехода от прямолинейной практики ценового регулирования к поиску более адекватных средств для дальнейшего развития конкурентной среды на товарных рынках республики.

    В настоящее время в связи с  принятием новой редакции Закона Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" и "Положения о регулировании рекламной деятельности в Кыргызской Республике" разрабатывается механизм введения их в действие. Дальнейшая работа антимонопольных органов будет направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

    Реализация  Государственной программы демонополизации  экономики и развития конкуренции  в Кыргызской Республике является основным направлением деятельности антимонопольных органов.

    Определению мер демонополизации и условий  развития конкуренции на рынках республики способствует аналитическая работа по оценке уровня монополизации экономики  республики, особенностей и причин монополизма отдельных рынков социально значимых товаров и услуг и других рынков, тенденция к монополизации которых выявляются в процессе анализа. К настоящему времени в рамках данной программы была проанализирована деятельность 26-ти предприятий и объединений для выполнения задач снижения уровня концентрации монополизированных товарных рынков, формирования и поддержания добросовестной конкуренции.

    В сложившейся ситуации на данном этапе  экономического развития республики назрела  необходимость более глубокого изучения республиканского и региональных рынков товаров и услуг для выработки мер по скорейшему развитию конкурентной среды и созданию условий для подъема отечественной промышленности, стимулирующих структурные преобразования в экономике и ведущих к снижению уровня затрат при производстве товарной продукции.

    В случае использования доминирующего  положения на рынке и других монополистических  действий хозяйствующие субъекты, органы государственной власти и их должностные  лица могут нести ответственность в виде:

    • разукрупнения хозяйствующего субъекта;
    • изъятия необоснованно полученной прибыли;
    • возмещения причиненных убытков, включая неполученную прибыль:
    • денежного штрафа

    Таким образом, необходимым шагом в  общенациональных интересах станет не элиминация естественно-монопольных рынков, а их развитие и целенаправленное регулирование со стороны государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Конкуренцию можно определить как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В рыночной структуре конкуренция выполняет роль механизма регулирования общественного производства, а также механизма контроля поведения хозяйствующих субъектов, заставляя их надлежащим образом удовлетворять желания покупателей.

    Сущность  конкуренции заключается в рассредоточении экономической власти. Это вытекает из того, что на рынке находится много продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, чтобы заметно повлиять на его цену. Это ограничивает возможности злоупотреблений и означает, что экономическое состязание препятствует хозяйствующим субъектам причинить разрушительный ущерб, когда они хотят увеличить свою личную выгоду. Конкуренция предполагает, что производитель может свободно или заняться своим делом в той или иной отрасли, или, наоборот, покинуть ее.

    Экономическая наука различает совершенную и несовершенную конкуренцию.

    Совершенная конкуренция - это когда на рынке присутствует множество покупателей и продавцов, продающих однородную продукцию и находящихся в абсолютно равных условиях, обладающих такой свободой в своих действиях, что не могут диктовать другому, что и по какой цене продавать.

    Несовершенная конкуренция имеет три типа рыночной структуры: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара

    Олигополистические  отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, не разработано.

    Чистая  монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.

    В реальной жизни чистая монополия, так  же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

    Монополия на рынке играет двойственную роль и задача состоит не в уничтожении монополии как таковой, а в ограничении ее власти и уменьшении отрицательного влияния на экономические процессы путем поощрения и поддержания на рынке конкурентной среды. Для этого государство разрабатывает антимонопольное законодательство, которое содержит пакет законов, поддерживающих баланс между монополией и конкуренцией

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ

  1. Закон Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» от 8 октября 1999 года № 106
  2. Закон Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» от 15 апреля 1994 года № 1487-ХП
  3. Мелодические рекомендации по определению концентрации производства. Утверждены постановлением Национальной комиссии по защите и развитию конкуренции при Президенте Кыргызской Республики от 20 июля 1999 года N 68-НК
 
    
  1. Кудабаев З. Н. Экономическое развитие Кыргызской Республики – Б., 2001.
  2. Курс экономики. / Под ред. Б. Райзберга. - М., 2004.
  3. Курс экономической теории / под ред. М. Чепурина. - Киров,1998
  4. Кумскова Н.Х., Савина М.М., Алышбаева А. Экономическая теория. - Б., 2002.
  5. Кузнецов Ю. Развитие методологии менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 4. - С.108-113.
  6. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития. // Экономист. – 2007. - № 8. - С.24-36.
  7. Линдсей Д.И., Э. Дие Долан. Рынок: микроэкономическая модель.- СПб, 2004.
  8. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции. // Вопросы экономики. – 2007. – №2. – С.101-113.
  9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Таллинн, 2004.
  10. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 2-х Т. Т. 1. - М.: «Прогресс», 2003.
  11. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Антология экономической классики. В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 2003.
  12. Сагиева Р.К. Развитие конкурентных отношений через призму ценовой политики предприятий естественной монополии. // Реформа. – 2005. - № 3(27). – С.39-43.
  13. Сениор Н. Политическая экономия. / Пер.с англ. – М., 2004.
  14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 2003.
  15. Современная экономика. / Под ред. О.Ю.Мамедова. – Ростов-на-Дону, 2004.
  16. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? // Экономист. - 2007. - № 3. – С.48-58.
  17. Хамзаева А. Необходимость существования естественных монополий. // Реформа. – 2005. - № 3(27). – С.35-39.
  18. Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 2004.
  19. Ходов Н.Г. Основы государственной экономической политики. - М., 2002.
  20. Экономика. / Под ред. Булатова А.С. - М., 2002.
  21. Экономика. / Под ред. Архипова А.И. - М., 2004.
  22. Экономическая теория. / Под ред. М.Н.Базылева и др. - Мн., 2001.
  23. Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина. – СПб, 2004.
  24. Экономическая теория (политэкономия). / Под  ред. И. Видяпина, Г.П. Журавлевой - М.: Инфро-М, 2005.

Информация о работе Конкуренция и ее формы