Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:17, курсовая работа
Цели данной работы – подробнее изучить рынок труда, рассмотреть разнообразие форм конкуренции на рынке труда и основные меры государственного регулирования конкуренции.
Исходя из поставленной цели, в своей работе я рассмотрю особенности функционирования рынка труда, его структуру и отдельные компоненты механизма функционирования, будут выявлены особенности рынка труда, отличающие его от любого другого.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Рынок труда: понятие и структура…………………………………….. ..5
2. Особенности конкуренции на рынке труда………………………….…14
3. Роль государства на рынке труда в условиях ограниченной конкуренции………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………35
Рыночное равновесие определяет равновесную цену труда, т.е. ставку средней заработной платы, а также равновесный уровень занятости.
Кривая предложения труда направлена вверх, что отражает действие закона предложения труда, который гласит: «чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда»19. То есть, при увеличении заработной платы, работники готовы больше работать и жертвовать своим свободным временем.
Обратное направление
кривой спроса отражает закон спроса
на труд. Работодателям не выгодна
высокая заработная плата работников,
так как это увеличивает
То есть, в точке рыночного равновесия достигается оптимум, приемлемый и для работодателя, и для работника.
В результате взаимодействия
механизмов спроса и предложения
рынок труда выполняет
«- регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капитала);
- обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;
- установление равновесной (доминирующей) цены
- содействие полной, но
экономически эффективной
Еще одна составная часть механизма функционирования рынка труда – цена труда. Она устанавливается в результате действия механизма спроса и предложения. Цена труда представляет собой заработную плату. Заработная плата – это «доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги»21.
Заработная плата отражает соотношение спроса и предложения на рабочую силу и трудовые услуги. На ее величину оказывают влияние множество факторов. Например, размер предприятия, местоположение, характер труда и другие.
С точки зрения работника,
назначение заработной платы заключается
в обеспечении нормального
В целом механизм формирования цены труда довольно сложный и подробно рассмотрен не будет.
Следующий компонент механизма функционирования рынка труда, который будет подробно рассмотрен в следующей главе, - конкуренция.
Конкуренция - это «борьба между людьми и группами людей за обладание редкими благами (товарами, услугами, ресурсами), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ»22 или «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать ну условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»23.
Конкуренция в целом повышает благосостояние общества: «потребители выигрывают от снижения цен и расширения ассортимента в результате эффективного распределения ресурсов и оптимальной организации производства, предприниматели в условиях честной борьбы снижают издержки и внедряют новейшие достижения науки, техники и управленческих решений»24.
Конкуренция может быть определена как совокупность определенных действий, включенных в экономический цикл. В этот цикл включены следующие процессы:
«- формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
- организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
- создание конкурентоспособной продукции;
- сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
- создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства»25.
По теории М. Портера суть конкуренции можно раскрыть с помощью следующих элементов:
« - угроза появления новых конкурентов;
- угроза появления товаров или услуг-заменителей;
- способность поставщика
комплектующих изделий
- способность покупателей торговаться;
- соперничество уже имеющихся конкурентов между собой»26.
Различают ценовую и неценовую
конкуренцию, добросовестную и недобросовестную.
Ценовая конкуренция – «
Неценовая конкуренция – «метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства»28. При неценовой конкуренции большую роль играют реклама, технической обслуживание, внешний вид и качество товара.
На рынке труда всегда существует определенное неравенство между рабочими местами и трудовыми ресурсами. «Часть рабочих мест, требующих для своего обеспечения очень высокой квалификации, остается незанятой, а часть лиц, не имеющих специальной подготовки, не могут найти работу»29. В связи с этим конкуренция возникает не только среди безработных, но и среди высококвалифицированных специалистов за более выгодное предложение.
Между работодателями также
возникает конкуренция по привлечению
более опытных и
В качестве примера сегодняшнего
дня можно привести высокий спрос
на бухгалтеров-аналитиков, в то время
как простые бухгалтеры остаются
невостребованными, так как рынок
ими перенасыщен. Здесь существует
конкуренция между бухгалтерами
за рабочие места и между
Существуют несколько условий, при которых рынок можно назвать конкурентным:
«- столь большое количество продавцов и покупателей труда (работников и нанимателей), что никто из них не в состоянии повлиять на его цену – рыночную заработную плату;
- равноценность работников (их квалификации и продуктивности) и рабочих мест;
- самостоятельный и не
зависящий от какого-то
- отсутствие барьеров, препятствующих
перемещению работников на
- равный доступ всех участников рынка труда к информации в сочетании с нулевыми издержками по ее получению»30.
Выделяют несколько типов конкурентных рыночных структур, среди которых совершенная конкуренция и монополия являются крайностями, а промежуточными вариантами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Основные характеристики представлены в таблице 1.
Табл.1. Характеристика основных моделей рынка
Совершенная конкуренция
– «это рыночная структура, при которой
продавцов и покупателей
Механизм совершенной конкуренции подталкивает «товаропроизводителей к снижению цен, обеспечивает наиболее выигрышное для потребителей ценообразование и способствует максимально эффективному использованию производственных ресурсов»32.
Совершенная конкуренция на рынке труда предполагает наличие четырех главных признаков:
«1) предъявление спроса на определенный
вид труда достаточно большим
количеством конкурирующих
2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии независимо друг от друга;
3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг, так и их продавцов;
4) объективная невозможность
агентов спроса и агентов
Для оценки достоинств и недостатков совершенной конкуренции можно рассмотреть динамику спроса и предложения отдельной фирмы и совокупность фирм.
Рис. 3. Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
На рисунке 3 можно наблюдать абсолютно эластичное предложение труда и постоянные предельные издержки, равные цене труда. Причина такого графика – фирма-конкурент очень мала и изменение спроса на труд не оказывает никакого влияния на рынок.
Заштрихованная область соответствует общему доходу, одна часть которого образует общие издержки на зарплату (OW0BL0), а другая (ABW0) соответствует чистому доходу.
Рис. 4. Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции
При переходе к отрасли график меняет свое положение. На рисунке 4 видно, что в точке W0 формируется равновесная ставка зарплаты, а в точке L0 – равновесное число занятых рабочих. Именно эта цена становится данностью, которую фирме приходится принимать.
Рассмотрев динамику спроса и предложения, можно отнести к достоинствам отсутствие безработицы (т.к. не наблюдается ни избыток, ни дефицит рабочей силы), достаточное количество рабочих рук, оптимальное распределение ресурсов и устойчивость. Основным недостатком является то, что для этого типа рынка характерны в основном мелкие предприятия, не имеющие достаточно крупного размера капитала. Следовательно, они не имеют возможность применять высокопроизводительную технику и производить научно-исследовательские и технологические работы для создания новых технологий или товаров.
В нашей стране можно отнести к рынкам совершенной конкуренции рынки продавцов, строителей, уборщиков, специализирующихся на ремонте и другие мелкие фирмы и предприятия. Но все таки, для России более характерны рынки несовершенной конкуренции, включая и монополию.
Несовершенная конкуренция – это такое состояние рынка, на котором «много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм»34. В своей работе я рассмотрю только структуры рынка с большим количеством покупателей.
Первая рыночная структура несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция возникает, «когда на рынке действуют два или более продавцов, каждый из которых обладает определенным контролем над ценой»35. Характеризуется наличием большого числа продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него, небольшим влиянием на уровень цен. Также, рынок характеризуется «дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые»36.
Рынок монополистической конкуренции, «с одной стороны, сохраняет многие лучшие черты рынка совершенной конкуренции, с другой – является самой динамичной, инновационной моделью организации рынка»37. Производители не заинтересованы в чрезмерном завышении цен, так как это обостряет конкуренцию и ведет к потере части прибыли. Такая организация рынка препятствует слишком резкому росту цен и побуждает к внедрению инноваций.
Здесь также имеется ряд
отрицательных черт, таких как
неполнота использования
Для большинства отраслей промышленности характерна другая рыночная структура – олигополия. Это «рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями»38.