Конкуренция в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 127.91 Кб (Скачать файл)

Ценовая конкуренция бывает двух видов:

    1. прямая, при которой фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары;
    2. скрытая, когда фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

В современном мире ценовая  конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Методы, применяемые при неценовой конкуренции, можно разделить на законные (разработка и выпуск новых товаров, реклама и стимулирование сбыта, усовершенствование выпускаемой продукции и др.) и незаконные (промышленный (экономический) шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, махинации с деловой отчетностью и др.).

Рассмотрим  механизм действия ценовой и неценовой  конкуренции (рис.2 и 3). При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой [18, с. 52].

         

 

Рис. 2. Ценовая конкуренция.

Организация, действующая  при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2.

Организация, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать  цены для увеличения сбыта.

 

Рис. 3. Неценовая  конкуренция.

Через неценовую  конкуренцию организация переводит  потребительский спрос вправо, успешно  выделяя сваю продукцию (услуги среди  конкурирующих).

Это позволяет  ей:

      а) увеличить спрос  с Q1 до Q2 при цене P2;

б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.

Вплоть до послевоенного периода  из двух методов конкуренции во всем мире заметно преобладал ценовой. В  настоящее время, однако, ситуация изменилась. Это связано с рядом обстоятельств [6, с. 205]:

    1. лобовое столкновение фирм при ценовой конкуренции истощает противников и часто делает их неконкурентоспособными в будущем;
    2. резко усложнились запросы потребителей;
    3. затраты на неценовую конкуренцию меньше;
    4. ценовая конкуренция стран ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, то есть цена не может опускаться ниже себестоимости продукции.

 

§3 Место и роль конкуренции на российском рынке.

Развитие экономических  реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений  на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Конкуренция  становится главным фактором, направляющим развитие российской экономики.

Предпосылки усиления конкуренции на российском рынке. Их можно разделить на две группы, косвенно и непосредственно влияющих на усиление конкуренции [2, с. 28-32].

Макроэкономические  предпосылки усиления конкуренции связаны с факторами структурного характера, радикально изменившими приоритеты ведения бизнеса.

  • увеличение количества и разнообразия предприятий, действующих на российском рынке;
  • либерализация цен и сокращение платежеспособного спроса;
  • либерализация внешнеэкономических отношений;
  • финансовая дестабилизация и инфляционные процессы;
  • обеспечение конвертируемости рубля;
  • приватизация и формирование негосударственного сектора экономики;
  • демонополизация экономики.

Микроэкономические  предпосылки усиления конкуренции связаны с изменениями в рыночном поведении товаропроизводителей (продавцов) и потребителей продукции. Они связаны с изменением поведения предприятий и покупательского поведения потребителей на рынке.

Перечисленные объективные  предпосылки развития конкурентных отношений носят фундаментальный  характер и являются результатом  серьезных изменений, происходящих в экономике.

В 1995 г. в России была начата серьезная работа по созданию законодательства, адекватно отражающего реально  протекающие экономические процессы и обеспечивающего конкурентную политику: были приняты пять федеральных законов: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства».

К первым практическим мерам  по реализации Закона «О конкуренции ... » относится формирование списка монополистов. В отличие от международной  практики борьбы с монополистами, включающей широкий спектр средств, основная деятельность правительства в этой сфере была сконцентрирована на установлении предельных уровней рентабельности, прямого  регулирования цен и даже ликвидации компаний. В очень короткий срок практика показала бесперспективность таких действий. И вскоре государство  отказалось от массового и бессистемного  использования подобных мер.

Главное направление деятельности начало смещаться от контроля над  «временными монополиями» к поощрению  конкуренции. Для этих целей при  правительстве был создан Государственный  комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур (ГКАП), к основным функциям которого были отнесены:

  • совершенcтвoвание нормативной базы и положений Закона                            «О конкуренции…»;
  • разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;
  • разработка правовой базы для регулирования деятельности банков и контроль за рынком ценных бумаг;
  • регламентация санкций к организациям, про изводящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;
  • регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний др [2, с. 33].

Позднее в 1999 г. на базе ГКАП было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) [1, с. 62].

В 1995 году впервые для  российских условий были определены общие направления формирования конкурентного товарного рынка:

  • выделение (разделение) самостоятельных предприятий из объединений и крупных компаний;
  • развитие инфраструктуры сферы обращения (транспорт, склады, посреднические, закупочные организации, биржи);
  • создание системы организованных товарных рынков и конкурсного распределения дефицитных ресурсов;
  • создание правовых основ и методов регулирования естественных и государственных монополий;
  • повышение правовой грамотности и культуры участников рыночных отношений.

Роль государственного регулирования  конкуренции, как и государства  в целом в экономических преобразованиях, является предметом дискуссий на всех уровнях власти, в среде ученых-экономистов  и политологов. При абсолютно  либеральном подходе предполагается, что государство минимально вмешивается  в экономику, предоставляя возможность  самонастройки ее механизма. При  абсолютно государственническом подходе  государство активно и детально вмешивается в экономику, обеспечивая  высокую долю государственного сектора  и высокий уровень государственных  инвестиций.

В последнее время при  выборе модели государственного регулирования  чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических  преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а содержание этого участия [2, с. 40]. И заключаться оно должно в следующем:

  • разработке законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;
  • жестком контроле за исполнением законодательства;
  • формировании и перераспределении финансовых потоков;
  • распределении на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;
  • инвестиционной активности (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.

Выполнение этих функций  позволит государству управлять  развитием экономической реформы, не прибегая к известным «госплановским методам». При этом совершенно очевидно, что сегодня степень реализации перечисленных функций государства  далека от того, чтобы стало возможным  достижение тех целей, для которых  эти функции предназначены. Поэтому  современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий  конкуренции приходится учитывать  несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и  противоречивые действия государственных  органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную  помощь и поддержку.

 

Глава 2. Основные виды и типы конкуренции.

§1 Формирование основных моделей конкуренции.

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений, и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом - классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита.

А. Смит рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, отождествлял ее с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным  механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда  и капитала, регулятору частных и общественных интересов [6, с. 111].

Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции  как эффективного средства ценового регулирования:

- на основе теории конкурентной  цены сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего  цены (при сокращении предложения)  и уменьшающего цены (при избытке  предложения);

- определил основные условия  эффективной конкуренции, включающие  наличие большого количества  продавцов, исчерпывающую информацию  о них, мобильность используемых  ресурсов;

- впервые показал, каким  образом конкуренция, уравнивая  нормы прибыли, приводит к оптимальному  распределению труда и капитала  между отраслями .

А.Смит заложил теоретические  основы модели рынка свободной конкуренции, которая полностью исключает  какой-либо сознательный контроль над  рыночными процессами. Развивая идеи А. Смита, его последователь Д. Рикардо  построил более полную теоретическую  модель совершенной конкуренции. Он сконцентрировал внимание на том, как  функционирует эта модель в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка, т.е. такими факторами, которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости [5,с.53].

Продолжателем развития идеи совершенной конкуренции стал Дж. С. Милль. Им было разработано уравнение  международного спроса, выделены так  называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация  ценовой эластичности спроса, разработаны  понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек.

Неоклассическая школа, расцвет  которой приходится на XIX век, еще  более точно и полно представила  влияние совершенной конкуренции  на ценовую систему. Особенно значительными  работами этого периода можно  считать неоклассические концепции  А.Маршалла. Развивая основные положения  классиков, он более последовательно  и полно обосновал механизм автоматического  установления равновесия на рынке с  помощью совершенной (чистой) конкуренции  и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако уже в конце XIX века многие критики  модели совершенной конкуренции  начали указывать на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Хронический дефицит  платежеспособного баланса многих европейских стран, резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и другие последствия  первого этапа общего кризиса  в начале XX века отчасти подтолкнули  А.Маршалла пойти гораздо дальше. Подвергая критике «условности» модели чистой конкуренции, разрабатывая теории анализа частичного и долгосрочного  устойчивого равновесия на рынке  и учитывая развитие технологии и  потребительских предпочтений при  определении относительных цен, он создал основы теории новой модели конкуренции — монополистической.

Информация о работе Конкуренция в современной экономике