Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом веке явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".

Содержание работы

Введение...................................................................................................................1Глава 1.Сущность, функции и значение конкуренции…………………………2
Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков……………….5
Глава 3.Методы конкурентной борьбы………………………………………...13
Глава 4.Основные модели рынков……………………………………………...15
Глава 5.Проблемы конкуренции в экономике России………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….....24

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность товара: соответствие по всем параметрам требованиям  рынка, покупателей, потребителей, сравнительная  характеристика потребительских и  стоимостных параметров данного  товара по отношению к товару-конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к  цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации), совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, которые отражают отличия  его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени, способность товаров и услуг  отвечать требованиям рынка.

По многим видам продукции  особенно важны технико-экономические  параметры: надежность и долговечность  машин и оборудования, точность приборов, материалоемкость и энергоемкость  продукции и др. К некоторым  видам продукции предъявляют  ряд обязательных требований (сертификат безопасности, сертификат экологичности). Важны при этом эстетичность изделий, их внешний вид, удобство пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев национальным традициям и др. Товар должен быть конкурентоспособен и по цене, она должна быть не выше, чем у других предприятий. Высшей конкурентоспособностью обладают новинки - товары, выпускаемые впервые в мире или стране, удовлетворяющие существующую потребность или вызывающие возникновение и развитие новой потребности.

Главными составляющими  конкурентоспособности являются: технический  уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей  стороны, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей , своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при  поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение  темпов производительности труда.

Понятие конкурентоспособности  тесно связано с понятием «качество». Различаются эти понятия в  следующих аспектах. Если под качеством  понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется  их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст никакого экономического эффекта. На уровень конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают такие факторы рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров, развитие снабженческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного) обслуживания. Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Р) к затратам на его приобретение и потребление (С) максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. Оценка возможна только в сравнении, поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

а) анализ рынка и выбор  наиболее конкурентоспособного товара - образца в качестве базы;

б) определение сравнительных  параметров обоих образцов;

в) расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  оцениваемого товара.

 

Глава 3. Методы конкурентной борьбы.

Конкуренция в переводе с  латинского языка значит "сталкиваться" и  как было уже  отмечено  выше  означает  борьбу  между товаропроизводителями за наиболее  выгодные  условия производства  и сбыта продукции.  Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая  при этом производителя    внедрять    научно-технические     достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

   Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен,  стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых  идей, изобретений). Она  способствует  вытеснению  из  производства  неэффективных предприятий,  рациональному  использованию  ресурсов,  предотвращает  диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

  Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства  и соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие , новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

 Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

  Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

При скрытой  ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало: так , «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства». К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

Сильнейшим орудием неценовой  конкуренции всегда была реклама, сегодня  ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят  до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и  формируют доверие к своей  товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как  «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель  выступает во внешней торговле.

  К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся  промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне  ничем не отличающихся от изделий-подлинников,  но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более  дешевых, закупка образцов с  целью их копирования. По свидетельству  французского МОСИ, наиболее активны  «фирмы-имитаторы», находящиеся в  Марокко, Гонконге, на Тайване,  в Турции, на Сингапуре, в Южной  Корее, Японии, Швейцарии, Мексике , Бразилии.

 

Глава 4. Основные модели рынка

    В  зависимости   от  соотношения  между  количеством   производителей  и

количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

  1.  Чистая  конкуренция   являет  собой  ситуацию   когда   на   рынке

присутствует большое  количество  самостоятельных  производителей  некоторого однородного  товара  и  масса  обособленных  потребителей  данного   товара.

Чистую,  или  свободную,  конкуренцию  принято  еще   называть   совершенной конкуренцией,  а  три  других  типа  ―  объединять  названием  несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан  Робинсон  (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933  г.),  которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

  2.  Огромное  число   обособленных  потребителей  и   малое  количество

производителей, каждый из  которых  может  удовлетворить  значительную  долю общего спроса. Такая  структура  называется  олигополией,  и  порождает,  так называемую, несовершенную конкуренцию.

3.  Предельным  случаем   является  монополия.  В  этом  случае  массе

потребителей    противостоит    единственный    производитель,     способный

удовлетворить  общий  спрос  всех  потребителей.  Когда  рынок   представлен

относительно  большим  числом  производителей,   предлагающих   гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции .

  4.  Существует  также   чистая  монополия.  В  этом  случае   на   рынке

присутствует только один производитель товара и множество  потребителей.

 

 Рассмотрим подробнее  основные из вышеперечисленных рыночных структур.

 

1 Свободная (чистая) конкуренция

  Чистая  конкуренция   представляет  собой   рыночную   ситуацию,   когда многочисленные,  независимо  действующие  производители   продают  идентичную (стандартизированную)  продукцию,  и  ни  один  из  них   не   в   состоянии  контролировать рыночную цену.

 Таким  идентичным,  или  стандартизированным,   товаром   может   быть,

например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это  означает,  что  все

продавцы таких товаров  предлагают практически одинаковый продукт; разница  в потребительских  свойствах  отсутствует.   Поэтому   покупателю   не   стоит утруждать  себя выяснением отличий в  качестве,  свойствах  ―  их  фактически нет. А для продавца становится  практически  бессмысленным  вести  неценовую  конкуренцию. Каждый из продавцов при  этом не в состоянии  повлиять  на  цену товара, складывающуюся  на  рынке.  Это  связано  с  тем,  что  доля  любого продавца  в   общем   объеме   предлагаемой   на   рынке   продукции   очень незначительна. Продавец на таком  рынке является "ценополучателем".

   Выделим  основные характеристики чистой  конкуренции:

а) многочисленность участников обмена ― продавцов и покупателей;

б) тождественная, стандартизированная  продукция. Этому требованию могут

отвечать только простые  товары, примеры которых ранее  были названы;

в) свободный доступ к  рынкам новых продавцов и  возможность  такого  же

свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько  шире,  то можно отметить, что препятствиями  для входа новых субъектов  в любую  отрасль могут  быть:   технологические,   ресурсные,   финансовые,   законодательные  ограничения.  Например,  сложность  технологии  и   необходимость   большого стартового капитала характерны  для  многих  производств  в  машиностроении, металлургии,   нефтепереработке,   что   резко   сужает   число    возможных претендентов на появление  в этих отраслях. В то же время  большинство  сфер, например сельскохозяйственного  производства, не имеют таких сложных  условий

входа для новых производителей;

г) наличие полной информации у  участников  обмена.  Покупатели  должны

иметь  сведения  об  имеющихся  продавцах,   их   ценах,   других   условиях

реализации. Экономические  субъекты должны  располагать  примерно  одинаковым объемом информации о  рынке.

  Эти условия в большинстве  случаев сегодня являются трудноосуществимыми.

Поэтому  чистая,  или  совершенная,  конкуренция  ―   это   редкостный   тип

конкуренции  в  современной  экономике.  Преобладают   формы   несовершенной конкуренции, где  продавцы  обладают  определенным  контролем  над  рыночной ценой.

 

Информация о работе Конкуренция и её виды