Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом веке явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".

Содержание работы

Введение...................................................................................................................1Глава 1.Сущность, функции и значение конкуренции…………………………2
Глава 2. Виды конкуренции: классификация товарных рынков……………….5
Глава 3.Методы конкурентной борьбы………………………………………...13
Глава 4.Основные модели рынков……………………………………………...15
Глава 5.Проблемы конкуренции в экономике России………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….....24

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

2 Монополия

  Происхождение названия  этого типа несовершенной конкуренции   связано  с тем реальным  обстоятельством, что очень многие  продавцы,  предлагая  схожие  товары,  стремятся,  в  то  же  время,  придать  им  уникальные,   особенные свойства. Эти отличия  могут быть как реальными, так  и мнимыми.

  Монополистическая конкуренция  ―  это  такая  рыночная  ситуация,  когда

многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать  им  реальные или мнимые уникальные качества.

 Примеры такой конкуренции  следующие :  "жевательная резинка,  очищающая зубы", "журнал для деловой женщины",  "автомобиль  для тропиков",  "свежий хлеб",  "шампунь,  укрепляющий корни волос",  "вина   из   лучших   сортов винограда", "наши акции ― всегда  в цене",  "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк  осуществляет  самые быстрые расчеты",  "шоколадный батончик ― райское наслаждение" и т. д.

 К основным  характеристикам монополистической  конкуренции можно отнести:

а) относительно большое  число некрупных производителей;

б) продажа схожей, но не  идентичной  продукции.  Разные  производители

занимаются созданием  разновидностей товара, удовлетворяющих  в принципе  одну и ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной  нельзя.  Здесь наблюдается дифференциация продукта;

в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного  контроля  над

рыночной  ценой.  Это  связано,  во-первых,  с   тем,   что   производителей

достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на  одного,―   относительно   небольшая.   Во-вторых,   спрос   на   такую    продукцию  характеризуется довольно высокой  степенью  эластичности:  покупатели  чутко реагируют на изменение  цены, и в случае ее повышения  могут переключиться  на приобретение схожей продукции у других  продавцов,  проигнорировав  какие-то особенности  в свойствах товаров.

   Соперничающие субъекты  могут использовать  здесь   как  ценовые,  так  и

неценовые методы конкуренции. Возможность применения  последних ,  в отличие от  условий чистой  конкуренции,  связана   с   дифференциацией   продукта: конкуренты предлагают  его разновидности,  стремясь  убедить покупателя  в превосходстве своих спецификаций  товара.   И   поэтому   здесь   являются достижимыми конкурентные  преимущества   в   результате   совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной  рекламы и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению  конкуренции, например по проведению согласованной  ценовой политики, являются  практически  малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и,  кроме того, размыты,  неопределенны сами  границы поля  конкуренции,  состав  ее участников;

д) сохраняются возможности относительно легкого вступления  в отрасль

новых  производителей.  По  сравнению  с   чистой   конкуренцией   трудности возрастают,  но  не   намного.   Масштабы   стартового   капитала,   уровень  технологической   сложности   не   ставят   непреодолимых    барьеров    для проникновения  в отрасль новых конкурентов.

 

3 Олигополия

 

Существуют рынки,  на  которых,  как  правило,  действует  относительно

небольшое  количество  крупных  фирм.  Строго  определить  количество  таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например,  такую количественную   характеристику   олигополистического   рынка,   где   число конкурентов  составляет от трех до пяти. Ее, видимо,  можно  принять  в  виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в  Москве  могут послужить  операторы сотовой связи, которых, на данный момент около 5-6.

 

  Олигополия ― это  господство  на  рынке  нескольких  фирм,  производящих

идентичные или схожие товары.

К  основным  характеристикам   олигополистической   конкуренции   можно

отнести:

а)  немногочисленность  конкурентов.  Каждый  из  них  обладает  обычно

довольно большой долей  рынка какого-то товара или услуги;

б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров.  Ряд промышленных  товаров,  таких,  например,  как  сталь,   алюминий,   цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно  предлагаются в условиях олигополистической конкуренции.    Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть,  к  примеру,  автомобили,  компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты―это обычно  значительные  по  размерам   структуры,   ведущие   крупномасштабное производство;

 в) сложность  входа   в  отрасль  новых  предприятий.  Здесь  уже  перед

потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные  проблемы.  Это  и  формирование  большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и  доступность  к важнейшим сырьевым ресурсам,  и  большие  возможности  "ветеранов" разными  способами  препятствовать появлению в отрасли  "новичков"  и  другое.  Пробиться  новым фирмам здесь действительно  сложно;

 г) наличие стимулов  к слиянию, сговорам, направленным  на  снижение  или

устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет  получить большую  долю рынка, в большей  степени использовать эффект масштаба:  как  "на  выходе"  ― при  продаже  своей  продукции  (это  можно  делать  с  меньшими удельными  издержками), так и "на входе" ―  при решении проблем, ресурсного  обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по  низшим  ценам).  Сговоры  ―  по  ценам, местам сбыта,  объемам  продаж  ―  возможны  здесь  потому,  что  количество конкурентов  ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную  почву  для подобных стремлений.

   В  условиях  олигополии  возможна  как   ценовая,   так   и   неценовая

конкуренция.  Но  ценовые  методы  соперничества  обычно  оказываются  менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость.  Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно  отвечать, иначе обнаружится слишком  большая  потеря  покупателей  и  прибыли.  Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на  нет  усилия  ценового  лидера.

Поэтому ценовые методы здесь  могут принести кратковременный  эффект.

 

4 Чистая монополия

 

При  такой  монополии  конкуренции  вообще   не   существует.   Уровень

конкуренции  изменяется  по  убывающей от  чистой  конкуренции до   чистой монополии.

 

Чистая, или абсолютная, монополия  ― это такая  рыночная  ситуация,  при

которой  имеется только  один  продавец  товара,  у которого  нет близких

заменителей. Отсутствие  близких  заменителей  означает,  что  у  покупателя

остается выбор не между  товарами, а между тем, покупать ли данный товар  или отказаться вообще от удовлетворения потребности в  нем. Продавец ― один, и  в этом  случае  он  ―  король,  а  покупатель  ―  слуга.  У  такого   продавца сосредотачивается огромная власть.

 

Отметим основные характеристики чистой монополии:

а) единственный продавец;

б) товарная дифференциация отсутствует;

в) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

г) очень трудные условия  вхождения в отрасль новых  предприятий. По сути

дела, вход оказывается заблокированным  финансовыми,   технологическими,

ресурсными, правовыми условиями.

  Абсолютный   монополист,   конечно   же,   не    выступает    в    роли "ценополучателя", он ― "ценоустановитель".  Он   полностью   контролирует

предложение товара, ему  представляется исключительная  возможность  выбирать на свое усмотрение любую  цену из возможных  в соответствии  с определенной кривой спроса.

  Здесь следует отметить, что понятие "монополия"  используется не  только

в строгом значении ―  как  чистая  монополия,  но  нередко  применяется  и  в

широком  толковании.  В последнем случае   монополия   обычно   трактуется

несколько расплывчато, как  доминирующее  положение  экономического  субъекта на рынке, т. е. можно,  видимо,  полагать,  что  в  таком  варианте  понятие "монополия" вбирает в  себя и чистую монополию, и олигополию. Проблема  ограничения  или   даже   устранения   конкуренции   вызывает

беспокойство  во  многих  странах.  Главная  роль  в  ее  решении  отводится

государству,  сам  рынок,  как  показывает  прошлый  и   современный   опыт,

недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

 

Глава 5.  Проблемы конкуренции в экономике России.

Закон конкуренции—закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция—это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество продукции (работы), кроме угрозы банкротства, если изготовитель засиделся на месте. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества товаров и снижения их удельной цены.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.

В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон  РФ “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.2004г., который  регулирует отношения хозяйствующих  субъектов на республиканских и  местных товарных рынках. Государственным  комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны  государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения  монополистов на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный  реестр объединений и предприятий-монополистов.

В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов  по надзору за соблюдением соответствующих  правовых норм.

Россия - часть мировой  экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этапе  развития проблема конкурентоспособности  товаров и услуг, и в целом  экономики России выходит на первый план.

Под конкурентоспособностью страны понимается способность нации  создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный  бизнес. Ежегодное аналитическое  исследование, которое швейцарский  институт проводит с 1989 года в содружестве  с исследовательскими организациями  во всем мире. Каждое государство оценивается  на основе анализа 331 критерия по четырем  основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность  бизнеса и состояние инфраструктуры, а также по ряду других факторов, отражающих ключевые экономические  показатели. Согласно результатам нового исследования 2011г., тройка лидеров с  прошлого года не изменилась: первое место  занимают США, далее идут Сингапур и  Гонконг - на втором и третьем местах соответственно. В первой десятке  самых конкурентоспособных стран: Швейцария (4-е место), Люксембург (5-е), Дания (6- е), Австралия (7-е), Канада (8-е), Швеция (9-е), Нидерланды (10-е). Замыкают список конкурентоспособности ведущих  экономик мира: Южная Африка (53-е  место), Украина, опустившаяся за год  с 46-го сразу на 54-е место, и Венесуэла, сохранившая последнюю, 55-ю позицию. Для сравнения: Германия - на 16-м месте, Китай - на 17-м, Великобритания - на 21-м, Франция - на 25-м, Индия - на 29-м, Южная  Корея - на 31-м, Бразилия - на 43-м, Италия - на 46-м. Соединенные Штаты остаются мировым лидером по конкурентоспособности вот уже 15 лет. В этом году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 43-го на 47-е место. Вместе с тем она опережает Турцию (48-е место), Хорватию (49-е), Мексику (50-е), Индонезию (51-е), Аргентину (52-е), Украину (54-е) и ряд других стран .По критерию эффективности государственной политики Россия за последний год поднялась с 39-го на 30-е место в рейтинге. Среди наиболее сильных показателей России авторы отчета назвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1-е место в мире), уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3-е место), профицит бюджета (4-е). К отрицательным показателям относят состояние пенсионной системы (54-е место). В целом по критерию эффективности государственной политики Россия опережает Японию (39-е место) и Францию (45-е), но уступает США (18-е), Австрии (20-е), Великобритании (24-е) и Германии (26-е).

Информация о работе Конкуренция и её виды