Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:14, курсовая работа
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом веке явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".
Введение...................................................................................................................1Глава 1.Сущность, функции и значение конкуренции…………………………2
Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков……………….5
Глава 3.Методы конкурентной борьбы………………………………………...13
Глава 4.Основные модели рынков……………………………………………...15
Глава 5.Проблемы конкуренции в экономике России………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….....24
Содержание
Введение......................
Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков……………….5
Глава 3.Методы конкурентной борьбы………………………………………...13
Глава 4.Основные модели рынков……………………………………………...15
Глава 5.Проблемы конкуренции в экономике России………………………...20
Заключение……………………………………………………
Введение
ХХ век в мировом
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих ,финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению, рынок - это организованная структура, в которой
существуют производители и потребители, продавцы и покупатели , где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется
количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара , которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип
взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется
конкуренция между
Глава 1. Сущность, функции и значение конкуренции.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка
от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,
«состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных
направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные
группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых
предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара
одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по
фабричной марке, качеству, цвету и др.);
г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Функции конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель
должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами, получают
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует
технический прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы
конкуренция могла выполнять
свои функции. Руководящий принцип
"оптимальной интенсивности
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро
внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим
договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают
покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также
судить о некоторых их качествах;
- ограниченная по времени
патентная защита (20 лет) и
зарегистрированные
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в
производстве новые возможности;
2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
. производительность труда;
. уровень налогообложения;
. внедрение научно-технических разработок;
. размеры прибыли предприятия;
. величина оплаты труда.
b) при его потреблении:
. продажная цена товара;
. качество;
. новизна;
. послепродажное обслуживание;
. уровень предпродажной подготовки.
ГЛАВА 2. Виды
конкуренции: классификация
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция
определятся разными авторами по-разному:
жесткая конфликтная
состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны;
состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;
характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.
В целом, как следует из
определений, модель совершенной конкуренции
характеризуется пятью
Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
Однородность продаваемой продукции;
Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену;
Свободный вход на рынок и выход с него;
Максимальная