Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа
Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40
Ценовая конкуренция бывает двух видов:
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы.
Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Методы,
применяемые при неценовой
Рассмотрим механизм действия ценовой и неценовой конкуренции (рис.2 и 3). При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой [18, с. 52].
Рис. 2. Ценовая конкуренция.
Организация, действующая при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2.
Организация, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.
Рис. 3. Неценовая конкуренция.
Через неценовую
конкуренцию организация
Это позволяет ей:
а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P2;
б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.
Вплоть до послевоенного периода из двух методов конкуренции во всем мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время, однако, ситуация изменилась. Это связано с рядом обстоятельств [6, с. 205]:
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке.
Развитие экономических реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Конкуренция становится главным фактором, направляющим развитие российской экономики.
Предпосылки усиления конкуренции на российском рынке. Их можно разделить на две группы, косвенно и непосредственно влияющих на усиление конкуренции [2, с. 28-32].
Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с факторами структурного характера, радикально изменившими приоритеты ведения бизнеса.
Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с изменениями в рыночном поведении товаропроизводителей (продавцов) и потребителей продукции. Они связаны с изменением поведения предприятий и покупательского поведения потребителей на рынке.
Перечисленные объективные
предпосылки развития конкурентных
отношений носят
В 1995 г. в России была начата
серьезная работа по созданию законодательства,
адекватно отражающего реально
протекающие экономические
К первым практическим мерам по реализации Закона «О конкуренции ... » относится формирование списка монополистов. В отличие от международной практики борьбы с монополистами, включающей широкий спектр средств, основная деятельность правительства в этой сфере была сконцентрирована на установлении предельных уровней рентабельности, прямого регулирования цен и даже ликвидации компаний. В очень короткий срок практика показала бесперспективность таких действий. И вскоре государство отказалось от массового и бессистемного использования подобных мер.
Главное направление деятельности
начало смещаться от контроля над
«временными монополиями» к поощрению
конкуренции. Для этих целей при
правительстве был создан Государственный
комитет по антимонопольной политике
и поддержке новых
Позднее в 1999 г. на базе ГКАП было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) [1, с. 62].
В 1995 году впервые для российских условий были определены общие направления формирования конкурентного товарного рынка:
Роль государственного регулирования
конкуренции, как и государства
в целом в экономических
В последнее время при выборе модели государственного регулирования чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а содержание этого участия [2, с. 40]. И заключаться оно должно в следующем:
Выполнение этих функций
позволит государству управлять
развитием экономической
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции.
§1 Формирование основных моделей конкуренции.
Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений, и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом - классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита.
А. Смит рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, отождествлял ее с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов [6, с. 111].
Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
- на основе теории конкурентной
цены сформулировал понятие
- определил основные условия
эффективной конкуренции,
- впервые показал, каким
образом конкуренция,
А.Смит заложил теоретические основы модели рынка свободной конкуренции, которая полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Развивая идеи А. Смита, его последователь Д. Рикардо построил более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он сконцентрировал внимание на том, как функционирует эта модель в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка, т.е. такими факторами, которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости [5,с.53].
Продолжателем развития идеи совершенной конкуренции стал Дж. С. Милль. Им было разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек.
Неоклассическая школа, расцвет
которой приходится на XIX век, еще
более точно и полно