Конкуренция в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 127.91 Кб (Скачать файл)

Модель рынка монополии  основана на ряде допущений:

  1. продавец является единственным производителем данного товара (продукта);
  2. продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;
  3. отсутствует свободный вход на рынок. На пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения;
  4. совершенная информированность монополиста о состоянии рынка;
  5. монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.

Монополист в состоянии  увеличить прибыль при помощи так называемой «ценовой дискриминации» — продажи одного и того же товара разным потребителям по разной цене. Продавцу в данном случае важно знать, эластичен  или нет спрос покупателя на данный товар. Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара — спрос уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить. Монополист для определения групп потребителей с эластичным и неэластичным спросом прибегает к сегментированию рынка.

В рамках модели монополии рынка выделяют три вида ценовой дискриминации:

  • каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект;
  • цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров;
  • разным покупателям продукция реализуется по разным ценам.

При помощи ценовой дискриминации  монополист присваивает значительную часть потребительского излишка  покупателя.

В экономической литературе даётся следующая классификация монополий [5, с. 67]:

1. С учетом охвата экономики  выделяются такие виды монополистических  организаций:

  1. чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
  2. абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

2. В зависимости от  причин возникновения различают  следующие виды монополий:

  1. естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).
  2. легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
  3. искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка. Они :
  • создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
  • применяют более крупный капитал;
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

 

Глава 3. Исследование конкурентной среды российского  рынка и его значение.

§1 Методика исследования конкурентной среды рынка.

Для оценки перспектив развития конкуренции недостаточно дать оценку степени развитости конкуренции, определить, к какому типу относится тот или  иной товарный рынок (типы рынка были рассмотрены в главе 2 данной работы). Необходимо иметь представление о жизненном цикле соответствующего товара, длительности сохранения его на рынке, возможности появления товаров-субститутов, удовлетворяющих определенную потребность качественно иным способом. Анализируя какой-то конкретный товарный рынок в его продуктовых и географических границах, нельзя игнорировать оценку конкурентоспособности представленной на нем продукции, а также самих ее производителей. На основе всестороннего анализа товарного рынка, оценки перспектив его развития формулируются рекомендации, разрабатываются меры по поддержанию и развитию конкуренции [3, с. 34].

Для оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке определяются:

  • продуктовые границы; географические границы;
  • субъекты рынка (число и состав продавцов и покупателей);
  • объем товарного предложения, представленного на рынке (в натуральном и стоимостном выражении);
  • уровень и динамика цен;
  • количественные показатели структуры (доля хозяйствующего субъекта на рынке, показатели концентрации товарного рынка);
  • рыночный потенциал хозяйствующих субъектов.

Для оценки объема товарного  предложения используются показатели поставки продукции на соответствующий  товарный рынок с учетом баланса  ввоза-вывоза продукции на соответствующую  территорию и за ее пределы.

Для определения емкости  рынка важно оценить не только текущие и будущие возможности  товаропроизводителей, но и покупательную  способность клиентуры (предприятий-переработчиков, населения).

Для оценки объемов спроса используются данные о количестве (численности) соответствующего контингента потребителей, объеме и структуре их доходов  и расходов.

В самом начале исследования устанавливаются границы исследуемого рынка. После этого рассматриваются  его количественные и качественные характеристики - прежде всего те, которые  связаны с применением методов  антимонопольного регулирования.

Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Объем товарных ресурсов рынка количественно характеризуется  общим объемом реализации товара в географических границах рынка  выделенной группе покупателей в  определенном периоде в стоимостных  и (или) натуральных показателях.

Общий объем реализации товаров  представляет собой сумму реализации товаров на данном рынке всеми  продавцами в натуральном или  стоимостном выражении за соответствующий  период [1, с. 58]:

где V - общая емкость рынка; Vi - объем продаж каждого i-гo предприятия; n - общее число предприятий.

Доля i-гo хозяйствующего субъекта рассчитывается по формуле [1, с. 60]:

где Di - доля на рынке каждого i-го предприятия; Qi - объем предложения на рынке каждого i-гo предприятия.

Расчет доли рынка, занимаемой хозяйствующим субъектом, необходимо проводить после того, когда четко  дан ответ на вопрос «На каком  этапе воспроизводственного цикла рассматриваются экономические взаимоотношения субъектов?». При переходе товара из сферы производства в сферу распределения меняются точки пересечения экономических интересов субъектов воспроизводственного процесса и, как следствие, меняется география, структура и параметры рынка.

Для определения структуры  и параметров рынка выявляются:

• все продавцы, функционирующие  на товарном рынке, для которого определены продуктовые и географические границы;

• все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного  продавца.

Для понимания того, кто  контролирует отдельные сегменты и  рынок в целом, расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке недостаточно. Расчет доли отдельного хозяйствующего субъекта должен быть дополнен расчетом доли на рынке той группы лиц, в которую этот хозяйствующий субъект входит. После расчета доли рынка, контролируемой хозяйствующим субъектом или группой лиц, в которую он входит, следует:

  • проанализировать такие качественные характеристики рынка, как наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов и степень их преодолимости;
  • оценить степень открытости рынка для межрегиональной и международной торговли;
  • определить рыночный потенциал хозяйствующего субъекта;
  • рассчитать коэффициенты концентрации рынка.

Остановимся подробнее на рассмотрении последнего показателя.

Концентрация  рынка. Для описания рыночной структуры и оценки уровня ее монополизации необходимо исследовать степень концентрации продавцов на рынке, а в качестве вспомогательной информации использовать данные об уровне рыночный (монопольной) власти продавцов и о нестратегических факторах рыночной структуры.

Показатели концентрации характеризуют степень неравномерности  распределения объемов производства или продаж товара между хозяйствующими субъектами, а также возможность  воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров  на соответствующем рынке.

Основными показателями концентрации, используемыми в экономической  теории и практике антимонопольных органов, являются коэффициент концентрации и коэффициент Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент концентрации (CR). Коэффициент концентрации рынка CR рассчитывается как отношение всех продаж товаров (услуг) предприятиями к общему объему продаж, и рассчитывается по формуле [1, с. 64] :

где Qk - объем продаж k-гo предприятия, Qj - объем продаж j-го менее крупного предприятия, m - число самых крупных (по доле на рынке) предприятий, n - число менее крупных предприятий.

Данный коэффициент позволяет  не только сопоставить уровни концентрации различных отраслей или рынков, но и проанализировать их динамику, установить, за счет доли каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка  рыночной власти.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Этот наиболее популярный обобщающий показатель учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке, характеризует уровень монополизации.

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана вычисляется как сумма квадратов  долей всех предприятий, действующих  на рынке, и может измеряться в  долях или процентах [1, с. 66]:

где Dk - доля k-гo крупного предприятия на рынке, m - число крупных предприятий.

Чем меньше HHI, тем меньше концентрация, тем при прочих равных условиях сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных предприятий. Для  конкурентного рынка (если число  предприятий на нем превышает 100) HHI стремится к единице, для монопольного рынка - к 10 000.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени  концентрации (табл. 2):

Таблица 2

Высококонцентрированные

рынки

При 70%<CR3<100%

2000<HHI<10000

При 80%<CR4<100%

1800<HHI<10000

Умеренно концентрированные рынки

При 45%<CR3<70%

000<HHI<2000

При 45%<CR3<80%

1000<HHI<1800

Низкоконцентрированные рынки

При CR3<45%

HHI<1000

При CR3<45%

HHI<1000


 

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации  рынка, равномерность распределения  продавцов. Чем больше продавцов  с равномасштабной поставкой  продукции действует на рынке, тем  меньше соответствующие показатели.

Итоговая оценка состояния  конкурентной среды на товарных рынках и ее использование. Сопоставление  и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру  товарного рынка, позволяет более  точно определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый  товарный рынок, и оценить степень  развитости (или неразвитости) конкуренции  на нем.

 

§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка  жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары.

Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает  его структуру и характер конкурентной среды. Уровень монополизации данного  рынка во многом определяется типом  района или населенного пункта. Региональные и муниципальные рынки жилищно-коммунальных услуг в России находятся еще  на стадии формирования, поэтому их исследование представляет значительный теоретический и практический интерес.

Информация о работе Конкуренция в современной экономике