Конкуренция на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы – подробнее изучить рынок труда, рассмотреть разнообразие форм конкуренции на рынке труда и основные меры государственного регулирования конкуренции.
Исходя из поставленной цели, в своей работе я рассмотрю особенности функционирования рынка труда, его структуру и отдельные компоненты механизма функционирования, будут выявлены особенности рынка труда, отличающие его от любого другого.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Рынок труда: понятие и структура…………………………………….. ..5
2. Особенности конкуренции на рынке труда………………………….…14
3. Роль государства на рынке труда в условиях ограниченной конкуренции………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

конкуренция на рынке труда.docx

— 355.89 Кб (Скачать файл)

Олигополия на рынке труда характеризуется тем, что небольшое число работников диктует многочисленным работодателям условия найма: ставку или число рабочих мест. В случае олигополии в качестве наемного рабочего, как правило, выступают профсоюзы, которые могут проводить политику: а) ограничения приема в профсоюзы и получения рабочих мест; б) введения ограничений на осуществление определенных видов деятельности; в) повышения спроса на труд.

Главная причина формирования этого типа рыночной структуры –  экономия на масштабах производства. «Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, когда  крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, когда крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими»39.

При олигополии выделяют три  вида рынков:

« - рыночная структура, в  которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

- рыночная структура,  в которой несколько крупных  поставщиков, не связанных никакими  соглашениями, конкурируют между  собой;

- рынок, на котором  господствует группа корпораций  типа «производственной пирамиды»,  в которой существует  производственная  взаимосвязь в виде подетальной  специализации»40.

В отличие от других рыночных структур, фирма-олигополист всегда должна учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии ее конкурентов, которое в свою очередь определяется выбранным ею решением. В силу этого фирма:

« - не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

- не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

- не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

- не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума»41.

И крайний случай несовершенной конкуренции на рынке – монополия – «тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя»42.

Главный признак монополии  – занятие монопольного положения, то есть доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  ограничивать конкуренцию на рынке. Монополией является фирма, контролирующая производство и сбыт определенной продукции или услуги и наиболее существенно влияющая на цену.

На рынке труда встречаются 3 типа монополий: монопсония, монополия  и двусторонняя монополия.

Монопсония на рынке труда  означает наличие на нем единственного  покупателя трудовых ресурсов, т.е. единственного  работодателя.

Основные признаки монопсонии:

« - сосредоточение основной части занятых в сфере определенного  вида труда на одной фирме;

- полное отсутствие мобильности  работников, не имеющих реальной  возможности сменить работодателя  при продаже своего труда;

- установление монопсонистом  контроля над ценой труда в  интересах максимизации прибыли»43.

Рассмотрим монопсонический  спрос и предложение.

Рис. 5. Предложение труда и спрос на него в условиях монопсонии

При совершенной конкуренции  равновесие установилось бы в точке  W1L1 (рис.5). Но так как монопсонист платит равную зарплату за каждую единицу труда, кривая предложения становится кривой средних издержек. Следовательно, нанимать большее количество людей становится невыгодно, поэтому происходит сокращение рабочих до точки пересечения кривых предельных издержек и предельного продукта. В связи с этим снижается заработная плата до W2 в соответствии с кривой предложения. Равновесие устанавливается в точке W2L2, отличной от точки равновесия при совершенной конкуренции.

Негатив этой модели заключается  в том, что сокращается уровень  занятости – монополист нанимает меньшее количество людей по меньшей  цене и при этом имеет большую  прибыль. А сокращение занятости  в свою очередь ведет к сокращению производства, а также к снижению жизненного уровня населения.

Второй тип – монополия. Очень часто в качестве монополии  на рынке труда выступают профсоюзы.

Профсоюзы – это «объединения наемных работников, создаваемые  для защиты их экономических интересов  и улучшения условий труда»44.

Монопольная власть профсоюза  тем выше, чем больше работников в него входят. Считается, что продавец «обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска»45. Поэтому профсоюз, обладая монопольной властью, будет стремиться ограничить свое предложение труда с целью получения более высокой заработной платы.

Рассмотрим, каким образом  профсоюз может влиять на цену труда.

Рис. 6. Монопольное предложение труда профсоюзом

Пересечение кривой спроса и предложения на рисунке 6 показывает точку равновесия при отсутствии монопольной власти профсоюза. Но поскольку  эта власть существует, то профсоюз может снизить количество предлагаемого  труда до Lм. Профсоюз выбирает такое количество рабочих, «чтобы его предельный доход равнялся дополнительным издержкам по привлечению его членов к работе»46. В результате, цена труда повысится до Wм.

Случай, когда профсоюз является чистой монополией, встречается довольно редко, так как членами профсоюза  являются всего 20-30% рабочих отраслей. Но в развитых странах у членов профсоюзов зарплата выше, что свидетельствует  о возможности монопольной власти профсоюзов.

Действия профсоюзов направлены на защиту интересов работников. Профсоюза  заменяют индивидуальные трудовые договоры коллективными. Цель коллективного  договора – выработка и закрепление  приемлемых обеим сторонам договора условий купли-продажи рабочей  силы.

Роль профсоюзов на рынке  труда будет более подробно рассмотрена  в последующей главе.

Последний тип монополии  – двусторонняя (взаимная) монополия. Она возникает при наличие на рынке труда единственного покупателя (работодателя) и единственного продавца (профсоюза).

Рис. 7. Двусторонняя монополия на рынке труда

График двусторонней монополии  получается при наложении графиков монополии и монопсонии (рис. 7). Равновесие при совершенной конкуренции находилась бы в точке WскLск. Фирма-монопсонист будет стремиться снизить заработную плату путем сокращения рабочих до Lп. Профсоюз же в свою очередь будет стремиться поднять заработную плату до уровня Wп, также сокращая предложение труда. Окончательный уровень заработной платы заранее неизвестен. Он будет зависеть от силы противостоящих монополий. Существует возможность, что монопольная сила профсоюза компенсирует силу фирмы, в результате чего заработная плата и занятость могут оказаться желаемыми и соответствовать ситуации рынка.

Как и в других типах  рыночных структур, здесь также существует ряд недостатков.

«Монополия по сравнению  с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает цену»47.

На рисунке 8 сопоставлены излишки потребителей и производителей при монополии и свободной конкуренции. Части А и В показывают общие потери потребителей. Производитель получает прибыль в части А, но несет убытки в части С. Для нахождения чистых убытков, необходимо вычесть из прибыли производителя (А-С) потери потребителей (А+В). «Общие чистые убытки – это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией»48. На рисунке 2 они равны В+С.

Рис. 8. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

То есть, при монополии  производитель получает сверхприбыль (А), но при этом общество теряет часть своего благосостояния (В+С).

«Цель монополий – ограничение  конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей»49. Ограничивая конкуренцию, монополии вредят благосостоянию населения.

Однако есть и положительные  моменты. Монополия стимулирует  технический прогресс. За счет большей  прибыли они имеют больше возможностей для проведения исследований и создания новых технологий и видов продукции.

Для обеспечения нормального  функционирования рынка, необходимо вмешательство  государства. О его роли на рынке  труда я хотела бы посвятить следующую  главу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль государства на рынке труда в условиях ограниченной конкуренции

«Политику государства на рынке труда можно определить как составную часть социальной политики»50. Основная  задача государства – сгладить социальное неравенство и обеспечить нормальные условия для всех членов общества. Это объяснил Дж. Кейнс. «Государственные органы должны выработать такие условия, которые делали бы для бизнеса выгодным создание и усовершенствование рабочих мест в соответствии с возрастающими потребностями в них населения»51.

Рынок труда регулируется государством посредством административных и экономических рычагов; профсоюзы, обладающие монопольной властью, способны влиять на характер трудовых отношений, численность занятых и уровень заработной платы. Также, на трудовые отношения значительно влияет дискриминация работников и их трудовая мобильность. Именно на функционирование рынка труда влияют не только формальные институты, но и неформальные.

Как уже рассматривалось  ранее, на рынке труда государство  выполняет ряд определенных функций:

- социально-экономическая;

- законодательная;

- регулирование рынка  труда косвенными методами;

- защита прав всех  субъектов рынка труда.

«Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы»52.

Посреднически-вспомогательная  роль государства проявляется в  том, что оно берет на себя функцию  поиска и предоставления рабочих  мест, то есть оказывает помощь по трудоустройству.

Вспомогательный элемент  государства – экономические  программы и юридические нормы. «Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.»53.

Также, нормальное функционирование рынка невозможно без создания экономических  условий (таких, как налоги, льготы и  т.д.), без проведения политики занятости (содействие занятости населения, программы  подготовки и т.д.).

Административные меры государства  заключаются в регулировании  режима работы и отдыха, а также  квотирование рабочих мест для инвалидов, что вызывает недовольство работодателей, но помогает снизить безработицу  и повысить общее благосостояние населения.

Еще одна немало важная мера регулирования – помощь государства в открытии предприятий. Это связано с созданием новых рабочих мест, а значит увеличение числа занятого населения.

Государство регулирует величину предложения рабочей силы налогами, организацией переподготовки населения  и другими способами. Регулирует заработную плату, что приводит к регулированию спроса и предложения.

Все эти нормы, меры и программы позволяют нормально функционировать рынку труда.

В большинстве стран мира в модели государственного регулирования основная задача – обеспечение открытой конкуренции. Это считается важнейшим условием эффективного развития. «Конкуренция представляет собой процедуру открытия… присущую эволюции во всех ее формах, заставляющую человека помимо собственной воли вписываться в новые ситуации… Дело не в том, что вся эволюция держится на конкуренции; непрерывная конкуренция необходима даже для сохранения уже достигнутого»54.

В настоящее время возможность  саморегуляции рынка ослабла, и конкуренция развивается за счет государственной политики. Ее целью является «создание условий для эффективности экономики с помощью эффективной конкуренции – такой конкуренции, которая приводит к наивысшему уровню экономического благосостояния, которое представляет собой сумму потребительских полезностей и прибылей фирмы, причем фирма не получает сверхприбыли, а товары и услуги предоставляются по наименее возможным ценам»55.

Информация о работе Конкуренция на рынке труда