Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом веке явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".

Содержание работы

Введение...................................................................................................................1Глава 1.Сущность, функции и значение конкуренции…………………………2
Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков……………….5
Глава 3.Методы конкурентной борьбы………………………………………...13
Глава 4.Основные модели рынков……………………………………………...15
Глава 5.Проблемы конкуренции в экономике России………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….....24

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................1Глава 1.Сущность, функции и значение конкуренции…………………………2

Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков……………….5

Глава 3.Методы конкурентной борьбы………………………………………...13

Глава 4.Основные модели рынков……………………………………………...15

Глава 5.Проблемы конкуренции  в экономике России………………………...20

Заключение…………………………………………………………………….....24

                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
ХХ век в мировом экономическом  развитии без сомнения можно назвать  веком конкуренции. Именно в этом веке явление конкуренции приобрело  международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".

 Современная рыночная  экономика представляет собой  сложнейшую структуру, состоящую  из   огромного   количества   разнообразных    производственных, коммерческих ,финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых  норм  бизнеса,  и  объединяемых  единым понятием - рынок.

По  определению,  рынок  -  это  организованная  структура,  в  которой

существуют  производители  и  потребители,  продавцы  и  покупатели ,  где в результате  взаимодействия   спроса   потребителей   (спросом называется

количество товара, которое  потребители могут купить по определенной цене)  и предложения производителей (предложение - это количество товара ,  которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены  товаров, и  объемы  продаж.   При  рассмотрении   структурной   организации   рынка определяющее значение имеет количество производителей   (продавцов) и количество  потребителей  (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это  количество производителей и потребителей, характер и  структура  отношений  между  ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений,  является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).

 Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства,  тип

взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен  и  объемов  предложения товаров  на рынке. Это  конкуренция между   производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями  как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом ,  побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других.  В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной  сфере  .  Конкурентная  борьба  -  это динамический   (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 

Глава 1. Сущность, функции и значение конкуренции.

 Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию  из разговорного языка

от   латинского   слова    «concurrentia»,    означающего    «столкновение»,

«состязание».  В экономике  конкуренция определяется следующим  образом.

 

  «Конкуренция —  ситуация,  когда  существует  несколько  альтернативных

направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы  различные

группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться  этим благом».

   Конкуренция – соперничество между участниками рыночного  хозяйства  за лучшие условия производства, купли и  продажи  товаров.  Такое  столкновение неизбежно  и  порождается  объективными  условиями:   полной   хозяйственной обособленностью  каждого  субъекта  рынка,  его   полной   зависимостью   от хозяйственной конъюнктуры  и  противоборством  с  другими  претендентами  за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и  процветание  –  закон рынка.  Конкуренция  (как  и  её  противоположность   -   монополия)   может существовать  только  при  определённом   состоянии   рынка.   Разные   виды конкуренции (и монополии)  зависят  от  определённых  показателей  состояния рынка. Основными показателями являются:

а)       Количество   фирм   (хозяйственных,   промышленных,   торговых

предприятий,  имеющих  права  юридического  лица),  поставляющих  товары  на рынок;

б)      Свобода  вхождения предприятия на рынок  и выхода из него;

в)      Дифференциация  товаров  (придание  определённому  виду  товара

одного  и  того  же  назначения  разных  индивидуальных  особенностей  -  по

фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г)      Участие  фирм в контроле над рыночной ценой.

 

                        Функции конкуренции.

 

  Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель

должен предлагать изделия,  которые  предпочитает  потребитель  (суверенитет потребителя). Отсюда и  факторы производства под влиянием  цены  направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

 

 

    Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  -предприятия, которые предлагают  лучшую  по  качеству  продукцию или

производят   ее   с   меньшими   производственными    затратами,    получают

вознаграждение  в  виде  прибыли  (позитивные  санкции).   Это  стимулирует

технический прогресс;

  -предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают  наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.  Это отвечает господствующему   в   конкурентной   борьбе   принципу   вознаграждения   по результатам.

 

 

 Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену.  В то же время конкуренция предоставляет покупателю  возможность выбора  среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

    Политика  в  области  конкуренции  призвана  заботиться  о  том,  чтобы

конкуренция могла выполнять  свои функции. Руководящий  принцип  "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в  области  конкуренции предполагает, что:

 

-  технический  прогресс  в  отношении  изделий   и   процессов   быстро

внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

 

- предприятия  гибко   адаптируются  к  меняющимся  условиям  (например, склонности  потребителей), (адаптация под давлением  конкуренции).

 

 

    Масштаб  интенсивности  конкуренции   определяется   тем,   как   скоро преимущества в  прибыли  теряются  в  результате  успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую  очередь  это  зависит  от  того,  насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и  насколько динамичен спрос.

   В  соответствии  с  руководящим   принципом   оптимальной   интенсивной конкуренции   благоприятные   условия   для   нормального   функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой"  олигополией  с "умеренной"  индивидуализацией  продукции.  "Узкая"  олигополия  с   сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

  В каждой рыночной экономике существует опасность  того,  что  участники конкурентной борьбы попытаются уклониться  от  обязательных  норм  и  риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору  о  ценах или  имитации  товарных  знаков.   Поэтому   государство   должно   издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы  и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

-  предлагаемая  услуга  должна  быть  соразмерной   по  цене  и  другим

договорным условиям;

-  защищенные  правовыми   нормами  товарные  знаки   и  марки   помогают

покупателю различать  товары по  их  происхождению  и  своеобразию,  а  также

судить о некоторых  их качествах;

- ограниченная по времени  патентная защита (20 лет) и   зарегистрированные промышленные  образцы, а также образцы промышленной  эстетики.

 

   Как  и  всякое  явление,  конкуренция  имеет   свои   положительные   и  отрицательные стороны.

 

      Положительные стороны конкуренции:

         1.  конкуренция  заставляет  постоянно   искать   и   использовать   в

        производстве новые возможности;

     2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

     3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;

     4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

     5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать           цены на предлагаемый товар;

     6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

     7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

     8. конкуренция вводит новые формы управления.

 

      Отрицательные стороны конкуренции:

     1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

     2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

 

      На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

     a) при его производстве:

         . производительность труда;

         . уровень налогообложения;

         . внедрение научно-технических разработок;

         . размеры прибыли предприятия;

         . величина оплаты труда.

     b) при его потреблении:

         . продажная цена товара;

         . качество;

         . новизна;

         . послепродажное обслуживание;

              . уровень предпродажной подготовки.

  

 ГЛАВА 2. Виды  конкуренции: классификация товарных  рынков.

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция  определятся разными авторами по-разному: жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда  ни один из них не в состоянии  оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного  товара на данном рынке;

состязание экономических  субъектов на товарном рынке, при  котором ни один из них не в состоянии  оказать решающее влияние на общие  условия реализации однородного  товара на данном рынке;

вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный  товар и ни одна из фирм не имеет  достаточно большой доли рынка, чтобы  влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны;

состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок  или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

характеристика рынка, где  много фирм продают стандартный  товар, и ни одна из них не имеет  достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции  характеризуется пятью признаками:

Наличие большого числа экономических  агентов, продавцов и покупателей;

Однородность продаваемой  продукции;

Ни один из продавцов или  покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену;

Свободный вход на рынок  и выход с него;

Максимальная информированность  продавцов и покупателей о  товарах и ценах.

Информация о работе Конкуренция и её виды